Главные вкладки

    1-4 класс Памятки правил и тем по русскому языку
    презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

    Цель: презентация дает возможность вспомнить многие правила русского языка.

    Представлены следующие темы:

    1. Предложение
    2. Текст
    3. План синтаксического разбора
    4. Звуки и буквы
    5. Состав слова
    6. Безударные гласные
    7. Парные согласные
    8. Непроизносимые согласные
    9. Правописание предлогов
    10. Разделительны Ъ и Ь знаки
    11. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол
    12. Правописание предложений с однородными членами

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    памятки по русскому языку

    Слайд 2

    Как подготовиться к письму по памяти. Как подготовиться к изложению. Как составить текст – повествование. Как составить текст – описание. Как составить текст – рассуждение. содержание

    Слайд 3

    Как подготовиться к письму по памяти Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чем говорится в тексте. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай. Как объяснить их правописание. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях. Еще раз внимательно прочитай текст, четко проговаривая каждое слово.

    Слайд 4

    Как подготовиться к изложению Почитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь. Найди в тексте опорные слова. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай. Как объяснить их написание. Еще раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний После написания изложения, обязательно проверь свою работу.

    Слайд 5

    Как составить текст - повествование О чем ты будешь рассказывать (какова основная мысль текста)? Какая мысль в рассказе будет основной? Как лучше озаглавить текст? С чего можно начать рассказ ( о чем будет говориться в вводной части)? О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

    Слайд 6

    Как составить текст - описание 1. Выделить признаки предмета, который нужно описать. 2. Подумай. Какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким. Какие сравнения использовать. 3. Определи свое отношение к предмету. Который будешь описывать.

    Слайд 7

    Как составить текст - рассуждение Кратко назови то, что ты будешь доказывать. Подумай, как можно построить свое доказательство. Его можно начать так: «Объясняется это тем, что..», «происходит это потому, что…».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Русские язык

    Слайд 2

    Содержание Предложение Текст Фонетика Состав слова Орфограммы Части речи Однородные члены предложения

    Слайд 3

    Отвечая на вопросы, приводи примеры. Какие предложения бывают по цели высказывания? Какие предложения бывают по интонации? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?

    Слайд 4

    План разбора предложения. Синтаксический разбор. По количеству грамматических основ (подчеркни грамматическую основу и надпиши части речи) Определи предложение по цели выказывания. Определи предложение по интонации. По наличию второстепенных членов (составь словосочетания, подчеркни второстепенные члены, определи части речи) Подчеркни все члены предложения и части речи. Определи осложнено или не осложнено, укажи чем. Выпиши словосочетания. Составь схему предложения.

    Слайд 5

    Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Виды текстов Повествовательные (что случилось?) Описательные (какой? какая? какое?) Тексты – рассуждения (почему?)

    Слайд 6

    Текст Тема – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор. Тема и основная мысль связаны между собой. Озаглавит текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

    Слайд 7

    Звуки и буквы Звук – это то , что мы произносим. Буква – это обозначение звука на письме (33). Звук гласный согласный ударный или безударный звонкий или глухой твердый или мягкий

    Слайд 8

    Состав слова Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слов и служит для связи слов в предложении. Основа – это значимая часть слова без окончания. Корень – значимая часть слова, общая часть однокоренных слов. Приставка – значимая часть слова, служит для образования новых слов и стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, служит для образования новых слов и стоит после корня .

    Слайд 9

    Состав слова Однокоренные слова – это слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень. Например: полет, летать, летчик, самолет, прилетает, перелетные.

    Слайд 11

    Правописание гласных в корне слова Безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова надо проверять. Для это надо изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной. Пример: тр а вяной – травы; в о да – в о ды .

    Слайд 12

    Правописание согласных в корне слова Парные согласные в корне слова (в конце или в середине) надо проверять. Для это надо изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная. Пример: хле б – хле б а; тра в ка – тра в а.

    Слайд 13

    Непроизносимая согласная в корне слова Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо. Пример: доблес т ный – доблесть; звез д ный – звез д а.

    Слайд 14

    Правописание приставок Приставка – значимая часть слова, служит для образования новых слов и стоит перед корнем. Приставка пишется со словами слитно. Приставки в- (во-), с- (со-), о- , об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. Пример: подо шел, пере ход, с дача.

    Слайд 15

    Разделительный Ъ пишется только после приставки и перед корнем, который начинается с гласных Е, Е, Ю,Я Пример: въе зд, съе мка, объя снил, предъю билейный . Разделительный Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между буквой согласного звука и буквами Е, Е, И, Ю, Я. Пример: весел ь е, вь е т, солов ь и, шь ю т, сем ь я.

    Слайд 16

    Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог

    Слайд 17

    Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что ? 1. Постоянные признаки: род (муж., жен., ср.), одушевленное или неодушевленное, склонение (1, 2, 3). 2. Непостоянные признаки: число (ед., мн.ч.), падеж. 3. Роль в предложении: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство.

    Слайд 18

    Склонение – это изменение имени существительного по падежам (т.е. изменение окончаний имен существительных по вопросам). Падежи Именительный (есть) кто? что? Родительный (нет) кого? чего? Дательный (дать) кому? чему? Винительный (вижу) кого? что? Творительный (доволен) кем? чем? Предложный (думаю) о ком? о чем?

    Слайд 19

    Имя существительное Проверь себя!!!!!!!!!!!!! Имя существительное– это… Начальная форма имени существительного? Как определить род имени существительного? Как определить склонение? Как определить падеж?

    Слайд 20

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении имя прилагательное связано с именем существительным. 1. Постоянные признаки: 2. Непостоянные признаки: род (только в ед.ч.),число (ед.ч., мн.ч.), падеж 3. Роль в предложении: определение. 4. В словосочетании прилаг. +сущ. - главным является сущ., а зависимым прилаг., потому что сущ. обозначает предмет, а прилаг. его признак. Пример: хлеб (какой?) вкусный, молоко (какое?) белое.

    Слайд 21

    Имя прилагательное Проверь себя!!!!!!!!!!!!! 1.Имя прилагательное – это… 2. Начальная форма имени прилагательного… 3. Как определить род имени прилагательного? 4. Как определить число имени прилагательного? 5. Как определить падеж имени прилагательного? 5.Каким членом предложения может являться? 7. Как определить падеж?

    Слайд 22

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать? 1.Постоянные признаки: вид, спряжение 2. Непостоянные признаки: время, род ( в прош. вр.), лицо ( в наст., буд.) 3. Роль в предложении – чаще всего является сказуемым.

    Слайд 24

    Глагол Проверь себя!!!!!!!!!!!! Глагол – это… На какие вопросы отвечает глагол? Как определить к какому виду относится глагол? В каком времени может находиться глагол? В каком времени глагол изменяется по родам? В каком времени глагол изменяется по лицам? У глаголов какого вида нет настоящего времени? В каком времени глагол составной? Каким членом предложения является глагол?

    Слайд 25

    Предлог – это часть речи. Не является членом предложения. Как отличить предлог от приставки? Между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово. Перед глаголами никогда не бывает предлогов! Пример: Через ( какую?) (красивую) реку построили мост.

    Слайд 26

    однородные члены предложения Однородные подлежащие Однородные сказуемые Однородные дополнения Однородные обстоятельства Однородные определения

    Слайд 27

    Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. 1. Старый дуб часто навещали синицы , поползни и пищухи . 2. Скачут в ветвях дуба нарядные сойки , лакомятся желудями. 3. Густая зелень крона укрывает птиц , жуков , бабочек , ос и паучков .

    Слайд 28

    Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но. Лебеди летели низко над озером , на воду не садились .(интонация перечисления) Ока и Кама - притоки реки Волги.(одиночный союз «и») Миша не шел , а бежал . (союз «а») Саша не смог пойти в кино , но очень хотел. (союз «но»)

    Слайд 29

    Запятая при однородных членах предложения Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми, если: произносятся с интонацией перечисления; при повторном союзе «И». Пример: В саду поспели яблони , груши , сливы . В саду поспели и яблони , и груши , и сливы .

    Слайд 30

    Однородные члены предложения Запятая всегда ставится между однородными членами предложения перед союзами а, но. Пример: Полил сильный дождь , но быстро перестал. При взлете вертолет не разгоняется , а поднимается вверх .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка: Правила ведения тетради по русскому языку.

    Памятка предназначена для первоклассников....

    Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

    Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

    Правила и упражнения по русскому языку 3 класс

    Работая с карточками на разных этапах урока учащиеся расширяют и углубляют знания основных правил по русскому языку. Такой дидактический материал по русскому языку может иметь широкое применение ...

    350 правил и упражнений по русскому языку.

    В пособии собраны все правила и упражнения, необходимые для грамотного письма,для 1-5 классов....

    Памятки (разборы, правила, таблицы, формулы) )по русскому языку и математике

    Памятки (разборы, правила, таблицы, формулы) )по русскому языку и математике...


     

    Комментарии

    Супрун Людмила Васильевна

    Большое спасибо за материал! Обязательно использую его в работе.

    Спасибо за комментарий.