Главные вкладки

    Применение информационных технологий в современном образовательном процессе.
    статья по русскому языку на тему

    Статья, раскрывающая возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе. С подробными примерами работы на уроках русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_primenenie_informacionnyh_tehnolo25.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шевцова О.А

    МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

    учитель начальных классов

    Применение информационных технологий в современном образовательном процессе

    Обучение - это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру [Зак 1994: 53]. А начальная  школа   является  фундаментом, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка.
    Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
    Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.  Последнее особенно важно  в нашем быстро меняющемся мире, мире переполненном информацией. Научить ребенка работать с информацией - научить учиться. Ребёнок, впервые переступив порог школы, знакомится
    с  миром знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

    В настоящее время все чаще приходится говорить о том,
    что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе
    он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самое слабое место
    - это умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой жизни, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях
    [Иванов 2002: 84].

    Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы [Иванов 2002: 16]. Поэтому использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования [Босова  2002: 24].

                  Рассматривая практическую сторону вопроса, стоит отметить,
    что без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет только возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду
    с обычными занятиями, где  целесообразно использование компьютеров
    для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является,
    в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

              Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

            Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, используя анимацию и музыку; обеспечивает наглядность за счет применения большого количества дидактического материала; повышает объем работы на уроке в 1,5 – 2 раза; повышает степень дифференциации обучения, с помощью применения
    разно-уровневых заданий.

           Уроки с использованием компьютера не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий
    и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

            На своих уроках я использую ИКТ для обозначения темы, сопровождения объяснения материала и контроля знаний. Информация предоставляется
    на мультимедийных слайдах  в виде краткого текста, формул, схем, рисунков, видеофрагментов и анимации.

           Учеников  привлекает новизна проведения мультимедийных уроков.
    В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения,
    при которой дети стремятся выразить мысли «своими словами»,
    они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

    Незаменимым помощником  компьютер является на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира. Применение ИКТ на уроках русского языка помогают раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность, задавать вопросы
    и предлагать собственные решения. Дети могут наглядно увидеть примеры различения на письме орфограмм,  образования новых слов, создания текстов. С помощью эффектов анимации любая схема становиться живой картинкой. Применение мультимедийных презентаций включает в процесс восприятия
    не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал и сделать процесс обучения менее утомительным.

    Например: изучение падежей имен существительных с применением мультимедийной презентации позволяет детям  познакомиться с названием падежа, со вспомогательным словом и падежным вопросом и, наконец, увидеть нужную форму слова.

    ПАДЕЖ

    ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО

    ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

    СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Именительный

    ЕСТЬ

    Кто?

    Что?

    девочка /

    мальчик

    сосна /

     стол

    Родительный

    НЕТ

    …?

    …?

    девочки/

    мальчика

    сосны /

     стола

    Дательный

    ДАМ

    Кому?

    Чему?

    Винительный

    ВИЖУ

    Кого?

    Что?

    девочку/

    мальчика

    сосну /

     стол

    Творительный

    Кем?

    Чем?

    Предложный

    ДУМАЮ О (ОБ)

    О ком?

    О чем?

    о девочке /

    о мальчике

    о сосне /

     о столе

    Части данной схемы последовательно выводятся на экран и выделяются цветовыми окнами для лучшего восприятия материала. Кроме того, ученик может самостоятельно изменить форму любого заданного ему слова, пользуясь данными таблицы.

                Инновации позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование активных методов обучения приводит
    к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.
    Это помогает учащимся ориентироваться в образовательных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы
    с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией
    с помощью современных технических средств.

    Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий позволяют решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

    Литература

    1.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе [Текст]:
    Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2002. - №1.

    2.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст]: учебное пособие / А.З. Зак - М.:Просвещение: Владос, 1994.

    3.Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний [Текст]: В.Л. Иванов // Информатика и образование. - 2002.- №1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии ...

    Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе

    Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предпо...

    Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

    Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

    Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

    Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

    Применение информационных технологий в учебном процессе

    Статья об  ИТ в учебном процессе. Представлены виды технологий и  их особенности....

    Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе

    Информационно – коммуникативные технологии становятся сегодня базой для построения структуры новой образовательной среды. Они имеют огромные возможности для изменения процесса обучения, так как ...