Правописание слов с непроизносимыми согласными.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 209.5 КБ |
![]() | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Учитель начальных классов
Шишкунова Юлия Валерьевна
г. Тында
Урок: Русский язык 3 класс.
Образовательная система Л. Занкова
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Цели:
- Закрепить понятие, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их правописание, уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.
- Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации
- Воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в команде, аккуратность, самостоятельность
I.Организационный момент.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как, разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов (а) к работе.
Работаю.
- Вашему вниманию предлагаю загадки:
СЛАЙД №2
1.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
/сердце/
СЛАЙД №3
2.Не огонь, а
больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит.
/солнце/
СЛАЙД№4
3.Сделал шаг - стал ростом выше.
Так "дорос" до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел.
/лестница/
- Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной/
-Спасибо!
- О чём вам говорит этот слайд?
СЛАЙД №5
Что это за буквы?
/Звуки этих букв при произношении не произносятся/
СЛАЙД №6
- Как думаете, над какой темой мы будем продолжать работать?
/Правописание непроизносимых согласных в словах/
- Я надеюсь, что вы постараетесь показать приобретённые знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
СЛАЙД № 7
Самостоятельная работа.
- Прочитайте слова, что общего в этих словах?/непроизносимая согласная/
Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
- Записать слова, вставить пропущенные орфограмм. Устно подобрать проверочные слова.
- Встретились трудности при подборе проверочных слов? /праздник/
-Как думаете, что это за слово? /словарное/, а что оно обозначает?
- Однажды суффикс и корень поспорили между собой. Суффикс утверждает, что это его орфограмма, а корень, что его. Кто же из них прав? Я думаю, вы сможете разрешить спор, если послушаете историю происхождения этого слова. Оно произошло от древнерусского слова праздь, что означало нерабочий день. В этой части заключено значение, значит, в какой части слова вставляли букву? (В корне)
- Запишите это слово в словарики и запомните его написание.
СЛАЙД№ 9
-Составьте из слов предложение.
будни, и, праздник, ленивому, в
Ленивому и в будни праздник.
Что это за предложение? Какой вид литературного жанра?
Запишите пословицу и запомните.
- Сейчас вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, приведет к успеху всего класса.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
СЛАЙД № 11
3.Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.
ДЕВИЗ: Вместе мыслить интересней!
Мы сотрудничаем вместе!
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
ужасная
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.
чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню
Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными.
- Ребята, а сейчас проведем тестирования, определим уровень наших знаний.
- ТЕСТ
- I. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?
- 1. ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО
- 2.ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ
- 3.ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ
- 4.ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО
- II. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?
- 1.ЗДРАВСТВУЙТЕ МЕСТНЫЙ ЯСНЫЙ
- 2.МЕС . НЫЙ ОКРЕС . НОСТЬ ЧУС . ТВА
- 3.КАПУСНЫЙ СОНЦЕ СЧАСТЛИВЫЙ
- 4.ПОЗНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕСНИЦА
- III. КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ?
- 1.Л Д
- 2.Л Д Т
- 3.Л Д Т В
- 4.Л П Д Т
- IV. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ
- 1.ПОЗДНЯЯ
- 2.ПОЕЗДА
- 3.ПОЗДНО
- 4.ОПОЗДАЛ
- V. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?
- 1.КАПУСТНЫЙ
- 2.ВКУСНЫЙ
- 3.ПРАЗДНИЧНЫЙ
- 4.ЧУСТВЕННЫЙ
- VI. НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ
- 1.ЛЕС...НИЦА
- 2.ЗАПАС...ЛИВЫЙ
- 3.НАПРАС...НЫЙ
- 4.ИНТЕРЕС...НЫЙ
- VII. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА ПИШУТСЯ С "Т"?
- 1.ЗВЕЗ...НЫЙ ПРАЗ...НИК СЕР...ЦЕ
- 2.ИЗВЕС...НЫЙ ЯРОС...НЫЙ ГРУС...НЫЙ
- 3.ЧУДЕС...НЫЙ ОПАС...НЫЙ
- 4.ЧЕС...НЫЙ СЧАС...ЛИВЫЙ ЯС...НЫЙ
- VIII. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ
- 1.ТРОСТНИК МЕСТНЫЙ
- 2.ДОРОЖКА ПОДРУЖКА
- 3.ЗЕЛЕНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ
- 4.ЛИМОННЫЙ АККУРАТНЫЙ
САМОПРОВЕРКА тестирования
СЛАЙД № 20
Итог.
-Какие задачи решали на уроке?
-Что удалось? Не удалось?
Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не ясно нам…
Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
- Кто чувствовал себя нужным на уроке ? Почему?
СЛАЙД № 21
Домашнее задание
По выбору с.118 упр.233; с.122.упр 243
Спасибо за совместный труд.
- Мои пожелания:
Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадки ДЕНЬ И НОЧЬ СТУЧИТ ОНО, СЛОВНО БЫ ЗАВЕДЕНО. БУДЕТ ПЛОХО, ЕСЛИ ВДРУГ ПРЕКРАТИТСЯ ЭТОТ СТУК.
Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит.
Сделал шаг - стал ростом выше. Так "дорос" до самой крыши. А потом назад пошел - К росту прежнему пришел .
л Д т
Тема :«Правописание непроизносимых согласных в слове.»
Чтобы знать как писать, надо слово… Изменять, И за звуком непонятным быстро гласную искать.
Ну, а теперь, Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В работе проверить можешь сам Своё внимание к словам. Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник. Самостоятельная работа .
праздник, и, будни, в, ленивому. Ленивому и в будни праздник. Какой это вид литературного жанра? Как понимаете эту пословицу?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться . Да прилежно, не лениться
Творческое задание У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.
Самопроверка. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 1 . ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО 2.ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ 3.ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ 4.ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО
II . В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 1.ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ 2.МЕСНЫЙ, ОКРЕСНОСТЬ, ЧУСТВО 3.КАПУСТНЫЙ, СОЛНЦЕ, СЧАСТЛИ ВЫЙ 4.ПОЗДНИЙ, КРАСНЫЙ, ЛЕСТНИЦА
III . КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ. 1.Л Д 2.Л Д Т 3.Л Д Т В 4.Л П Д Т
IV . ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ. 1.ПОЗДНЯЯ 2.ПОЕЗДА 3.ПОЗДНО 4.ОПОЗДАЛ
V . В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 1.КАПУСТНЫЙ 2.ВКУСНЫЙ 3.ПРАЗДНИЧНЫЙ 4.ЧУСТВЕННЫЙ
VI . НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ. 1.ЛЕС...НИЦА 2.ЗАПАС...ЛИВЫЙ 3.НАПРАС...НЫЙ 4.ИНТЕРЕС...НЫЙ
VII . В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА ПИШУТСЯ С « Т «? 1.ЗВЕЗ...НЫЙ, ПРАЗ...НИК, СЕР...ЦЕ 2.ИЗВЕС...НЫЙ, ЯРОС...НЫЙ, ГРУС...НЫЙ 3.ЧУДЕС...НЫЙ ,ОПАС...НЫЙ 4.ЧЕС...НЫЙ, СЧАС...ЛИВЫЙ, ЯС...НЫЙ
VIII . НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ. 1.ТРОСТНИК МЕСТНЫЙ 2.ДОРОЖКА ПОДРУЖКА 3.ЗЕЛЕНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ 4.ЛИМОННЫЙ АККУРАТНЫЙ
ИТОГ УРОКА. Какие задачи решали на уроке? Что удалось? Не удалось? Кто чувствовал себя нужным на уроке ? Почему? Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
Домашнее задание По выбору: С.118 упр.233 С.122 упр.243
СПАСИБО ЗА ТРУД!
МОИ ПОЖЕЛАНИЯ. Будьте как , СО Л НЦЕ красивыми! Будьте ПРЕЛЕС Т НЫМИ , милыми! Между собою ЧЕС Т НЫМИ! Будьте всегда СЧАС Т ЛИВЫМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».
Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
Урок проблемно деятельностной технологии...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...