Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между 

согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое

мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать

любовь к родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podlegaeva_e.rar259.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Номинация: Педагогические идеи и технологии                            

Урок русского языка, 2класс «Мягкий знак в середине слова».

Автор:  Подлегаева Е.А.,

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ№2,  г. Зверево Ростовской области.                            

Тема: Мягкий знак в середине слова.

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между  

согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое

мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать

любовь к родному языку.

Оборудование: презентация к уроку.

                                    Ход урока.

I.Организация класса.

II.Мобилизующий момент. (Слайд 2).

  ь    е  ё  и  ю  я

  е   и  ё  ь  ю  я

- Какие 4 перестановки букв следует сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?

- Что вы можете сказать про эти буквы?

III.Чистописание.

Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите его, соблюдая указанную последовательность.

IV.Словарно-орфографическая работа. (Слайд 3).

1).Лошадь, лебедь, конь.

Прочитайте слова.

-Чем они похожи?

-Какое место занимает Ь в этих словах?

- Какова его роль?

- Какое слово «лишнее» и почему? (Конь не словарное слово)

Запишите слова в столбик.

2). Отгадайте загадку. Отгадку поможет найти «лишнее» слово. (Слайд 4).

 Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.  (Коньки)

- Кто знает, что обозначает слово «коньки»?

Коньки – узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Металлические коньки появились в России 300 лет назад. Молодой царь Пётр собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб коньков обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки – маленькие кони.

- Как же получилось новое слово из нашего «лишнего» слова конь?

С этим словом ещё поработаем на уроках русского языка, а сегодня оно поможет нам определить тему урока.

V.Изучение нового материала. (Слайд 5).

1). Ь знак – такой хитрец!

     В слове встал он в серединку,

     Буквам заменил перинку.

     Между двух согласных

      Чувствует себя прекрасно.

- Как вы думаете, какая тема будет сегодня на уроке?

2).Коньки, альбом, зонтик, пальто, кисти, мостик. (Слайд 6.).

  Прочитайте слова.

- На какие группы вы бы их разделили?

Распределите слова по группам и запишите их столбиками. Но сначала назовите в них «опасные» места.

В тетрадях запись:

Лебедь        коньки        зонтик

Лошадь        альбом        кисти

конь        пальто        мостик

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? Какова его роль здесь?

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

- Какой из двух согласных произносится мягко?

-Какова же роль Ь в середине слова между двумя согласными?

 - Почему в словах третьего столбика не пишется ь?

- Какой общий вывод можно сделать о роли Ь в словах 1-ого и 2-ого столбиков?

VI. Физкультминутка.

Я буду произносить слова. Если звучит слово с Ь на конце, то вы хлопаете в ладошки. Если с Ь в середине слова, то вы приседаете. Если слово без Ь, то топаете ногами.

 Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, зорька, окунь.

VII. Закрепление изученного.

1).В начале урока животное конь помогло нам получить новое слово, а сейчас поговорим о другом животном. Отгадайте загадку.        (Слайд 7).

  Горбоносый, длинноногий

  Великан ветвисторогий.

  Ест траву, кустов побеги,

  С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте это - …    (лось).  (Слайд 7).

 К 30-ым годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и Брянской областях. Как ценное животное лось был взят под охрану государства. Сегодня в России насчитывается 500 тысяч лосей.

2). Прочитайте предложения. (Слайд 8).

 У него бол…шие ветвистые рога.

 В чаще леса скрылся лос….

 Лос… - сил…ный звер….

 Он ест траву и ветки, любит сол….

 Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность. (Слайд 8).

1-ое – со словами, имеющими ь на конце слова.

2-ое – со словом, имеющим ь в середине между согласными.

3-ье – со словом, имеющим ь на конце.

4-ое – 2 слова с ь в конце слова и 1 слово с ь в середине между согласными.

-Назовите «опасные» места в тексте. Запишите его в тетрадь, соблюдая данную последовательность.

Проверка.

VIII. Итог урока.

 С какой темой мы познакомились на уроке?

Какую роль выполняет ь в середине слова между согласными?

Какая работа на уроке вызвала затруднение?

Что было самым интересным?

IX. Домашнее задание.

 Составить 4 предложения со словами, где Ь стоит в середине слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

Урок русского языка "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного"

Урок изучения нового материала для обучающихся 2 класса....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...