Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц.

Цели:

• Помочь детям усвоить значения фразеологизмов.

• Показать   школьникам   возможность   подбора   синонимичных   и антонимичных пар фразеологизмов.

• Помочь   детям   осознать   фразеологизмы,   встречающиеся   в разговорной речи.

Упражнения.

1. «Фразеологический зверинец».

Вместо точек вставьте названия животных.

•Голоден как …                                 Изворотлив как.....

•Хитер как...                                        Колючий как.....

•Труслив как...                                    Надут как.....

•Здоров как...                                       Нем как.....

•Грязный как.. .                                     Упрям как.....

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока).

2. «В три колонки».

Укажите сначала фразеологизмы со значением «обманывать», затем со значением «бездельничать» и, наконец, со значением «быстро». Выпиши в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

3. «Рисунки — подсказки».

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим. Подсказкой вам будут рисунки (см. Приложение ).

• о том, кто сам не пользуется и другим не дает;

• об очень большой тесноте в помещении;

• о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном, положении.

• о полной тишине;

• о первых признаках проявления чего- нибудь хорошего, радостного;

• о   человеке,   на  которого   постоянно   сваливают   чужую   вину, ответственность за чужой проступок;

• об удачливом, счастливом человеке;

• о состоянии тоски, тревоги, беспокойства;

• о том, к чему трудно придраться;

• о забывчивости, плохой памяти;

(Ответы: яблоку негде упасть; слышно , как муха пролетит; первая ласточка, козел отпущения; в рубашке родился ; на душе кошки скребут; комар носа не подточит, голова как решето, собака на сене, сел в галошу).

4. «10 фразеологизмов».

Найди в тексте 10 фразеологизмов и объясни их.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

-Прекрати стук!- сказал папа.

А Саша стучит.....

-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое.. .Отберу молоток!..

Стучит...

-Сказано - сделано!- Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

-Отдай!

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

-Я машину чиню...

А бабушка:

-Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-Не все: мы не спим.

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

-Какая живая у нашей бабушки речь- вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

-Кашу маслом не испортишь.

 5. «Узнай по рисунку».

-Прочитайте выражения и рассмотрите рисунки. В каких случаях рисунок соответствует выражению?

• Мальчик у доски, он хватается за соломинку.    - Хватается за соломинку.

• Два сапога рядом.                                                   - Два сапога- пара.

• Падает снег на головы детей.                                 - Как снег на голову.

• Взрослые и дети сажают деревья.                          - Рука об руку.

• С гуся стекает вода.                                                  - Как с гуся вода.

• Пес острит уши.                                                        - Навострить уши.

• Мальчик ломает дрова.                                             - Наломать дров.

• Мальчик с пустыми длинными рукавами.              - Спустя рукава.

• Девочка в море по колено.                                         - Море по колено.

6.«Фразеологизмы — синонимы».

К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа.

Золотые руки

С глазу на глаз

Закрывать глаза

Смотреть сквозь пальцы

Плечом к плечу

Мастер на все руки

Одним словом

Лодыря гонять

Бить баклуши

Кот наплакал

Один на один

Бок о бок

Капля в море

Короче говоря

7.«Фразеологизмы — антонимы».

К данным выражениям подберите антонимы из колонки справа.

Брать себя в руки

Спустя рукава

Заварить кашу

Выходить из себя

Засучив рукава

Расхлебывать кашу

Первым делом

На худой конец

В лучшем случае

В последнюю очередь

8. «Вместо фразеологизмов - синонимы».

Замените фразеологические обороты словами - синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно, близко, грустить, мало, много, худой).

Подбор таких упражнений позволяет учителю провести не только анализ лексического значения фразеологизмов, но и оказывает определённое воздействие на ученика, даёт представление о предмете окружающей жизни через устойчивые выражения языка, способствует воссоздающему и творческому воображению школьника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0047.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0046.JPG

СОБАКА НА СЕНЕ                                                                                           СЕЛ В КАЛОШУD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0049.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0048.JPG

РОДИЛСЯ В РУБАШКЕ                                                                              ГОРОШИНЕ НЕГДЕ УПАСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Имена собственные в составе фразеологических единиц

В работе рассматриваются фразеологические единства английского языка, в состав которых входят имена собственные. Фразеология тесно связана с историей, литературой и традициями народа, говорящ...

Система упражнений по усвоению морфологических норм

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правил...

Урок по математике. 1 класс. Упражнения и задачи на усвоение таблиц сложения и вычитания. Круговые примеры.

Упражнения и задачи на усвоение таблиц сложения и вычитания. Круговые примеры. Цель: закрепить умения применять, изученные таблицы сложения и вычитания, при решении примеров и задач, умение...

Методические особенности по изучению фразеологических единиц в аспекте формирования речевых умений младших школьников.

В данной статье выделены особенности в изучении фразеологических единиц на уроках русского языка для эффективного формирования речевых умений у младших школьников....