Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"
план-конспект по русскому языку на тему

Кириченко Ольга Владимировна

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима  в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_zima_v_lesu.rar21.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 178

Проект урока.

Тема: « Сочинение  по картине С. А. Куприянова

 « Зима в лесу».

                                                УЧИТЕЛЬ: КИРИЧЕНКО О. В.

2009 - 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                  НИЖНИЙ НОВГОРОД

Цель: учить описывать картину; формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения путем речевой подготовки; предупреждать недочеты и грамматические ошибки; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование:

  1. Репродукция картины С. А. Куприянова « Зима в лесу»;
  2. Музыкальный альбом П. И. Чайковского « Времена года»
  3. Выставка детских рисунков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Постановка цели урока.

- Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине С. А. Куприянова « Зима в лесу»; постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые объекты по картине.

Далее учащиеся записывают число и название темы в тетради.

III. Рассматривание репродукции.

- Какое время года изображено на картине?

( На картине изображена зима.)

- Какие новые краски появились у природы?

( Появились белая, голубая, серебристая краски.)

Как красоту зимы можно сохранить даже летом?

( Можно написать картину, запечатлеть на фото и видеопленке.)

- Как называется рисунок ( картина) с изображением природы7

( Эта картина называется пейзажем.)

- Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу природу. К ним относятся: Игорь Грабарь, Михаил Фролов, Константин Федорович Юон и многие другие.

Эту картину написал Сергей Александрович Куприянов. Он замечательный художник, написал сотни картин. Посмотрите, как тщательно прорисовывает его кисть все направления ветвей, какие живые все звери, обитающие в лесу.

- Каково общее впечатление от пейзажа грустное или веселое?

( Веселое, так как кажется, что как будто все кругом искрится: и деревья, и кусты, и сугробы.)

- Какие чувства, желания рождает рождает у Вас  этот пейзаж?

( Хотелось бы побывать в этом лесу и почувствовать всю прелесть русского зимнего леса.)

- Как, по - вашему, почему художник решил написать эту картину?

( Он хотел, чтобы люди увидели красоту этого леса.)

- Художник назвал свою картину « Зима в лесу», а как бы вы ее назвали?

( Зимний лес. Хозяйка Зима.)

- Подумайте, когда бывает лес таким, каким изобразил его художник: в начале зимы или в середине, в ясную морозную погоду или перед вьюгой?

( Лес бывает таким в середине зимы, в ясную морозную погоду.)

- А как можно понять, что этот день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет. Посмотрите на небо.

( Небо голубое, нет ни одного облачка. На картине мы видим птиц и зверей, которые вылезли из своих домиков, норок после вьюг и метелей.)

- А теперь посмотрите на деревья. Все ли деревья сбросили листья?

( Нет.)

- Какие деревья останутся зелеными?

( Останутся зелеными ели и сосны.)

- Покажите их, опишите.

( Они стоят в белоснежных шубах и пуховых варежках.)

- Теперь посмотрим на березки. Какие они?

( Березки стройные, хрупкие. Их веточки покрыты серебристым инеем, они тянутся к небу и сливаются с ним.)

- Кого еще изобразил художник?

( Художник изобразил птиц и зверей.)

Какие птицы изображены на верхушках берез, молодых кустиках деревьев?

( Это тетерева. Они живут стаями и кормятся душистыми березовыми почками. Сорока собирает все новости леса. Снегири уселись на молодые веточки деревьев и о чем. То щебечут.)

- Какие животные изображены на репродукции?

( На репродукции изображены лиса, заяц, лось.)

-  Кого мы видим на переднем плане? Опишите его.

( Это лось. У него длинная морда, огромные рога, а на ногах словно чулки натянуты.)

- Что можно сказать о лисе и зайце?

( Заяц притаился в кустах, может быть он испугался лося, подумал, что тот его догонит и затопчет. А рыжая лиса возвращалась с охоты. Лапка за лапкой вьются ее следы.)

Рассказ учителя

- Не всех зверей и птиц мы видим на картине. Об этом нам говорят их следы, которые изобразил художник. Да, прекрасна русская зима!

Богатством своих красок привлекла к себе внимание и композитора П. И. Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом « Времена года». Послушайте отрывок музыкальной пьесы, которая называется « Январь». ( Звучит музыка.)

-  Понравилось ли Вам это музыкальное произведение?

- Что вы представляли , когда слушали музыку?

( Я представляла лес. Там очень тихо и красиво.)

IV Физкультминутка.

- Представьте, что вы в лесу. Ветер качает ветки деревьев (руки над головой легко покачиваются). Закружились в танце снежинки (дети кружатся). Вдруг пролетела стайка снегирей (руки поочередно поднимаются вверх). Проскакал зайчик, пробежала лиса (изображают зверей). Тихо в лесу( садятся).

V Речевая, орфографическая подготовка.

  1. Подберите синонимы к словам художник, картина?

Художник- живописец, пейзажист, мастер кисти.

Картина – полотно, репродукция.

- Кто такой пейзажист?

( Пейзажист- человек, рисующий пейзажи).

  1. - Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

( При описании можно использовать следующие цвета: белый, голубой, серебристый, зеленый, рыжий, бурый,)

- При описании чего можно использовать прилагательные серебристый, бурый?

( Серебристый иней, бурый лось.)

  1. -Найдите неточно употребленное слово. ( Предложения записаны на доске.)

а) На солнце искрился белоснежный снег.

б) На березах сидят тетерева. Они занесены снегом.

       4.   – Подберите к существительным имена прилагательные, подходящие по смыслу:

              иней, снег.

            ( Иней колючий, серебристый, пушистый; снег мягкий, белый пушистый.)

5.– К существительному снег подберите глаголы – синонимы, обозначающие действия прошедшего времени.

( Снег заблестел, засиял, засверкал.)

6. Работа по карточкам.

- Прочитайте слова: варе…ки, п…ляна, б…гатыри, в…ликан, ин…й, обр…дила, б…лоснежные, р…зноцветные.

- Найдите слово с парной согласной. Подберите к нему проверочное слово ( варежки – варежечка)

- Найдите слова с проверяемыми безударными гласными. (Нарядила – наряд, белоснежные – белый, разноцветные – разный.)

- Найдите слова с непроверяемыми безударнымигласными. (Богатыри, великан, иней.)

- Какие безударные гласные пропущены в этих словах? ( Пропущены безударные гласные о, е, е.

- Проверьте по словарю.

- Кто такой великан?

( Это существо громадных размеров.)

Кого можно на картине назвать великаном?

( Великаном можно назвать лося.)

VI. Составление плана.

- В какое время года можно наблюдать такую картину?

( Такую картину можно наблюдать зимой.)

- Как можно озаглавить первый пункт плана?

 ( Пришла волшебница зима.)

Что изменилось в природе с приходом зимы? Как изобразил сосны и ели?

( Обрядила зима сосны и ели в тяжелые меховые шубы.)

- Как обозначим второй пункт плана?

( Описание деревьев и снега.)

- Каким образом автор картины изображает птиц и животных?

( С верхушки березы сорвалась птица. Это тетерев. Большими стаями живут они. Снегири уселись на веточки молодых деревьев и о чем- то щебечут. Красив в лучах солнца лесной великан – лось. У него длинная морда, огромные рога, сам весь бурый, а на ногах, словно белые чулки натянуты.)

- Как озаглавим третью часть?

( Птицы и звери в лесу.)

-Какие чувства вызывает эта картина?

( Эта картина вызывает чувство восторга и даже хочется в этом лесу побывать)

-Как озаглавим последнюю часть сочинения?

( Настроение, вызванное картиной.)

VII. Устное составление  рассказа учащимися по картине.

Далее учитель предлагает детям свой вариант сочинения.

Образец сочинения.

Пришла волшебница – зима. Белой скатертью укрыла она землю. Обрядила сосны и ели в тяжелые меховые шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки и надела пуховые варежки. Стоят лесные богатыри важно и спокойно.

Раздвинуло солнышко все тучки. Под его лучами снег заискрился, заблестел. Разноцветные огоньки зажглись на сугробах, на кустах, на деревьях. Чудная картина кругом!

Вот с верхушки березы сорвалась птица. Это был тетерев. Большими и дружными стаями живут они. Снегири уселись на веточки молодых деревьев и о чем – то щебечут. Много крупных и мелких зверей обитает в притихшем лесу.

Вдруг из заснеженной чащи леса показался великан. Как он красив в лучах солнца! Длинная морда, огромные рога, сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.Бродит лось по лесу, никого не боится.

 Услыхал зайчишка, как близко шумит лось, выскосил из –под елки, прижал уши к спине и помчался куда ноги несут, вот – вот догонит, затопчет его лось.

Вот у края снежной поляны пробирается рыжий лис. Лапка за лапкой вьются его следы. Все слышит хитрюга.

Как красив наш русский лес! Хочется еще и еще любоваться природой и замечать то , чего раньше я не замечала

VIII. Запись текста с последующей самопроверкой.

IX. Домашнее задание.

Отредактировать текст и записать окончательный вариант сочинения.

X. Подведение итогов.

- Понравился ли Вам урок?

- Что особенно запомнилось?

- Чему учились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи в 4 классе. Работа по картине «Зима в лесу». (Подготовка к сочинению ).

Урок развитие речи в 4 классе. Описание зимнего леса по вопросам. Работа над вопросами с целью уточнения содержания картины. ...

Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима  в лесу"...

Сочинение по картине " Зима пришла. Детство"

Урок развития речи по учебнику русского языка Канакиной. Сочинение по картине Сергея Андреевича Тутунова " Зима пришла.Детство"...

Конспект урока. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень" (3 класс)

Картина может служить одним из эффективных средств разви­тия речи учащихся и формирования у них коммуникативно-рече-вых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развива­ет внимание и...

Технологическая карта урока. Сочинение по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Технологическая карта урока комплексного применения знаний.  В современной школе учащиеся начальной школы часто пишут сочинения и изложения. Учитель такой урок должен приготовить очень подро...

Обучающее сочинение по картине "Зима пришла. Детство"

Презентация для урока русского языка во 2 классе УМК Школа России...