Главные вкладки

    Связь слов в словосочетании. Согласование
    план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

    Цветкова Галина Ивановна

     

    Цели урока:

    Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

    Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

    Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

    Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

    Цели урока:

    Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

    Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

    Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

    Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»

    Оборудование: интерактивная доска.

    Ход урока

    1. Стадия вызова

    1. Организация учащихся на урок

    -  Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!

    2. Словарная работа

    - Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)

    Цепью вздымаясь, уходят за тучи

    Снежные шапки и горные кручи.

    В их глубине изумруд и топаз, -

    Это у нас! Это у нас!

    И величава река и длинна, -

    Это на родине нашей она!

    В чаще кедровой, в трущобах таёжных

    Много лисиц и куниц осторожных;

    Прыгают серны, пасутся олени,

    Лоси подходят к воротам селений.

    Степи, озёра, леса и поля –

    Всё это наша родная земля.

            - Как называли нашу родину в старину? (Русь)

    Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.

    На доске запись:

    Россия                                Русь

    россиянин                                русский

    российский                                древнерусский

    всероссийский                        по-русски

            - Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)

            - Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )

            - Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)

    Россия.

    Красивая, любимая.

    Защищаем, бережём, прославляем.

    Широка страна моя родная!

    Родина.

    СПРАВКА:

    Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк. 

    Правила составления синквейна:  

    1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

    2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

    3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

    4 строка: отношение к теме – фраза из 4 - 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

    5 строка: суть темы – 1 слово,  которое образно характеризует  тему. Бывает синонимом к первой строке.

    1. Стадия осмысления
    1. Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.

    - Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)

    - Что вы хотели бы узнать?

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Соединение слов

    Главное + зависимое

    Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

    Какие вопросы можно поставить в словосочетании?

    Какие части речи являются главными в словосочетании?

    Какая связь может быть между словами?

    - Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.

    2. Составление словосочетаний.

    - Составьте словосочетания со словом «российский».

    Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.

    - Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)

    - Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)

    3. Знакомство с согласованием.

    - Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)

    - Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

    - Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается)         В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)

    Чтение определения в учебнике (с. 109)

    - Наши предположения о согласовании оказались верными?

    4. Первичное закрепление

    - Выполним упражнение 1 на с. 110.

    - Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.

                     прил.                 сущ.  х                                                                     прил.                 сущ.  х

    Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),

    числ.             сущ.  Х                                                                   числ.          сущ.  х

    пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).

    - Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.

                                              х

    прил. + существительное

                                                 х

    глагол + существительное

                                                                           х

    числительное + существительное

                                         х

    глагол + наречие

    5. Самостоятельная работа

    Упражнение 2, с. 110

    - Из словосочетаний составь словосочетания с согласованием.

    Игрушка из бумаги – бумажная игрушка, сок из вишни – вишнёвый сок, ягоды из леса – лесные ягоды, костюм в полоску – полосатый костюм, одеяло на пуху – пуховое одеяло, дом из кирпича – кирпичный дом.

    - Проверка.

    - Все ли словосочетания можно преобразовать в словосочетания с согласованием? («Платье в горошек» нельзя преобразовать)

    1. Рефлексия
    1. Подведение итогов

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение третьей колонки таблицы «ЗХУ»: 1) можно поставить вопрос «какой?»; 2) тип связи – согласование; 3) главное слово - существительное)

    - Какая связь слов в словосочетании называется согласованием? (Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе)

    - Почему она так называется? (Слова согласуются друг с другом)

    - С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

    - На следующих уроках мы узнаем, какой ещё бывает связь слов в словосочетании.

    Выставление оценок.

    1. Домашнее задание.

    С. 111, упр. 3

    Учитель: Цветкова Галина Ивановна

    Муниципальное автономное учреждение «Гимназия № 6»  г.Новороссийска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

    Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Связь слов в словосочетании. Согласование»

    Данный урок входит в раздел «Как устроен наш язык» и является  уроком данных  разделов  по изучению связи слов в предложении,  типов словосочетаний, категорий самостоятельных и слу...

    Открытый урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Согласование" 2015-2016 уч.г

    Урок русского языка разработан  в соответствии с современными требованиями ФГОС.Материал будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе....

    Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»

    Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование....

    Урок "Связь слов в словосочетании. Согласование."

    Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)Тема: Связь слов в словосочетании. СогласованиеЦели урока:Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; да...