Система работы над лексическим значением слов
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений над умением детей включать нужное слово в контекст.

Цели:

  • Научить детей подбирать слова, подходящие по смыслу.
  • Активизировать словарный запас учащихся.
  • Помочь детям усвоить сочетаемость слова с другими словами.

1. «Если бы да кабы...»

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Поясняет: «Чтобы предложение получилось законченным, надо представить СЕБЯ тем, о ком идет речь».

• «Я хотел(а) бы узнать»

• «Я надеюсь, что когда- нибудь....»

• «Я думаю , что мое имя означает ...»

• «Я радуюсь, когда....»

• «Я грущу, когда...»

• «Я верю...»

• « Если бы я был(а) АВТОМОБИЛЕМ , то.....»

• «Если бы я был(а) РОССИЕЙ, то...»

2. «Прочти и назови» (работа с контекстуальными синонимами)

У курицы появились маленькие.....

…вывелись из яиц.

Курица зовет ... «КО-КО-КО!»

Маленькие ... клюют крошки и пьют воду из блюдца.

•Весной с юга прилетели две...

•На болоте эти .... вывели птенцов.

•Целый день ... носят своим птенцам еду.

3. «Доскажи словечко».

Учитель предлагает детям вставить нужные сравнения.

•Самолет летит, как.....

•Дождь льет, как....

•Снег блестит . как ...

•Глаза волка светятся, как ...

•У этого мальчика голова круглая, как.....

4. «Выбери нужное».

Выбрать два слова из скобок, которые находятся в смысловой зависимости с данным.

•Река ( берег, рыба, рыболов, тина, вода).

•Война (пушки, ружья, сражения, самолеты, солдаты).

•Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

•Лес (почва, грибы, дерево, волк).

•Чтение (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

5. «Выбери правильное слово».

•Животноводческая (ферма, фирма).

•Цветок (душистый, душный).

•Свитер (пушистый, пушной).

•Секретный (шифер, шифр).

•Вид (эффективный, эффектный).

6. «Утка и утята».

Вставь пропущенные слова.

Утка с утятами идут к .. .(озеру, пруду, реке).

Набежала темная... (туча, тучка).

Хлынул ...(дождь, ливень).

Утята прыгнули в ...( воду, озеро, пруд, речку).

Словарная работа на уроках литературного чтения неотделима от анализа идейного содержания произведения, поэтому на уроках используем следующие приёмы работы со словом:

  1. Замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;
  2. Включение слова в словосочетание, предложение;
  3. Словообразовательный анализ;
  4. Использование различных словарей.

Особенность словарной работы в начальных классах  состоит в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения её детьми. Психолог Н.И.Жинкин сказал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

В работе уделилось достаточно внимания упражнениям и заданиям на  обогащение, уточнение и активизацию словаря учащихся. Однако направление – устранение нелитературных слов и речевых недостатков - является перспективной тенденцией работы. Ещё в период обучения грамоте мы выполняем довольно много упражнений на соотнесение родовидовых понятий, работаем над ошибками, которые допускают дети: «В пруду живут рыбки и карасики. Мы нашли много грибов и опят. Все люди и дети идут смотреть салют. С наступлением осени стали чаще выпадать дожди, осадки и мокрый снег».

         Привлечение внимания к этим ошибкам, их объяснение и исправление полезно при первоначальном знакомстве со словами, обозначающими предметы. Возможны следующие задания для детей:

  1. Собрать вместе слова одной группы и приписать общее слово;
  2. К каждому из общих слов подобрать слова его группы;
  3. Найти, объяснить и исправить ошибки детей.

Примеры детских ошибок учитель может использовать по-разному. На основе этих ошибок целесообразно давать задания на конструирование с выбором из ряда предложенных нужного слова или с самостоятельным заполнением пропуска на месте этого слова; предлагать ошибочные варианты для редакторской правки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова". 4 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Фразеологические обороты". 4 класс. Школа России....

Контрольная работа по теме «Лексическое значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы» в 4 классе.

Контрольная работа по теме: " Лексическое значение слова. Синонимы, Антонимы, Омонимы.Фразеологизмы." Русский язык 4 класс.УМК " Перспектива"...

Проверочная работа по разделу "Лексическое значение слова"

Материал для проведения проверочный работы по разделу "Лексическое значение слова" для 3 класса по УМК "Школа России"...

Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения

laquo;Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентно...

Проверочная работа по русскому языку в формате работ МЦКО. Январь 2023 года. Падежи имён существительных (винительный падеж), лексическое значение слов, морфемный состав слов.

Проверочная работа по русскому языку в формате работ МЦКО.  Падежи имён существительных (винительный падеж), лексическое значение слов, морфемный состав слов....