Планирование по русскому языку по УМК "Гармония" в 4 классе.
календарно-тематическое планирование (русский язык, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы М.С.Соловейчик по УМК «Гармония».
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), соответствует стандарту БУП-2004.
Основная цель:
Формирование у младших школьников орфографической грамотности, речевой культуры, умения свободно общаться в различных речевых ситуациях.
Задачи:
- Сформировать у четвероклассников важнейшее умение – умение учиться и общаться.
- Обеспечить становление учебной самостоятельности учащихся.
- Формировать письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.
- Формировать речевую культуру школьников.
- Осуществлять изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.
Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка направлено на обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления более эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность, для чего обеспечивается: 1) привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса; 2) пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи; 3) усиление объяснительного (для детей) аспекта при рассмотрении системы языка; 4) одновременно с изучением языка обучение выбору языковых средств с учётом задач и условий общения, в целом культуре речи и речевого поведения; 5) обращение при обучении построению предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; 6) обучение не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Освоение детьми русского языка, обучение его умелому использованию в процессе общения нацелено на осознание каждым ребёнком богатых возможностей языка для выражения мыслей и чувств и тем самым – на воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю. Так изучение языка рассматривается как средство формирования у учащихся языкового самосознания как элемента гражданственности.
3. Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию; освоение русского языка способствует развитию мышления учащихся, их воображения, эстетических чувств, интеллектуальных и творческих способностей. Значением учебного предмета «Русский язык» определяется его ведущее место в системе общего образования младших школьников.
Методические приёмы: предложение заведомо неверного способа выполнения задания – «ловушки»; сравнение данного задания с другим; организация целенаправленного наблюдения; обсуждение различных способов действий.
Формы работы – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные, дифференцированный подход.
Виды домашних заданий: по уровням сложности; по вариантам, творческого характера. На выходные дни домашнее задание задаётся детям, испытывающим трудности в обучении.
Дидактическое обеспечение учебного процесса:
для учителя:
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка», 4 класс. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2007г.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония», - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2003г.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс в двух частях. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2004г.
4. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс.
для учащихся:
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник «К тайнам нашего языка», 4 класс в двух частях. Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век», 2004г.
2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по русскому языку №1, №2, №3. 4 класс. Изд-во
«Ассоциация ХХΙ век», 2010г.
Содержание программы.
- Знаем – повторим, не знаем – узнаем. 18 часов.
- Знакомство со словосочетаниями. 7 часов.
- Представляем ещё одну часть речи. 4 часа.
- Проверяем себя. 10 часов.
- Пишем объявления. 2 часа.
- Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных. 19 часов.
- Части речи: что мы о них знаем? 8 часов.
- Учимся писать личные окончания глаголов. 16 часов.
- Новое о строении предложений. 7 часов.
- Учимся рассуждать. 5 часов.
- И снова о главном работнике в языке – слове. 10 часов.
- Размышляем, рассказываем, сочиняем. 10 часов.
- Перелистаем учебник. Повторяем. 8 часов.
Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками
начальной школы.
Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность):
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.
Тематическое поурочное планирование.
Содержание | Кол. час. по теме |
Первый триместр |
|
1 период | |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | 18 |
Урок Знаний. Игра «Путешествие в страну Знаний» | |
Перечитаем письмо. Анализ материала учебника. | |
Повторяем понятия, изученные в 3 классе. Различия деловых и картинных текстов. | |
Вспоминаем изученные орфограммы. | |
Все ли ты помнишь о речи? Требования к речи, виды речи. | |
Все ли ты помнишь о речи? Жанры речи. | |
Делаем дневниковые записи. | |
Что ты знаешь о словах? Лексическое и грамматическое значение слов. | |
Повторяем звуко-буквенный разбор слов. | |
Повторяем разбор слова по составу. | |
Вспоминаем части речи и способы их определения. | |
Анализируем слово как часть речи. | |
Как мы умеем анализировать слова? | |
Готовимся к проверке своих знаний. Вспоминаем орфографические правила. | |
Тренировка в орфографической зоркости и умении применять различные правила. | |
Контрольный диктант. Проверка ЗУН за 3 класс. | |
Работа над ошибками. | |
Решение орфографических задач и выполнение грамматических заданий. | |
Резерв | 2 |
Знакомимся со словосочетаниями | 7 |
Как предметы, признаки, действия назвать точнее. Знакомство со словосочетаниями. | |
Тренировка в построении словосочетаний. Наблюдаем за значениями словосочетаний. | |
Построение словосочетаний и выделение их из предложений. | |
Что может приказывать главный член словосочетания? | |
Что приказывает имя существительное имени прилагательному. | |
Тренировка в определении падежей имен существительных. Учимся правильной речи. | |
Проверочная работа по теме «Словосочетание» | |
Представляем еще одну часть речи | 4 |
Знакомство с новой частью речи – наречием. | |
Правописание наречий. Употребление наречий в речи. | |
Закрепление правописания наречий. Проверочная работа «Правописание наречий» | |
Написание изложения от 3-го лица по тексту Ю.Коринца. | |
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 10 |
Что ты знаешь об именах существительных? | |
Открываем новый секрет имен существительных. Склонение имен существительных. | |
Определяем склонение имен существительных. | |
Тренировка в определении падежей, изменение по падежам. | |
Дополняем памятку. | |
Проверяем себя. Подготовка к диктанту | |
Контрольная работа за I триместр. | |
Работа над ошибками | |
Знакомимся с новым жанром речи – объявление. | |
Пишем объявления. | |
Резерв | 2 |
Второй триместр |
|
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 19 |
Повторяем склонение имен существительных. Известное правило подсказывает новое. | |
Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных. Проверочные слова для каждого склонения. | |
Тренировка в написании безударных окончаний имен существительных. Правописание безударных окончаний имен существительных. | |
Разграничение родительного и винительного падежей. Правописание окончаний имен существительных. | |
Проверочная работа по теме «Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных» | |
Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных. Повторение уже известного способа. | |
Особенности склонения имен прилагательных и числительных. Правописание окончаний прилагательных в родительном падеже. | |
Правописание окончаний имен прилагательных. Роль имен прилагательных в речи. | |
Проверочная работа по теме «Правописание окончаний имен прилагательных» | |
Изложение по тексту В. Пескова «Приход зимы» | |
Склоняются ли имена существительные и прилагательные во множественном числе. | |
Имена существительные множественного числа в именительном падеже. | |
Имена существительные множественного числа в родительном падеже. Использование словаря трудностей. | |
Тренировочный диктант с подготовкой. | |
Закрепление грамматико-орфографических умений. Выполнение заданий под диктовку. | |
Контрольный диктант за первое полугодие. | |
Работа над ошибками. | |
Открываем еще несколько секретов правильной речи. Образование форм множественного числа от других корней, чередование согласных. | |
Секреты правильной речи. Беглые гласные, окончание –у в предложном падеже. | |
Части речи: что мы о них знаем? | 7 |
Повторяем известное об именах существительных и именах прилагательных, дополняем памятку разбора. | |
Знакомство с понятием выборочное изложение. | |
Секреты имен числительных. Количественные и порядковые числительные. | |
Изменение и правописание имен числительных. | |
Секрет употребления числительного один. | |
Учимся пользоваться личными местоимениями | |
Правило «взаимопомощи» суффиксов в неопределенной форме и в прошедшем времени глаголов. | |
Учимся писать личные окончания глаголов | 16 |
Имена склоняются, а глаголы… | |
Склонений – три. А спряжений? Памятка по определению спряжения глаголов. | |
Орфограммы в личных окончаниях глаголов. Тренировка в определении спряжения глаголов. | |
Проверочная работа по теме «Определение спряжения глаголов». | |
Зачем и как узнавать окончания глаголов. | |
Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола? Письмо с комментированием. Разграничение родовых и личных окончаний. | |
Глаголы- исключения. Правильные действия – правильная буква. | |
Повторение глаголов-исключений. Закрепление способа решения орфографических задач в личных безударных окончаниях глаголов. | |
Тренировка в написании глаголов на материале пословиц. | |
Дополняем памятку характеристики глагола. | |
Тренировка в написании личных безударных окончаний глаголов. | |
Словарный диктант. Запись глаголов под диктовку. | |
Орфографическая тренировка | |
Диктант «Проверяю себя» | |
Контрольный диктант за II триместр. | |
Работа над ошибками. | |
Резерв | 3 |
Третий триместр |
|
Новое о строении предложения | 7 |
Однородные члены предложения: грамматические признаки, роль в речи. | |
Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения. Дополняем памятку разбора предложения. | |
Построение предложений с однородными членами. Роль однородных членов в речи. | |
Выбор союзов и постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | |
Предложения бывают сложными. Знаки препинания в сложных предложениях. | |
Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами. | |
Выборочный диктант по теме «Однородные члены предложения, сложные предложения» | |
Учимся рассуждать | 5 |
Особенности назначения и построения рассуждений. | |
Рассуждение-объяснение и рассуждение-доказательство. | |
Обучение построению рассуждений. | |
Подготовка к изложению по тексту – рассуждению Ю.Дмитриева. Знакомство с текстом и обсуждение темы и проблемы. | |
Написание изложения по тексту. | |
И снова о главном работнике в языке – слове. | 10 |
Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления? | |
История слов «чернильница» и «шариковая ручка». Работа с текстом «История появления шариковой ручки». | |
Поговорим о значении слов. Написание сжатого изложения. | |
Многозначные слова, использование толкового словаря. | |
Синонимы и антонимы. | |
Изложение по тексту Э. Шима. | |
От значения слова – к правильному написанию. Тренировка в орфографической зоркости. | |
История слов с непроверяемым написанием. Работа с орфографическим словарем учебника. | |
Что мы знаем о словах? Как значение слова связано с его строением? | |
Систематизация всего изученного о слове. | |
Резерв | 2 |
Что надо уметь, чтобы писать грамотно? Решение орфографических задач, зависящих от значения слова. | 11 |
Поиск и исправление ошибок в тексте. | |
Написание тренировочных мини-диктантов. | |
Проверяем себя. Выполнение орфографических упражнений. | |
Самопроверка. Выполнение тестовых заданий. | |
Тренировочный диктант «Проверяю себя» | |
Итоговая контрольная работа за четвертый класс. | |
Выполнение грамматических заданий. | |
Работа над ошибками. | |
Знаешь ли, как правильно? Работа со словарем «трудностей русского языка». | |
Написание сочинений-размышлений на тему «Что я знаю о Дне Победы?» | |
Размышляем, рассказываем, сочиняем | 10 |
Предложение в тексте. Составление «рассыпанных» предложений. | |
Связь предложений с помощью повтора или местоимений. | |
Знакомство с жанром рассказа. Особенности жанра. | |
Письменный пересказ художественного текста. | |
Сочинение. Знакомство с памяткой «Как писать сочинение?» | |
Сочиняем сказку о цветах. | |
Написание сочинения-рассуждения «Мое любимое время года» | |
Написание юмористического рассказа по картинкам. | |
Перелистаем учебник. Чему мы научились? | |
Решение кроссвордов. Составление собственного кроссворда. | |
Резерв | 3 |
Итого за год 136 часов, из них на резерв 12 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...
тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по учебкику Рамзаевой
развернутое планирование содержит общеучебные умения и навыки...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по учебнику Г.М. Селиверстовой, Ф.Т. Манзановой ( для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса для общеобразовательных школ с родным (тувинским) языком обучения...

Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников А. В. Поляковой 1 – 4 классы
Наименование учебного предмета: русский язык. Класс: 3 Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016. Ко...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (1-4) по учебнику «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г....

Тематическое планирование по русскому языку для 4 класса (башкирский класс-4 урока в неделю) Начальная школа XXI века
Тематическое планирование по русскому языку в 4 кл...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Данное тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Иванова (программа "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе из-за досрочног...
