Организация проектной деятельности на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

На уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью нами был выбран метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор: Прыткова М.Ю.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе……...5

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка...12

Работа над проектом «Заимствованные слова»…………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………………24

Введение

В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Анализируя свою деятельность,  мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  1. низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  2. неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  3. разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  4. отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью нами был выбран метод проектов.

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.

Цель данной работы – показать, каковы особенности проектной деятельности в начальной школе и каким образом можно организовать проектную деятельность на уроках русского языка.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. В проектах игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентировании в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Мы считаем, что в начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:

- по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие, ролевые;

- по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские;

- по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.

Использование метода проектов в начальной школе способствует:

  1. формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
  2. формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  3. нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;
  4. реализует принцип связи обучения с жизнью.

         Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
  2. Стендовая информация о проекте.
  3. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
  5. Формирование групп.
  6. Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
  7. Поисковый этап.
  8. Промежуточные отчеты учащихся.
  9. Консультации по содержанию и оформлению проектов.
  10. Обобщающий этап: оформление результатов.
  11. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
  12. Подготовка к публичной защите проекта.
  13. Заключительный этап: публичная защита проекта.
  14. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
  15. Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам.
         Работа по методу проектов
     – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя.

      Tребования к учебному проекту – совершенно особые:
- наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
     Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.


Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника


Несет ответственность за свою деятельность

Партнер ученика

Субъект обучения

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  1. Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  2. Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
  3. Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  4. Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  5. Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
  6. Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  7. Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.


         
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

          При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
          Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:

Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
Где впоследствии вы можете применять такие умения?
       
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).
Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
       Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:

 Правильно ли сформулировали задачу?

Соответствовало ваше исследование поставленным целям?

Насколько хорошо вы использовали время?

Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

        Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.
План выступления школьника может быть таким:

Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?

Какие были предварительные исследования? Что они выявили?

Какая основная идея проекта?

Кто тебе помогал?

Как оценили твой проект твои товарищи, родители?

По каким этапам выполнялся проект?

Как улучшить проект?

               Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.
Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.

Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  1. успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  2. знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  3. выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  4. проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  5. детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

           Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику:

- учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается в 3-4 классах;
- на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка

В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин. На уроках русского языка в нашей школе используется проективная методика. Назовем возможные темы учебных проектов:

  1. Зачем я говорю и пишу?
  2. Гласные и согласные бывают такие опасные …
  3. Звуки – «двойняшки»
  4. Где поставить ударение?
  5. Всегда ли мягкий мягкий знак?
  6. Древняя письменность
  7. Откуда растет корень слова?
  8. Крылатые слова и выражения
  9. Разделительные Ь и Ъ
  10. В царстве трёх склонений
  11. На что похоже наречие
  12. Какие части речи я знаю
  13. Как различать омонимы
  14. Такие разные синонимы
  15. Тайны морфемы
  16. Пословицы в современном мире
  17. Заимствованные слова

Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

  1. Запиши слово, поставь ударение.
  2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
  3. Отметь, где написание расходится с произношением.
  4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
  5. Составь предложение со словом.
  6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
  7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
  8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
  9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
  10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика

  1. Медвѐдь.
  2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
  3. Медведь.
  4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
  5. Медведь ест малину.
  6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
  7. Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.
  8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
  9. Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

  1. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.

Проект  «Крылатые слова и выражения»

Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.

Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.

Задачи проекта:

  1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  2. Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно.
  3. Совершенствовать у детей навыки работы в группе.
  4. Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.

Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?

Работа в группах:

  1. Создание кроссворда «Речь».
  2. Исследование «Что любят читать мои одноклассники?»
  3. Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов).
  4. Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в наше время?)

Оформление результатов работы: кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электронная презентация.

Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы.

Использование материалов проекта:

  1. При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения»)
  2. Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)

Проект «Тайны морфемы»

Цель проекта: помочь детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.

Проблемный вопрос: какая морфема самая главная?

Тема детских исследований в рамках детского проекта:

Чем морфема отличается от морфологии?

Каких морфем в русском языке больше?

Какая морфема самая главная и трудная для написания?

Какой корень самый древний?

Какой корень самый интересный?

Бывают ли корни – «хамелеоны»?

Какая приставка самая хитрая?

ТЬ – это суффикс или окончание?

Оформление результатов детских исследований:

  1. Буклет «Самый интересный корень»;
  2. Мультимедийная презентация «Ах, эти суффиксы!»;
  3. Исследование «Каких морфем больше?».

Подведение итогов: урок «Тайны морфемы»

Проект «Пословицы в современном мире»

Цели проекта:

  1. пополнить активный словарный запас учащихся пословицами;
  2. уточнить смысл и значение каждой из них;
  3. научиться применять их в речи;
  4. самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками;
  5. дать толкование пословицам;
  6. нарисовать к пословицам иллюстрации.

Задачи проекта:

  1. провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе II классов школы,
  2. провести оценку полученных результатов,
  3. разработать решения и соответствующие мероприятия;
  4. научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией;
  5. развивать творческие способности учеников;
  6. создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников II класса»,
  7. художественно его оформить.

Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?

Работа в группах:

  1. Основные признаки и функции пословицы.
  2. Пословицы народов мира.
  3. Тематические пословицы.
  4. Пословицы разных времен.
  5. Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.
  6. Пословицы о пословицах.
  7. Пословицы разных источников происхождения.
  8. Прямой и переносный смысл пословиц.

Оформление результатов детских исследований:

Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).

Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».

Коллективная проектная деятельность, осуществляемая учащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоваться каждому участнику независимо от способностей.

Работа над проектом «Заимствованные слова»

На уроках русского языка заимствованным словам посвящается достаточно много времени. Изучение этой темы вызвало большой интерес у обучающихся. Ученики 3 класса уже  два года изучали английский язык, поэтому им было очень интересно узнать, какие слова пришли в русский язык из английского языка. На заседании научного общества «ОКНО» обучающиеся приняли решение начать работу над проектом «Заимствованные слова».

Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления заимствованных слов в русском языке.

В реализации проекта участвовали классный руководитель и учащиеся 3 «А» класса, учителя английского языка, родители, библиотекарь школы.

Вместе с учащимися мы определили цели проекта:

  1. прививать любовь и уважение к родному языку;
  2. вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
  3. развивать умения проектировать свою деятельность.

Задачи проекта:

  1. формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
  2. воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  3. развитие творческих способностей, интереса к предмету.

Была выдвинута гипотеза исследования: заимствованные слова в  научной литературе используются чаще, чем в художественной.

Затем был определен план работы:

  1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
  2. Выделить категории слов, заимствованных из английского языка.
  3. Сформулировать основные признаки заимствованных слов.
  4. Выявить заимствованные слова в научно-познавательном и художественном текстах.
  5. Сравнить количество заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах.

На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика учащихся. Учащимся было предложено ответить на вопросы: почему они допускают много орфографических ошибок, какие существуют пути решения этой проблемы. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что школьники испытывают трудности в написании словарных слов. Написание многих слов в русском языке проверить невозможно. Но, зная историю появления этих слов, их «биографию», можно понять, почему они так пишутся.

На следующем этапе начался сбор информации. Цель этого этапа: провести теоретический обзор литературы по данной теме;  узнать как можно больше интересных сведений о появлении заимствованных слов в русском языке. Ребята работали индивидуально и группами. В качестве источников информации использовались книги, энциклопедии и словари. Некоторые с помощью родителей искали информацию в Интернете.

Одна из групп обучающихся заинтересовалась историей появления заимствованных слов в русском языке. Их задачей было выяснить, какие языки «подарили» нам свои слова. Они выяснили, что в русском языке много древнегреческих и латинских слов, а также слов татарского, немецкого, французского, английского происхождения. Заимствованные слова отражают связи нашего народа с другими народами в разные периоды истории.

Другая группа обучающихся занималась изучением слов, заимствованных из английского языка. Учащиеся познакомились с историей появления в русском языке некоторых слов английского происхождения. Затем ребята решили условно разделить все подобранные слова на несколько категорий.  Были выделены такие категории, как спорт, профессии, компьютер, экономика.

Ещё одна группа занялась формулированием основных признаков заимствованных слов.

Несколько человек объединились и стали подбирать загадки, отгадками которых являются заимствованные слова.

В процессе работы учащиеся консультировались у преподавателей. Когда был собран достаточный объем материала, состоялось заседание научного общества, на котором каждая группа отчитывалась о проделанной работе.

Затем было решено экспериментальным путём проверить, каких слов больше используется в научно-познавательной и художественной литературе.

Для количественного сравнения исконно русских и заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах мы воспользовались учебниками «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) и «Хрестоматия по литературному чтению» (В.Ю. Свиридова) за третий класс.

В качестве научно-познавательного текста мы выбрали параграф учебника «Мы и окружающий мир» «Что такое погода», а в качестве художественного текста - отрывок рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга». Каждый текст состоял из 260 слов.

В научно-познавательном тексте из 260 слов 229 были иконно русскими, а 31 слово было заимствованным. В художественном тексте из 260 слов 254 были исконно русскими, а 6 слов были заимствованными.

 Был сделан вывод, что большинство используемых слов являются исконно русскими. Кроме того, в научной литературе заимствованные слова используются больше, чем в художественной.

Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся представляли отчет о проделанной ими работе. На защиту проекта были приглашены родители, учителя, учащиеся других классов. Дети рассказали присутствующим о своём проекте: с чего начиналась работа, как придумывали задания. Как готовились к защите проекта, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.

Украшением презентации стал «Калейдоскоп загадок». Обучающиеся разгадывали загадки и, опираясь на сформулированные признаки заимствованных слов, выясняли происхождение слова – отгадки.

После презентации было проведено анкетирование обучающихся, позволившее провести рефлексию и самоанализ. Ребята отметили положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта было предложено высказать своё мнение по следующим вопросам:

  1. Какова основная идея этого проекта?
  2. Чему тебе пришлось научиться?
  3. Доволен ли ты результатами своей работы?
  4. Что дала тебе эта работа?

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.

При выполнении проекта, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались новые понятия. Во время работы школьники учились налаживать новые контакты со сверстниками, проявляли познавательную активность.

Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:

  1. учились планировать свою работу;
  2. учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  3. учились работать с разными источниками информации;
  4. учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.

Группа обучающихся 3 «А» класса представили свою работу «Заимствованные слова» на школьной научно-практической конференции и получили диплом I степени.  Работа была рекомендована к участию во Всероссийском детском конкурсе школьников «Первые шаги в науке», где была отмечена дипломом лауреатов.    

Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Заключение

Таким образом, по определению Н.Ю. Пахомовой,

Проект с  точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Список литературы

1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Нач. школа. – 2005. - № 9.

2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

4. Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная а на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и пед...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 3 классе. Фрагмент урока.

Тема «Наши проекты. Рассказ о слове»Цель: создать условия для обучения составлению рассказа о слове по аналогии, защиты  обучающимися своих достижений....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе

В статья описанно как организовать проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...