Урок русского языка по теме "Местоимения 1, 2, 3-го лица" УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Познакомить с особенностями местоимений, учить заменять имена существительные местоимениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dlya_4_klassa.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Местоимения 1, 2, 3 – его лица.

Цели: познакомить с особенностями местоимений 1, 2, 3 – лица. Формировать умение заменять имена существительные местоимениями.

                                           

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.

Сегодня к нам на урок пожаловала сама королева Грамматика. И принесла с собой вот этот ларец.(в нем находятся карточки с местоимениями) . Расположите их правильно.

Я                        ТЫ                                   ОН, ОНА, ОНО

      МЫ                     ВЫ                                   ОНИ

- Попробуйте определить тему нашего урока?

III. Проверка домашнего задания

- Как вы заменили выделенные существительные?

IV. Чистописание

 На доске записаны слова: яма, мясо, ягода, оляпка

- Какая буква повторяется во всех этих словах?

- Как можно разделить эти слова?

- Что вы знаете про букву Я? (что это буква, слог и слово)

Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова яма. (в нем 2 сл., 3зв., 4бук.)

V. Работа по новой теме.

Но кроме карточек в ларце есть еще и указ самой королевы. Что же в нем давайте узнаем.

     Приказываю найти ответы на вопросы и объяснить мне:

          1) Какие бывают местоимения?

          2) Как они изменяются?

          3) Каким членом предложения бывают?

          4) Зачем они нужны в речи?

а)  - Что объединяет местоимения в первой строчке? (они в единственном числе)

- Что объединяет местоимения во второй строке? (они во множественном числе)

- Попробуйте догадаться ,что объединяет местоимения по столбикам? (они делятся по лицам, а в 3 лице в единственном числе еще и по родам)

б) Вывод в учебнике на стр. 165, 166.

в) Упр.377    а) устно,   б) письменно.

VI. Физминутка

Если услышите местоимения, то прыгните.

                                             Эхо

  Я бегу у самого откоса              Я спросила эхо: - Замолчишь ты? -

  И смешную песенку пою.           А сама притихла и стою.

  Эхо звонко и разноголосо          А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты!

  Повторяет песенку мою.             Значит понимает речь мою.( 11)

 

VII. Словарная работа.

а) - Отгадайте загадки и запишите отгадки.

1) На большие расстояния                    2) Сам вагон открыл нам двери

Мчится он без опоздания.                       В город лестница ведет.                

Пишутся в конце две С                            Мы своим глазам не верим

Называется …(экспресс)                          Все стоит, она идет.(эскалатор)

3) Рученька-ручища,                              4) К дальним селам, городам.

Что в земле ты ищешь?                              Кто идет по проводам?

Ничего я не ищу,                                         Светлое величество                  

Землю рою и тащу. (экскаватор)                Это..(электричество).

- Что общего? ( Все они начинаются на букву Э.)

б) Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом ЭКСКУРСИЯ. Это слово пришло к нам из латинского языка. В латинском языке оно звучало так: «экскурус».(«Экс» - означало «вы», «курус» - «бег»,путь).Все слово имело значение «выбегание» (вылазка, поездка). ЭКСКУРСИЯ – это коллективная поездка куда – нибудь с посещением чего-нибудь с образовательной и познавательной целью.

в) Работа по учебнику упр 378.

Групповая работа : 1 группа №1, 4.

                                 2 группа № 2, 4

                                  3 группа № 3,4.

Взаимопроверка тетрадей. Последнее предложение разобрать по членам с указанием частей речи.

VIII. Домашнее задание. Упражнение 379

IX. Итог урока

- Ответили мы на вопросы для королевы?

Давайте повторим еще раз

- Какие бывают местоимения?

- Как изменяются личные местоимения?

- Каким членом предложения являются?

- Какую роль играют в речи?

Если останется дополнительное время можно предложить хитрые вопросы.

  1. Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево?. (Оно, тот)
  2. Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Урок русского языка по теме: Не с глаголами. УМК Школа России Т.Г. Рамзаева 3 класс

Методическая разработка урока.Презентация к уроку.Таблицы и карточки для индивидуальной работы учащихся....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...