урок русского языка в 4 классе . Тема: "Правописание частицы не с глаголами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Максякова Алевтина Ивановна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_kl._chastica_ne..doc44 КБ

Предварительный просмотр:

М. О. У. «Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1». Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Максякова Алевтина Ивановна.

2009 г.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки.

Задачи урока: - выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма;

- формировать коммуникативные умения детей;

- воспитывать осознанное отношение к выполнению правил культурного поведения.

Оборудование: учебник « Русский язык» 4 класс, автор А. В. Полякова, слайды, записи на доске, карточки.

I. Организационный момент.

Ход урока.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Сегодня надо нам узнать, Как не с глаголами писать.

П. Актуализация знаний.

1 .Чистописание.

Запись на доске:

На, о, об, и, по, над, из, но, с, а

-На какие группы можно разделить данные слова? (предлоги, союзы).

Назовите эти группы, (на, о, об, по, над, из, с) (и, но, а).

-Запишите. Дополните каждую группу.

- Что вы знаете о правописании предлогов и союзов?

2.Работа над стихотворением Ю. Вронского «Вредные привычки».

 Слайд

Автор Ю.Вронский.

                                             «Вредные привычки».

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

-Что вы можете рассказать о герое этого стихотворения?

-Почему так названо это стихотворение?

III. Проблема 1.Самостоятельная работа.

 -Выпишите из текста все глаголы.

Проверка самостоятельной работы.

-Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не).

Проверяем с помощью сигнальных карточек.

-В чем вы не согласны со своим товарищем? (Надо писать их с не).

-Почему?

Открытие 1 .

Дети: - Здесь глаголы, которые указывают на действия, которые делать не надо. Глаголы как бы имеют отрицательное значение.

-Может слово «не» как-то называется в русском

языке?

- Можем ли мы поставить вопрос к этому слову? (Нет).

-Можете ли вы определить, каким членом предложения является это слово? (Нет).

- Можем  ли  мы  отнести  это  слова  к  имени  существительному?   ...   к имени прилагательному? ... к глаголу?

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи).

(Слайд).

Служебные части речи.

Нельзя поставить вопрос.

Не обозначают предмет, действие, признак.

Не являются членами предложения.

- Правильно, это служебная часть речи - частица. Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание  или  утверждение?  Раз  отрицание,  значит,  как     ее  можно назвать? (Отрицательная частица).

Проблема 2.

- Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно).

 -Почему? (Слова пишутся отдельно).

-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами отдельно).

-Прочитайте правило в учебнике стр. 91

Осознание полученных знаний.

IV. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику стр.92 упражнение 125.

-Выпишите глаголы с частицей не.

Один ученик выписывает на доску, остальные работают в тетрадях. Слабым учащимся в работе помогает опора.

Запомни!

Не ____

Не играл

Не рисовать

Не выучу

Исключение:

ненавидеть

неволить

негодовать

2.Самостоятельная работа.

-Сейчас я вам загадаю загадки. Вы должны их не только отгадать, но и выписать из них как можно больше глаголов с частицей не.

1. Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

2. По земле не хожу,

Рот есть, а не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

3. Проверка работы по образцу.

Слайд.

Проверь!

Не найдешь, не рубили, не стучали, не хожу,

не говорю, не мигаю, не летаю.

Сравните свою запись с записью на слайде. Поднимите руку те ребята, у которых все правильно. Прекрасно!

Поднимите руку те ребята, у которых была всего одна ошибка. Хорошо!

Поднимите руку те, у кого больше 1-2 ошибок - не расстраивайтесь, ведь мы только начинаем изучение. Будьте внимательны!

Физкультминутка.

 Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

V. Повторение.

1 .Работа в парах.

-Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием.

1. ____  учи рыбу плавать.

2. По воробьям из пушки _____ стреляют.

3. В решете воду ______ удержишь.

4. Слезами горю ______ поможешь.

2. Взаимопроверка.

Проверка по образцу. (Слайд).

Проверь!

1. Не учи рыбу плавать.

2. По воробьям из пушки не стреляют.

3. В решете воду не удержишь.

4 Слезами горю не поможешь.

-Как же пишется частица не с глаголами?

3. - Определите лицо и число глаголов.

- Что вы можете сказать о глаголах - не удержишь и не поможешь? (Они 2 лица, ед. числа.) Какие гласные в окончаниях этих глаголов? (Разные.)

- Почему? Вы можете объяснить? (Нет.)

- Это будет темой нашего следующего урока.

4. Творческая работа в группах.

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Где уместно разместить такой текст?

-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. (Слайд)

Тексты посвящены разным темам:

1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.

2 группа - о правилах поведения в столовой.

3 группа - о правилах пользования книгой.

Творческая работа.

Составить текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

1 группа. «Правила поведения в лесу».

2 группа. «Правила поведения в

столовой».

3 группа. «Правила пользования книгой».

Проверка. По завершению работы (8 мин) представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на оформление текста, знаки препинания, написания частицы не с глаголами.

VI. Итог урока. 

-Что нового узнали на уроке?

-Что для вас на уроке было легко?

- С какими трудностям столкнулись?

Закончите фразу.

(Слайд).

Итог урока.

Закончите фразу:

- На уроке я не...

Домашнее задание.

-Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Разработка урока русский язык 3 класс тема "Правописание -и. -ы после ц"

Разработка урока русский язык в 3 классе программа Л.В.Занков по теме "Правописание -и, -ы после ц"...

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за интересный материал!