Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Горохова Елена Владимировна

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный материал может быть использован при работе по другим УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odnorodnye_chleny_predlozheniya_4_klass.zip415.92 КБ

Предварительный просмотр:

                 Интегрированный урок (русский язык-чтение) 4 класс

Тема. Закрепление знаний об однородных членах предложения на            

                           роизведениях А.С.Пушкина

Цели .

Обучающие:

-закрепить знания учащихся об однородных членах    предложения(ОЧП) *, совершенствовать умения в употреблении однородных членов предложения в устной и письменной речи;

-закрепить способы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения;

-расширять представления о красоте родного языка, используя произведения А.С.Пушкина;

-обучать работе в группе;

-пополнять словарный запас  учащихся.

Развивающие:

-развивать выразительную речь, память, внимание.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и уважение к русской литературе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Ожидаемый результат:

-умение применять полученные теоретические знания об однородных членах предложения на практике.

I.Организационный момент.

1)Запишите число, вставляя пропущенные буквы в числительное и замените транскрипцию имени существительного  словом:

* Оди.а.цатое  [акт ,ибр ,а] (ПРОВЕРКА)

2) Дать характеристику звуку [т].

II.Постановка целей. Тема урока.

   1)Прочитайте слова : (слайд)

«Сказка ложь,да вней намёк!

Добрым молодцам урок.»

-Кому принадлежат эти слова? (Ответ детей)

-Какое произведение заканчивается этими словами? (Ответ: Сказка о золотом петушке)

2) На прошлых уроках литературного чтения мы изучили ещё несколько произведений этого писателя (портрет-слайд), которые помогут нам сегодня закрепить тему по русскому языку:

Одна+родина+больной +злые  члены предложения(закрепление).

           +                 +        +        

-Возьмите указанные морфемы слов и сложите, чтобы получить первое слово.

-Какую тему мы сегодня будем закреплять? (слайд- Однородные  члены предложения (ОЧП*)

III.Чистописание.

1) Работа над буквой.

Урок начнём с чистописания, вспомним правописание буквы, с которой начинаются эти слова: ∆ ..чера ..езде ..осток ..месте (ответ- «В»)

Работа в тетради (Т)  (пока дети пишут, учитель вставляет букву на доске)

2)Работа над новым словом.

-Назовите лишнее слово? (Ответ: восток)Почему?(Ответы: это существительное, остальные слова-наречия)

-Каково значение этого слова? (Ответы: часть света, сторона горизонта)

-Составьте устно словосочетания с этим словом или его однокоренными словами. (Ответы: идти на восток, восточный ветер, восточный экспресс, восходит на востоке и т.п.)

_Какую букву в слове «восток» надо запомнить? (ответ «О»)

3)Работа над предложением.

 –А вот как использовал А.С.Пушкин это слово в одном из своих произведений :

∆  Царь (с)кл.кает трет?ю рать

И в.дёт её (к) в.стоку.

Прочитайте. Из какого произведения слова?(Ответы)

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.Т (ПРОВЕРКА: один у доски, объясняя )

4)Синтаксический разбор предложения .Самостоятельная работа.

-Дайте характеристику предложению(Ответы: Простое, повествовательное, невосклицательное, с ОЧП)

-Назовите однородные ОЧП. Почему не поставили запятую? (ответы: ОЧП связаны одиночным союзом  «и»)

-Какие члены предложения называют «однородными»?(Ответы: ОЧП называют слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)

-Какие члены предложения могут быть однородными? (ответы: ОЧП могут быть и главные и второстепенные ЧП*)

5) Словообразовательный разбор слова «скликает».Взаимопроверка.

6) Лексическая работа.

-Вспомните значение слова «рать»?(ответы: войско, дружина)

-Образуйте от этого слова однокоренное  имя существительное, используя суффикс –НИК. (Ответы: ратник)

-Подберите к этому слову СИНОНИМЫ? ( Ответы: воин, защитник, богатырь, боец, витязь, дружинник) (слайд)

IV. Упражнения в нахождении ОЧП в тексте.

1)Связь ОЧП.Нахождение ОЧП на слух.

-В разные времена защитников Родины называли по-разному. Обратимся снова к произведению Пушкина. Просмотрим и прослушаем отрывок из его сочинения.

ЗАДАЧА: Услышать в отрывке ОЧП.

DVD «Руслан и Людмила» (отрывок-Встреча Руслана с головой)

(ОТВЕТЫ)

  -Как могут быть связаны ОЧП?(Ответ: союзной и бессоюзной связью)

  - Как произносятся ОЧП? (Ответ:  с интонацией перечисления)

-Из какого произведения этот отрывок?(Ответ: поэма «Руслан и Людмила»)

                  Физминутка (минутка-отдыха)

 Произведения А.С.Пушкина положены на музыку. Вот, например , композитор Римский-Корсаков написал оперу по «Сказке о золотом петушке».Мы немного отдохнем под арию Шамаханской царицы.(музыка)

2) Знаки препинания при ОЧП. Проверка домашнего задания. Работа по учебнику «Литературное чтение» Ефросиньиной Л.4 класс.

-Проверим домашнее задание .Необходимо было в «Сказке о золотом петушке» найти отрывок с ОЧП, подчеркнув  член предложения ,которым они являются.

 (Ответы: зачитываются 3-5 отрывков, называются ОЧП)

-Какие знаки препинания ставятся между ОЧП?(Ответы: Запятые ставим , если связь бессоюзная и ОЧП произносятся с интонацией перечисления; связь союзная: повторяющийся союз «И», перед союзами «А», «НО»)

3) Работа в парах. Расстановка знаков препинания в отрывках из произведений Пушкина.(4варианта)См. приложени1.(Листки у детей на столах)

-Расставьте знаки препинания, подчеркните ОЧП.

При проверке назвать произведение, из которого взяты строки.

V. Игра «Я поэт». Работа в группах.

-ЗАДАЧА: Из разбросанных строк собрать отрывок. Узнать произведение, подчеркните ОЧП.(См. приложение 2)

Проверка.

VI. Работа над схемами предложений с ОЧП.

(Слайд)

Ничего (не)ск.зала ры.ка

Лишь хв.стом (по)в.де плеснула

И (у)шла (в)глубок мор.

- Из какого произведения отрывок? ТСпишите.Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Докажите.

-Составьте схему этого предложения?

О,О и О

                .

-Чего в ней не хватает?(Ответ: неуказанны какими членами предложения являются ОЧП) Указываем.

-О чём рассказывают схемы предложения?(Ответы: о том, как записываются предложения с ОЧП и какие знаки препинания расставляются при этом)

VII.Итоги. Рефлексия.

Подведение итогов проводится с помощью теста(2варианта)См. приложении 3 или игры «ДА и НЕТ», в зависимости от времени. См.приложение 4.

VIII .Д/З

IX.Резерв.

-Спиши, вставь пропущенный союз, подчеркни ОЧП.Т

А) Обнимает он ц.рицу

…сынка…м.лодицу.

Б) И отроки тотчас (с) к.нём отошли

…князю другого к.ня (под)в.ли.

В)Воеводы (не) др.мали

…никак (не )усп.вали.

Г) Я там был мё.  пиво пил

…усы лишь (об)м.чил.

        

Обозначения:

∆-на доске;  Т –работа в тетради; ОЧП- однородные члены предложения

Работа по презентации может быть заменена работой на интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...

Интегрированный уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема урока: « Как прекрасен этот мир-посмотри !  Добрый праздник среди зимы.» Цели урока: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении....

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 1 классе."Ударение"

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 1 классе."Ударение"...