Урок по русскому языку по УМК "школа России" - "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Василенко Татьяна Павловна

закрепить знания детей по теме  «Имя существительное», совершенствовать умение определять тип склонения, писать окончания имен существительных; создать условия для развития мышления и речи; для воспитания коммуникативной культуры, умения выслушивать и уважать мнение других; воспитывать  чувство гордости за Россию, Краснодарский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.urok_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 п. ВЕНЦЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ







 



 ТЕМА «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ»







Учитель



начальных классов



МОУСОШ № 13 п. Венцы



ВАСИЛЕНКО



ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА





2007г.




        ЦЕЛЬ:  закрепить знания детей по теме  «Имя существительное», совершенствовать умение определять тип склонения, писать окончания имен существительных; создать условия для развития мышления и речи; для воспитания коммуникативной культуры, умения выслушивать и уважать мнение других; воспитывать  чувство гордости за Россию, Краснодарский край.

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки; карточки для индивидуальной работы; карточки «Гора Кронос», «Река Алфей», «Олимпиада», фотографии зимних видов спорта, девиз, таблица «окончания существительных».

 

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗМИНКА:   Сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я думаю, что у нас все получится.
  3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

- Сегодня мы обобщим наши знания об имени существительном. Закрепим наши умения  определять тип склонения, доказывать правописание безударных окончаний имен существительных в различных падежах.

Этот урок пройдет в поддержку будущих участников Олимпиады в городе Сочи.

- Что такое  Олимпиада? Где зародились Олимпийские игры?

- Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия. Здесь у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей до сих пор зажигается огонь современных Игр. Отсюда, зажженный огонь несут факелоносцы через разные страны к месту проведения  Игр очередной Олимпиады.

(Запись числа, классной работы)

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- К какой части речи относится слово «Олимпиада»?

- Докажите. Что еще вы знаете об имени существительном?

- На каждую букву данного слова подберите словарное слово.

(Дети называют слова, записывают, ставят ударение, выделяют безударную гласную).

- Составьте предложение со словом «Олимпиада».

(Выслуживаются варианты ответов, лучшее предложение записывается на доске).

- Докажите, почему «в городе» написали окончание – е.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
  1. В храмах перед открытием  Игр все участники давали олимпийскую клятву «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!»

- И мы сейчас посоревнуемся в определении склонения существительных. Спорт, смелость, упорство, дистанция, хоккей, шайба, биатлон (- что это за вид спорта), трамплин, лыжи, эстафета, молодчина.

- Какого рода «молодчина»?

- Кого можно похвалить этим словом?

- Существительные, которые можно отнести к лицу женского пола и мужского пола, называются существительными общего рода.

  1. Греки поняли: «Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько хорошо… дружить.

- Сейчас вы выполните работу по карточке, найдите «лишнее» слово по типу склонения и сверите свою работу с соседом.

Найдите «лишнее» слово по типу склонения.

Шайба, клюшка, медаль.

                                Речь, вещь, факел.

                                Трасса, стадион, успех.

                     Спортсмен, смелость, выносливость.

   Участник, победа, чемпион.

- Какое слово «лишнее»? По какому признаку вы отобрали?

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Какие существительные относятся к 2 склонению?

- Какие существительные относятся к 3 склонению?

  1. – Девизом Олимпийских игр являются слова: «Быстрее, выше,

сильнее!» Они говорят о том, что в олимпийской борьбе побеждает тот, кто проявит великое желание стать 1-м среди первых.

- Чтобы стать 1-м учеником, какими началами должен обладать  ученик?

а ) Индивидуальная работа ( 2 ученика работают у доски)

- Просклонять существительные «победа», «медаль».

б) Работа с классом:

- Подберите к слову «победа» синонимы.

Запись слов: Победа, успех, результат, достижение.

- Составьте предложение со словом «победа» употребив его в Винительном падеже. (Мы надеемся на победу наших спортсменов в зимней Олимпиаде).

- Определите падеж существительных, объясните, почему в «Олимпиаде» окончание – е?

- Слово «достижение» поставьте в множественное число и составьте  предложение, употребив его в Творительном падеже.

(Россия гордится достижениями своих спортсменов.)

- Определите падеж существительных.

- Сделаем морфологический разбор слова (на) победу.

  1. Физминутка. Упражнения для глаз.

Движение зрачков влево - вправо,  вверх – вниз, круговые вращения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

  1. В Древней Греции победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Лавровые венки вручают победителям и теперь, например, в конькобежном спорте.

(Самостоятельная разноуровневая работа).

1вариант: Спишите, определите склонение и падеж имен существительных:  По пустн…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на горизонт…, на лошад…, на лошадк…;

2вариант: Спишите, определите склонение и падеж имен существительных:  На ветк… яблон…, на обложк… книг…, вдоль тропинк… к речк…, от пристан… до деревн…, от дяд… к тет…;

3 вариант : Напишите словосочетания по данным схемам.

В ( 1 скл. жен.род П.п.) около ( 2 скл. муж.род. Р.п.)

На ( 2 скл. муж.род. П.п.) по ( 2 скл. муж.род. Д.п.)

У  ( 1 скл. жен.род Р.п.) на ( 1 скл. жен.род П.п.)

По ( 1 скл. жен.род Д.п.) на ( 2 скл. муж.род П.п.)

  1. ( Учитель вывешивает таблицу)

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

Д.п.

П.п.

- Какого склонения и падежа может быть существительное, если оно имеет окончание – е?

  1. Резерв: Игра «Сосчитай правильно».

Ваша задача правильно применить слово с числом 5. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

(Учитель показывает слова).

Яблоко, место, озеро, помидор, салат,  простыня, килограмм, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон.

- У нас победила команда …

- Ответьте на вопрос-шутку: « Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рубей нет зубей, у рыб нет зуб»?

7)И наши земляки участвуют и завоевывают медали в Олимпийских играх, это и Андрей Лавров, Марат Карданов, Александр Москаленко, Евгений Кафельников.

- Какими началами должны обладать спортсмены? А нам нужны эти качества в учебе?

(Выкладывается на доске эмблема МОК)

VI. Итог: - Чему учились на уроке?

                   - Какие качества проявляли.

     VII. Домашнее задание: написать письмо-пожелание будущим участникам Олимпиады. Наши письма мы отправим по адресу:  

г. Москва, Лужнецкая набережная, дом 8.

Российский Олимпийский комитет

     VIII. Исполнение  Олимпийского  гимна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Урок русского языка в третьем классе: «Обобщение знаний об имени существительном»

Обобщение  знаний  учащихся о постоянных признаках имени существительного;           закрепление  умений  определять род, склонени...

Урок русского языка во 2 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном"   во 2 классе, УМК "Школа России"...