открытый урок во 2 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Суйналиева Марина Бисенбаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_carstve_korney.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

В царстве корней»

Цели урока:

 

·       познакомить с признаками однокоренных слов;

·       учить выделять общую часть родственных слов;

·       развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

·       развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

·       воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

 

Оборудование:

 

·      презентация «В царстве корней»;

·      опорная таблица;

·      учебник «Русский язык» 2 класс, автор Л. Я. Желтовская.

 

Интеграция:

 

·      русский язык, окружающий мир

 

Организация учебной деятельности:

 

·       индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

 

Ход урока:

Приветствие.

1.  Сообщение темы и целей урока.

·     Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

·     Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

(Слайд № 1)

 

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

 

2.    Чистописание (Слайд № 2)

 

 - Отгадайте загадку:  «Весной веселит, летом холодит,

                                  Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

- Объясните смысл загадки.

                                                   

         Дд      до    дя      

 

3.    Комментированное письмо.

 

         Дерево живет корнями, а человек друзьями.

 

- Что это за высказывание? (Пословица)

  - Как вы её понимаете?

  - Прокомментируйте, запишите.

  - Проверьте друг у друга.

 

 4. Работа по теме урока.

     (Слайд № 3)

   1)  -Какие значения имеет слово «корень»:

   *подземная часть растения,

   *часть волоса, зуба, ногтя,

   *начало, источник чего-либо.

 

  «Так же как и у кустов, корень есть у слов».

 

 2) -Что же такое корень?    Выделите главное.

       Послушайте сказку:

                   Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

 

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

 

3) Стр. 80 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные слова

                                                           

                           близкие по смыслу           общая часть

 

                                                                          корень слова

 

 

4) Упр. 2, стр. 80.

 

5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

   -Как вы думаете, когда так говорят?

   Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 

6) Слайд № 5: «Как растут слова»:

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

    Это слово – слово-корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот из сада

    Вам рассада.

    Вот еще посадки рядом.

    А вот садовод.

    С ним садовник идет.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном.

- Назовите однокоренные слова.

    Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

 

5.Физкультминутка.

                   Вы, наверное, устали?

                   Ну, тогда все дружно встали.

                   Ножками потопали 1-2-3,          

                   Ручками похлопали 1-2-3.

                   Покрутились, повертелись.

                   И за парты все уселись.

                   Глазки крепко закрываем,

                   Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

                   Открываем, поморгаем

                   И работать продолжаем.

 

6. Закрепление изученного материала.

1)    - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)

    - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                                 Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

 

2) (Слайд № 7.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды?  

·     Почему гости не сразу приметили чужака?

·     Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

·     Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

·     Какое значение в жизни человека имеет вода?

 

3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»

    Списать однокоренные слова, выделить корень.

    Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

    Гора, гореть, горный, пригорок.

    Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

              Гриб, грибок, грибной, грибница.

 

4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

         Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

             -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

 

5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

 

7. Итог урока.

·     Какие слова называются родственными?

·     Что такое корень слова?

·     Какие слова называются однокоренными?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

 

8. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...

Открытый урок обучения грамоте и русского языка в малокомплектной школе

Тема: Согласная буква Ц.Цель: Познакомиться с  согласным звуком [ц] и буквой, обозначающей этот звук. Планируемые результаты: Учиться анкетированному произношению согласных звуков на основе ...

Открытый урок по "ОРКСЭ и русскому языку"

Разработка открытого урока комбинированного типа «ОРКСЭ и русский язык». Этот урок необычен тем, что  он начинается с «Основ светской этики, на котором разбирается тема «Справедливость», а...

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Презентация открытого урока для родителей по русскому языку в 1 "А" классе. УМК "ПНШ".

Два раза в год приглашаю родителей на уроки, в декабре и апреле.Хочется показать родителям чему научились ребята, как высказывают своё мнение, аргументируют ответы. Сейчас  осваиваю  УМК "ПН...

Открытый урок по предмету по русскому языку тема "Имя прилагательное"

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...