тематическое планирование по русскому языку в 4 классе УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по русскому языку по теме

Ларькова Марина Олеговна

Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы и учебно-тематический план уроков русского языка в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Рассмотрено                               Согласовано                                   Утверждаю

на заседании МС                       зам. директора по УВР                         директор ОУ

протокол № _____                       _______________________                      № _________

« ___ » ________ 2012 г.               « ___»  ____________ 2012 г.               « ____ » _______ 2012 г.

Рабочая программа

                           по         русскому  языку

                                 класс       4 – В

учитель   М.О. Ларькова

учебный год   2012 – 2013

Количество часов по учебному  плану

170 ч.

Всего за учебный год

166 ч.


В т. ч.

на I полугодие


79 ч.

на I полугодие


87 ч.

Пояснительная записка

к тематическому планированию

 по русскому языку

    Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по русскому языку на основе УМК «Начальная школа ХХI века» под руководством члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой.  

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

  1. формирование у учащихся начальной школы познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и знакомство с основами научного описания родного языка;
  2. ознакомление учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка; формирование навыков грамотного, безошибочного письма; совершенствование коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Программа ориентирована на использование:

  1. Русский язык. 4 класс. Учебник (в 2-х частях). Автор. С.В.Иванов. Москва. «Вентана-Граф». 2009 год.
  2. Русский язык. Рабочая тетрадь (в 2-х частях). Автор. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011год.
  3. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь. Автор. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011год.

Изменения в авторскую программу  не внесены. Типовой программой  предусмотрено 170 часов, 5 часов в неделю, но в связи с тем, что государственные праздники «День согласия и примирения», «Международный женский день», «День весны и труда» и «День Победы» выпадают на рабочие дни, проведена коррекция прохождения программного материала: объединение тем раздела «Арифметические действия» по темам:

-  «Деление на двухзначное число» с 6 часов до 5 часов

- «Повторение. Решение задач»  с 5 часов до 3 часов.

     Система учебных занятий выстроена с учётом системы и модели класса.

     Предпочтительная форма организации – урок. Преобладающей формой текущего контроля УУД и промежуточной аттестацией учащихся являются: диктант, контрольная работа, тест, списывание.

Требования к уровню подготовки учащихся

№ п/п

Разделы  учебного курса

Компетенции

   1.


Повторение

(развитие речи).


Предметные компетенции:

- умение создавать текст письма; анализировать ошибочные варианты текстов, исправлять ошибки.

 Личностная компетенция:

- проявление  интереса к предметно-практической деятельности.

 Метапредметная компетенция:

- умение осуществлять анализ выполненной работы.

Коммуникативная компетенция:

- умение проявлять инициативу в фронтальных опросах.


    2.


Фонетика и словообразование.

(Как устроен наш язык).


Предметные  компетенции:

 - умение анализировать и характеризовать  звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, делить слова на слоги, выделять ударный звук.

 Личностная компетенция:

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя.

 Метапредметная компетенция:

 - умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативная компетенция:

- умение строить понятные для одноклассников высказывания.


    3.


Повторение орфографии Правописание.


Предметные компетенции:

- умение указывать виды орфограмм, называть способы проверки, расположение орфограмм в слове, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, правописание слов.

 Личностная компетенция:

- понимание причин успеха в учёбе

 Метапредметная компетенция:

- умение сравнивать между собой работы, выделяя существенные ошибки.

 Коммуникативная компетенция:

- умение воспринимать другое мнение и позицию.


     4.


Морфология.

 (Как устроен наш язык).


Предметные компетенции:

- умение различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1,2,3-го склонений; характеризовать имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное как часть речи. 

Личностная компетенция:

 -проявление  интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике.

 Метапредметная компетенция:

 - умение осуществлять анализ выполненной работы.

Коммуникативная компетенция:

- умение проявлять инициативу в дискуссиях по данной теме.


    5.

   


Окончание имён существительных и имён прилагательных. (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение применять изученные правила написаний окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений.

 Личностная компетенция:

 -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

 Метапредметная компетенция:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативная компетенция:

 - умение воспринимать другое мнение и позицию. 

    6.


Текст.

(Развитие речи).


Предметные компетенции:

- умение без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90слов; выделять в тексте тему, основную мысль; подбирать заголовки к текстам; находить признаки текста-рассуждения; различать текст, тип текста; выделять основную мысль текста

Личностная компетенция: 

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя.

 Метапредметная компетенция:

 - умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения данного задания.

Коммуникативная компетенция: 

-овладение способами совместной деятельности в группе.


     7.


Приставка. (Правописание).


Предметная  компетенция:

- умение применять правила написания приставок.

 Личностная компетенция:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Метапредметная компетенция:

 - умение проговаривать свои действия после завершения работы.

 Коммуникативная компетенция: 

- умение находить компромиссы. 


    8.


Твердые и мягкие знаки. (Правописание).


Предметная  компетенция:

- умение применять правила написания разделительных ь и ъ знаков.

Личностная компетенция:

 - проявление  интереса к предметно-практической деятельности.

Метапредметная компетенция:

- умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения данного задания.

Коммуникативная компетенция:

 - умение строить понятные для одноклассников высказывания.


    9.


Синтаксис.  Простое предложение.

 (Как устроен наш язык).


Предметные компетенции:

- умение различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения; характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре.

 Личностная компетенция: 

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя.

 Метапредметная компетенция: 

- умение ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания.

Коммуникативная компетенция:

- умение показывать стойкость перед трудностями.

    10.


Предложение с однородными членами. (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение применять правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

 Личностная компетенция:

 - понимание причин успеха в учёбе.

 Метапредметная компетенция:

 - умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативная компетенция:

- умение пользоваться новыми технологиями информации и коммуникации. 

   11.

   


Правописание глаголов. (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение применять правила написания приставок в глаголах; сравнивать слова с предлогами и слова с приставками применять правила написания ь после шипящих в глаголах и глагольных формах; применять правила написания –ться и –тся в глаголах.

Личностная компетенция:

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметная компетенция:

- умение осуществлять анализ выполненной работы.

Коммуникативная компетенция:

- умение воспринимать другое мнение и позицию.

   12.


Правописание наречий. (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение применять правила написания гласных а-о на конце наречий; объяснять, от чего зависит написание этих букв; применять правила написания наречий на шипящую, выделять общее и различное в группе слов.

 Личностная компетенция: 

-проявление  интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике.

 Метапредметная компетенция: 

- умение проговаривать свои действия после завершения работы.

Коммуникативная компетенция:

- овладение разными видами речевой деятельности.

   13.


Правописание числительных. (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение называть и записывать числительные, употреблять названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных падежах.

 Личностная компетенция:

 - ориентация на понимание предложений и оценок одноклассников.

 Метапредметная компетенция:

 - умение осуществлять анализ выполненной работы.

Коммуникативная компетенция:

 - умение строить понятные для одноклассников высказывания.

   14.


Правописание мягкого знака

 (Правописание).


Предметные компетенции:

- умение применять правила написания мягкого знака в словах разных частей речи, группировать слова в зависимости от её орфограммы.

Личностная компетенция:

 - понимание причин успеха в учёбе.

 Метапредметная компетенция:

 - умение ставить цель и организовать её достижение.

Коммуникативная компетенция:

- умение проявлять инициативу в фронтальных опросах.

   15.


Синтаксис. Словосочетание.

 (Как устроен наш язык).


Предметные компетенции:

- умение распознавать  понятие словосочетание; различать слово, словосочетание и предложение, находить и выписывать словосочетания из предложений, определять главное и зависимое слово.

Личностная компетенция: 

- проявление  интереса  к предметно-практической деятельности. 

Метапредметная компетенция:

 - умение пояснить свою цель.

Коммуникативная компетенция:

- умение проявлять инициативу в фронтальных опросах.

   16.


Синтаксис. Сложное предложение.

 (Как устроен наш язык)


Предметные компетенции:

- умение давать определение понятия сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; различать связь частей сложноподчиненного предложения.

 Личностная компетенция:

 - ориентация на понимание предложений и оценок учителя.

 Метапредметная компетенция:  - умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы.

Коммуникативная компетенция: - умение воспринимать другое мнение и позицию. 

   17.


Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание)


Предметные компетенции:

- умение применять правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; различает связь частей сложноподчиненного предложения.

Личностная компетенция:  - понимание причин успеха в учёбе.

Метапредметная компетенция:  - умение описывать результаты, формулировать выводы.

Коммуникативная компетенция:

- умение осваивать способы взаимодействия с окружающими событиями и людьми.

Содержание программы учебного курса

                              4 класс (5 ч в неделю; 166 часов)

       Раздел 1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (51 ч)

         1.1. Фонетика и графика. Орфоэпия (1 ч)

 Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.2. Состав слова (морфемика)  (1 ч)

 Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1.3. Морфология.(33ч) Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (19 ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.4. Синтаксис (16ч)

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

Раздел 2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  1. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  2. не с глаголами;
  3. мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  4. мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  5. безударные личные окончания глаголов;
  6. суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  7. гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  8. буквы а, о на конце наречий;
  9. мягкий знак на конце наречий;
  10. слитное и раздельное написание числительных;
  11. мягкий знак в именах числительных;
  12. запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов

.

Раздел 3. «Развитие речи»  (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

Раздел 4. Резервные уроки (32 ч)

Контрольные уроки, повторение

Учебно – тематическое планирование

по  русскому  языку

Класс    4 - В

Учитель    М.О. Ларькова

Количество часов   всего  166;      в неделю 5 часа

Плановых контрольных уроков  13 ч.

Планирование составлено на основе УМК «Начальная школа XXI века»

 Учебник:

Русский язык, 4 класс (1 – 2 части). Авторы: Иванов, С. В.,Евдокимова, А. О.,Кузнецова, М. И., М.: Вентана-Граф, 2011 год

Рабочие тетради:

Пишем грамотно, 4 класс, №1, №2.Автор: Кузнецова, М. И., 20011 год; М.: Вентана-Граф, 2011год

Коррекционно-развивающая тетрадь:

Учусь писать без ошибок. Автор: Кузнецова, М. И., 2011 год; М.: Вентана-Граф, 2009год

Методические пособия:

«Русский язык. Комментарии к урокам» 4 класс. Авторы: Иванов С.В., Кузнецова М.И.  М.: Вентана-Граф, 2009год

«Контрольные работы, тесты, диктант, изложения» Авторы: Романова В.Ю., Петленко Л.В. М.: Вентана-Граф, 2009год

«Беседы с учителем. Методика обучения» под редакцией Журовой Л.Е. М.: Вентана-Граф, 2007год

Учебно - тематический план уроков русского языка



ур.

Дата


Название разделов


Тема урока


Содержание

урока


Компетенции

учащихся

Виды контроля

за уровнем

усвоенного


Домашнее

задание

План.

Факт.

I  четверть

1

3.09

Развитие речи.

Пишем письма.

Понятие «письмо», текст. Работа с текстом.

Ученик…

умеет создавать текст письма;

Текущий

упр. 4, с.9

2

4.09

Фонетика и словообразование (Как устроен наш язык)

Повторяем фонетику и словообразование.

Классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе.

анализирует и характеризует звуки речи; делит слова на слоги, выделяет ударный звук.

Текущий

упр. 3, с. 6

3

5.09

Орфография. Правописание

Вспоминаем изученные орфограммы.

Орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Расположение орфограмм в слове. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

указывает виды орфограмм называет способы проверки, расположение орфограмм в слове, проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Текущий

упр. 5, с. 9

4

6.09

Отработка орфографических правил, изученных во 2-3 классах.

Текущий

упр. 6, с. 12

5

7.09

Развитие речи.


Пишем письма.

Письмо как текст. Совершенствование речевых умений

создает текст письма, анализирует ошибочные варианты текстов, исправляет ошибки;

Текущий

упр. 2, с. 13

6

10.09

Морфология.

 Имя существительное. (Как устроен наш язык)

Повторяем признаки имени существительного


Род имен существительных; имена существительные 1,2 и 3-го склонений.


различает имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1,2,3-го склонений;

Текущий

упр. 5, с. 15

7

11.09



Входной диктант



тематический

Повторить

правила

8

12.09


Окончание существительных.

(Правописание)

Работа над ошибками.

Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения


Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений






применяет изученные правила написаний окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений


Текущий

упр. 2, с.17

9

13.09

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

Текущий

упр. 4, с.20

10

14.09

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

Текущий

упр. 3, с.22

11

17.09


Письмо.

 (Развитие речи)


Пишем письма.


Письмо, текст. Написание писем. Корректирование текста. Запись исправленного текста.


распознаёт признаки текста; создаёт текст письма;

Текущий

упр.6,с.10.

12

18.09


Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык)

Морфологический разбор имени существительного.


Характеристика слова как части речи. Одушевлённость и неодушевлённость существительных.


характеризует имя существительное как часть речи; различает одушевлённые неодушевлённые имена существительные;

Текущий

упр.1,с.24.

13

19.09

Характеристика слова как части речи.

Текущий

упр.4, с.28.

14

20.09

Окончание имён существительных. (Правописание)

Правописание безударных падежных окончаний существительных.

Безударные окончания имён существительных 1,2,3-го склонений. Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных окончаний.

применяет изученные правила написания окончаний имён существительных 1,2,3-го склонений;

Текущий

упр.2, с.30.

15

21.09

Текст.

 (Развитие речи)

Работа с текстом.

Списывание.

Текст, главная мысль, заголовок. Работа с текстом – рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения. Списывание текста по вариантам.

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Тематический

упр.8,с.11

16

24.09

Морфология. Имя прилагательное.

 (Как устроен наш язык)

Проверяем признаки имени прилагательного.

Признаки имени прилагательного как части речи. Род, число и падеж имён прилагательных.

определяет род, число и падеж имён прилагательных; характеризует имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);

Текущий

упр.16,с.13

17

25.09

Окончание имён прилагательных. (Правописание).

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Безударные окончания имён прилагательных. Выделение, дописывание окончаний прилагательных/

применяет изученные правила написания окончаний имён прилагательных;

Текущий

упр.6,с.38

18

26.09

Морфология. Имя прилагательное.

 (Как устроен наш язык).

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

характеризует имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);

Текущий

упр.4,с.41

19

27.09

Фонетика, словообразование, самостоятельная работа.

Фонетика, словообразование, морфология; морфологический разбор имён существительных и прилагательных.

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Текущий

Повторить

правила

20

28.09

Текст.

 (Развитие речи).

Работа над ошибками.

 Типы текстов.

Текст. Заголовок, основная мысль текста. Подбор заголовков, составление плана, узнавание типа текста.

различает текст, тип текста; выделяет основную мысль текста, подбирает заголовки, составляет план;

Текущий

упр.17,с.13

21

1.10


Орфограммы в словах. (Правописание.) (2ч.)


Буквы о-ё после шипящих и ц.


Написание букв о-ё после шипящих и ц. Классификация слов с буквами о-ё,.


применяет правила написания о-ё после шипящих и ц, 

Текущий

упр. 3, с. 17

22

2.10


Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».


Мягкий знак в конце слов после шипящих. Распределение слов по группам и запись в таблицу с ь и без ь.


применяет правило написания ь после шипящих на конце имен существительных;

Текущий

упр. 3, с.45

23

3.10


Морфология. Местоимение.

 (Как устроен нам язык).


Повторяем местоимение.

Общее представление о местоимении.


различает местоимение как часть речи; употребляет местоимения в речи;

Текущий

упр. 3, с. 47

24

4.10


Приставка. (Правописание).


Орфограммы в приставках.

Гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках


применяет правила написания приставок;

Текущий

упр. 4, с. 49

25

5.10


Твердые и мягкие знаки. (Правописание).


Разделительный ъ и разделительный ь знаки.


Разделительные ъ и ь знаки. Слова с ь и ъ и соответствующие схемы.


применяет правила написания разделительных ь и ъ знаков;

Текущий

упр. 4, с. 51

26

8.10


Работа над изложением. (Развитие речи).


Обучающее (подробное) изложение.


Работа с текстом. Анализ, исправление ошибок и пересказ текста.


подбирает заголовок к данному тексту, письменно пересказывает текст-повествование)

Текущий

Повторить

правила

27

9.10


Синтаксис. Простое предложение.

 (Как устроен наш язык)


Разбор по членам предложения. Словарный

диктант.


Синтаксический разбор простого предложения. Алгоритм разбора простого предложения по членам.


различает и выделяет главные и второстепенные члены простого предложения;

Текущий

упр. 2, с. 55

28

10.10


Синтаксический разбор предложения.


Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам.


характеризует предложения по цели высказывания; интонации; наличию второстепенных членов;

Текущий

упр. 4, с. 58

29

11.10

Определение цел высказывания предложения и его интонации.

Текущий

упр. 4, с. 60

30

12.10


Предложение с однородными членами. (Правописание)


Знаки препинания при однородных членах предложения.

Нахождение однородных членов предложения. Однородные члены предложения, интонация перечисления,

знаки препинания в предложениях с однородными членами.

применяет правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

Текущий

упр. 4, с. 64

31

15.10


Нахождение однородных членов предложения.


Текущий

упр. 3, с. 67

32

16.10


Синтаксис. Простое предложение.

 (Как устроен наш язык)


Синтаксический разбор предложения.


Разбор предложений по членам предложения.


характеризует предложения по цели высказывания, по интонации и структуре;

Текущий

упр.2 , с. 68

33

17.10


Текст.

(Развитие речи).


Деление текста на абзацы.


Текст, план и заголовок текста. Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление текста плана.


выделяет основную мысль текста, подбирает к нему заголовок, устраняет ошибки;

Текущий

упр. 32, с. 19-20

34

18.10


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык)


Глагол как часть речи.


Глагол, значение и употребление. Определение рода и числа у глаголов. Наблюдение над языковым материалом.


характеризует глагол как часть речи, определяет род и число у глаголов;

Текущий

упр. 2, с. 72

35

19.10


Значение глагола

упр. 4, с. 77

36

22.10


Правописание глаголов. (Правописание)


Правописание приставок в глаголах.

Правописание приставок. Сравнение слов с предлогами и слов с приставками.

применяет правила написания приставок в глаголах; сравнивает слова с предлогами и слова с приставками;

Текущий

упр. 5, с. 79

37

23.10


Правописание частицы не с глаголами

Правописание не с глаголами. Выведение правила. Обсуждение исключений.


применяет правила написания не с глаголами;

Текущий

упр. 4, с. 83

38

24.10



Контрольный диктант за 1 четверть

Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; разбор по членам предложения; синтаксический анализ предложения

использует предметные компетенции в практической  деятельности,


Итоговый














39

25.10


Работа над изложением. (Развитие речи).


Работа над ошибками

Обучающее выборочное изложение


Изложение текста, заголовок, план текста. Запись по памяти части текста.


подбирает заголовок к тексту; составляет план и письменно пересказывает текст

Текущий

повт.правила

40

26.10


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык)


Вид глагола.


Несовершенный и совершенный виды глаголов.

формулирует понятие вид глагола; определяет вид глаголов, исправляет ошибки в классификации;

Текущий

упр. 4, с. 86


II четверть

41

6.011


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык)


Начальная форма глагола.


Формы глагола. Устранение ошибок в выделении основ глаголов суффиксами -ть-, -ти

 


формулирует понятие начальная форма глагола; выделяет основы глаголов;

Текущий

упр. 4, с. 89

42

7.11


Личные формы глагола.


Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями


формулирует понятие личные формы глагола; распределяет глаголы по группам, соотносит глаголы с личными местоимениями;

Текущий

упр.5, с. 91

43

8.11



Изменение глагола по лицам.


Текущий

упр. 4, с. 93

44

9.11


Правописание глаголов. (Правописание)



Мягкий знак после шипящих в глаголах



Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Классификация глаголов с Ь.


применяет правила написания ь после шипящих в глаголах и глагольных формах;

Текущий

упр. 5, с. 96

45

12.11


Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

Текущий

упр. 4, с. 97

46

13.11


Правописание глаголов. (Правописание)



Правописание

 –ться и –тся в глаголах.



Правописание глаголов начальной и личной формы. Выведение правила. Классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с ца).

Написание диктанта по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и –ться в глаголах»



применяет правила написания –ться и –тся в глаголах; классифицирует, переводит транскрипцию в буквенную запись (слова с ца); использует предметные компетенции в практической  деятельности

Текущий

упр. 2, с. 101

47

14.11


Правописание глаголов начальной и личной формы.

Текущий

упр. 5, с. 104

48

15.11


Диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Тематический

Повторить

правила

49

16.11


Текст.

 (Развитие речи )..

Работа над ошибками.

Сочинение – описание «Белка».


Написание текста (описание, повествование).



.

создаёт текст – описание;


,

Текущий



упр.36,с.22

50

19.11


Текст.

 (Развитие речи)


Связь абзацев в тексте.


Изложение текста, заголовок и план текста. Работа над выразительностью письменной речи. Обсуждение связи абзацев в тексте.


составляет план, озаглавливает и письменно пересказывает текст; воспроизводит признаки текста;

Текущий

упр. 72, с. 42

51

20.11


Морфология.  Глагол.

(Как устроен наш язык)


Спряжение глаголов.


Наблюдение над окончаниями личных форм глагола. Формулирование выводов. Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

Глаголы I и  II спряжения, глаголы исключения.


владеет практическим способом определения спряжения глаголов, распределяет глаголы по спряжениям;

Текущий

упр. 4, с. 107

52

21.11


Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

Текущий

упр. 4, с. 110

53

22.11


Глаголы I и  II спряжения, глаголы исключения.

Текущий

упр. 4, с. 112

54

23.11


Правописание глаголов. (Правописание)


Отработка орфографических правил написания глаголов.


Правописание глаголов начальной формы, не с глаголами.


применяет правила написания глаголов начальной формы, не с глаголами;

Текущий

упр. 5, с. 114

55

26.11


Текст.

(Развитие речи).


Знакомство со средствами художественной выразительности.


Текст (сочинение). Построение текста. Приём противопоставления.


создаёт небольшой текст по заданной тематики;

Текущий

упр. 74, с. 4

56

27.11


Правописание глаголов (Правописание)


Правописание безударных личных окончаний глаголов, словарный диктант.


Безударные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Работа с глаголами – исключениями.

Списывание текста.


применяет правила написания безударных личных окончаний глаголов (I и  II спряжения);

определяет спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

Текущий

упр. 5, с. 119

57

28.11


Безударные окончания глаголов.

Текущий

упр. 2, с. 120

58

29.11


Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Текущий

упр. 2, с. 122

59

30.11


Работа с глаголами – исключениями

Текущий

упр. 6, с. 124

60

3.12


 Правописание.


Глаголы-исключения

Текущий

Повторить

правила

61

4.12


Текст.

(Развитие речи).



Работа над ошибками.

Текст.



Текст. Значение слова. Приём построения текста.


находит языковые средства, делающие текст выразительным;

Текущий

упр. 77, с. 44

62

5.12


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык)



Правописание личных окончаний глаголов.



Определение спряжения, лица, числа глаголов. Правописание глаголов.

Поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов.


распознаёт глаголы-исключения; определяет спряжение, лицо, число глаголов;

изменяет глаголы по временам, определяет признаки глаголов;

Текущий

упр. 4, с. 128

63

6.12


Спряжение, лицо, число глаголов.

Текущий

упр. 4, с. 130

64

7.12


Правописание глаголов.

Текущий

упр. 5, с. 132

65

10.12



Настоящее время глагола.

Текущий

упр. 2с. 135

66

11.12


Правописание глаголов. (Правописание).


Правописание суффиксов глаголов.


Выведение правила. Замена звуковой записи на буквенную.


применяет правила написания суффиксов глаголов;

Текущий

упр. 2, с. 137

67

12.12


Морфология глагол (Как устроен наш язык) (2ч).


Прошедшее время глагола. Словарный диктант.


Времена глаголов, прошедшее время. Нахождение глаголов прошедшего времени, их написание.


определяет глаголы прошедшего времени, их написание.

Текущий

упр. 4, с. 140

68

13.12


Нахождение глаголов прошедшего времени.

Текущий

упр. 4, с. 142-143

69

14.12


Работа над изложением. (Развитие речи).


Обучающее изложение с элементами сочинения.



Изложение текста, заголовок и план текста. Самостоятельное написание заголовка. Создание окончания текста.


письменно пересказывает текст;

Текущий

упр. 81, с. 47

70

17.12


Правописание глаголов. (Правописание).


Правописание суффиксов глаголов.


Правописание суффиксов глаголов, группировка, подбор глагольных форм.


применяет правила написания суффиксов в глаголах;

Текущий

упр. 2, с. 146

71

18.12


Повторение.

.

Синтаксический разбор предложения, глагол, морфологический разбор им. сущ. и им. прил.

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Текущий

упр. 87, с. 51

72

19.12


Итоговый тест   за первое полугодие


Синтаксический разбор предложения, глагол, морфологический разбор им. сущ. и им. прил.


использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Итоговый

Повторить

правила

73

20.12


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык).


Анализ и работа над ошибками.

Будущее

время глагола.

Выполнение работы над ошибками Времена глаголов, будущего время. Нахождение глаголов будущего времени, их написание.

различает глаголы будущего времени, находит их в тексте;

Текущий

упр. 2, с. 5

74

21.12


Правописание глаголов (Правописание).


Правописание суффиксов глаголов.

Группировка глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Проводит орфографический комментарий текста.

проводит орфографический комментарий; применяет правила написания суффиксов в глаголах;

Текущий

упр. 4, с.8

75

24.12


Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык).


Изменение глаголов по временам.

Образование глагольных форм, формулирование и сравнение выводов. Время глагола, изменение глаголов по временам.

различает время глагола; изменяет глаголы по временам;

Текущий

упр.3, с.10

76

25.12



Контрольный диктант


Правописание слов. Написание текста. Совершенствование навыка написания под диктовку.

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Итоговый

Повторить

правила

77

26.12

Текст.

 (Развитие речи).


План текста.


Изложение текста. Заголовок и план текста.


письменно пересказывает текст с элементами сочинения (Обучающее изложение);

Текущий

упр.89, с.52

78

27.12


Морфология. Глагол.

 (Как устроен наш язык)


Анализ и работа над  ошибками.

Изъявительное наклонение глагола


Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола. Наклонение – грамматический признак глагола.


распознаёт наклонение глагола, определяет форму изъявительного и условного наклонения;

Текущий

упр.4, с.14

79

28.12


Условное наклонение.


Текущий

упр.5, с.17

III четверть

80

14.01


Правописание глаголов. (Правописание)


Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.


Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени, их выделение при  записи.


применяет правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделяет окончания;

Текущий

упр.3, с. 19

81

15.01


Правописание глаголов. (Правописание)


Выделение окончаний глаголов прошедшего времени.


Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени, их выделение при  записи.


применяет правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделяет окончания;

Текущий

упр.2,с.22

82

16.01


Текст.

 (Развитие речи).


Работа с текстом.

Текст. Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа.

перечисляет признаки текста; создаёт текст-рассказ; составляет план;

Текущий

упр.69,с.40

83

17.01


Морфология.

Глагол. (Как устроен наш язык)



Повелительное наклонение глагола.


Изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ.

кратко излагает понятия наклонение глагола, повелительное наклонение; различает наклонения глагола;  образует форму глаголов повелительного наклонения;

Текущий

упр.4,с.26

84

18.01


Глагол, повелительное наклонение.

Текущий

упр.4,с.28-29

85

21.01

Глагол.

(Как устроен наш язык).

Образование глаголов от других частей речи.

Глагол, способы образования глаголов.

различает способы образования глаголов;

Текущий

упр.4,с.30

86

22.01


Текст.

(Развитие речи).


Работа с текстом. Обучающее сочинение – повествование.



Текст. Заголовок, план, написание текста.


называет признаки текста; создаёт небольшой текст на заданную тему и записывает его;

Текущий

упр.71,с.41

87

23.01



Глагол.

 (Как устроен наш язык)



Глагол в предложении.


Глагол, значение и употребление в речи. Написание глаголов в предложении и в словосочетании.


определяет значение глагола в предложении;

Текущий

упр.4,с.34

88

24.01



Синтаксическая функция глагола.


Текущий

упр.3,с.36

89

25.01


Правописание глаголов. (Правописание)



Правописание глаголов.



Правописание глаголов. Алгоритм применения изученных правил. Группировка слов в зависимости от правил написания.


распознаёт изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов; формулирует и применяет правила написания глаголов;

Текущий

упр.5,с.38-39

90

28.01


Группировка слов в зависимости от правил написания.

Текущий

упр.4,с.41

91

29.01


Текст. (Развитие речи).


Работа над правильностью и точностью письменной речи.


Текст, текст-диалог. Составление текста, в основе которого лежит диалог, оформление его на письме.


распознаёт признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях;

Текущий

упр.73,с.42-43

92

30.01


Правописание.


Диктант по теме  «Окончание глаголов в прошедшем времени»


 Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов


использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Тематический

Повторить правила

93

31.01


Текст.

(Развитие речи).


Анализ и работа над ошибками. Учимся писать краткое изложение.


Текст, изложение, краткое изложение текста. Запись основного содержания текста.


называет признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях

Текущий

упр.80,с.46

94

1.02


Морфология.

Глагол.

(Как устроен наш язык)


Морфологический разбор глагола.


Порядок морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.


характеризует глагол как часть речи (значение и морфологические признаки);

Текущий

упр.3,с.46

95

4.02


Алгоритм морфологического разбора глагола.

Текущий

упр.109,с.66

96

5.02


Текст.

 (Развитие речи).


Учимся писать краткое изложение.


Краткое изложение текста. Запись основного содержания текста.


называет признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях

Текущий

упр.110,с.66-67

97

6.02


Тест по теме «Глагол»


Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов.


использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Тематический

Повторить правила

98

7.02


Морфология. Наречие.

 (Как устроен наш язык)



Анализ и работа над ошибками. Наречие.



Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия, его синтаксическая функция. Образование наречий. Упражнение в образовании наречий.


различает наречие как часть речи; находит наречия в тексте по вопросам: где? когда? куда? как?; характеризует наречие как неизменяемую часть речи. Различает способы образования наречий;

Текущий

упр.4,с.54

99

8.02



Значение наречий.

Текущий

упр.3,с.56

100

11.02



Наречие – как часть речи.

Текущий

упр.3,с.59

101

12.02


Образование наречий.

Текущий

упр.4,с.61

102

13.02


Правописание наречий. (Правописание)


Правописание гласных на конце наречий.


Правописание наречий с гласными а-о на конце. Наречия-исключения.


применяет правила написания гласных а-о на конце наречий; объясняет, от чего зависит написание этих букв;

Текущий

упр.5,с.63

103

14.02


Наречия-исключения.

Текущий

упр.4,с.64

104

15.02


Текст.

 (Развитие речи).


Учимся писать сочинение.


Чтение текста, озаглавливание, составление плана.


создаёт текст (сочинение) на заданную тему, озаглавливает и записывает его;

Текущий

упр.100,с.59

105

18.02


Морфология. Наречие.

 (Как устроен наш язык).


Морфологический разбор наречий.


Морфологический разбор наречий, его особенности. Образование наречий от данных слов. Нахождение в тексте словосочетаний с наречиями.


распознаёт особенности морфологического разбора наречий; характеризует наречие как часть речи;

Текущий

упр.3,с.67

106

19.02


Правописание наречий (Правописание)


Учимся писать наречие на шипящую.


Правописание наречий на шипящую. Ознакомление с правилом написания мягкого знака на конце наречий после шипящих.


применяет правила написания наречий на шипящую, выделяет общее и различное в группе слов.

Текущий

упр.2,с.69

107

20.02


Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Текущий

упр.2,с.72

108

21.02


Правописание наречий.

Тест.

Текущий

упр.4,с.74

109

22.02


Текст.

(Развитие речи).


Изложение повествовательного текста.

Текст. Признаки текста. Работа над совершенствованием умений использовать образные слова и выражения, последовательно излагать мысли на письме.

использует средства языка в речи с в соответствии с условиями общения;

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Текущий

Повторить правила

110

25.02

Морфология. Имя числительное.

(Как устроен наш язык)


Работа над ошибками.

Имя числительное. Запись числа словами. Понятие о порядковых  и количественных числительных

распознаёт понятия порядковые числительные; различает имя числительное как часть речи, записывает числа словами.

Текущий

упр.4,с.78-79

111

26.02


Порядковое  и количественное числительное.

Текущий

упр.3,с.80

112

27.02


Текст.

(Развитие речи).


Работа с текстом.

Списывание.

Текст. Признаки текста. Работа над совершенствованием умений использовать образные слова и выражения, последовательно излагать мысли на письме.

использует средства языка в речи  в соответствии с условиями общения;

Текущий

упр.99,с.58-59

113

28.02

Морфология. Имя числительное.

 (Как устроен наш язык).


Изменение имён числительных.

Имя числительное, склонение числительных.

изменяет имена числительные по родам, числам;

Текущий

упр.3,с.85

114

1.03

Правописание числительных. (Правописание)


Слитное и раздельное написание числительных.

Правописание сложных, простых и составных числительных.

Написание мягкого знака в числительных в середине или на конце слова. Правописание мягкого знака  в именах числительных

называет и записывает числительные, употребляет названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных падежах;

применяет правила слитного и раздельного написания числительных;

Текущий

упр.3,с.89

115

4.03



Правописание мягкого знака  в именах числительных.


Текущий

упр.3,с.91

116

5.03



Правописание числительных.


Текущий

упр.3,с.92-93

117

6.03


Текст. (Развитие речи).


Учимся писать сочинение.


Текст. Признаки текста. Особенности построения текста-рассуждения.


создаёт текст на заданную тему; выявляет особенности построения текста; выбирает наиболее яркие, выразительные приметы;

Текущий

упр.61,с.36

118

7.03


Правописание мягкого знака (Правописание).


Повторение правил написания мягкого знака в словах.

Правописание мягкого знака в словах. Повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

применяет правила написания мягкого знака в словах разных частей речи, группировать слова в зависимости от её орфограммы;

Текущий

упр.4,с.96

119

11.03


Синтаксис. Словосочетание.  (Как устроен наш язык)



Связь слов в предложении.


Слово. Словосочетание. Предложение. Главное слово. Зависимое слово.

распознаёт понятие словосочетание; различает слово, словосочетание и предложение, находить и выписывать словосочетания из предложений, определять главное и зависимое слово;

Текущий

упр.3, с.98-99

120

12.03



Словосочетание.

Текущий

упр.3,с.101

121

13.03


Слово. Словосочетание. Предложение.


Текущий

3,с.105

122

14.03

Правописание.


Предложение.

Самостоятельная работа.

Глагол, наречие, имя числительное. Самостоятельное выполнение заданий работы.

использует предметные компетенции в практической  деятельности.

Текущий

Повторить правила

123

15.03

Текст.

 (Развитие речи)


Работа над ошибками. Учимся писать сочинения.

Текст. Признаки текста. Особенности построения текста-рассуждения

создаёт текст на заданную тему; выявляет особенности построения текста; выбирает наиболее яркие, выразительные приметы;

Текущий

упр.58,с.34

124

18.03


Правописание словосочетаний. (Правописание).



Учимся писать словосочетания.

Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний.

применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное

+существительное;

Текущий

упр.4,с.108

125

19.03

Синтаксис. Словосочетание.  (Как устроен наш язык)



Связь слов в словосочетании. Согласование.

Словосочетание. Согласование. Ознакомление с согласованием как особым видом подчинительной связи.

объясняет понятие «согласование как особый вид подчинительной связи»; находит словосочетания с согласованием;

Текущий

упр.2,с.110

126

20.03

Правописание.



Итоговый диктант

за 3четверть


Правописание слов. Написание диктанта с орфографическим заданием.

использует предметные компетенции в практической  деятельности.

Итоговый

Повторить правила

127

21.03


Правописание словосочетаний. (Правописание)


Работа над ошибками.

Правописание слов в словосочетаниях


Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний

применяет правила написания словосочетаний;

Текущий

упр.4,с.113

128

22.03



Правописание слов в словосочетаниях


выполняет самостоятельно задания в тетради, применяя полученные знания;

Текущий

упр.136,с.82

IV четверть

129

1.04

Синтаксис. Словосочетание.  (Как устроен наш язык)

Связь слов в словосочетании: управление.

Словосочетание, управление. Ознакомление с типом связи управление как особым видом подчинительной связи.

находит словосочетания с управлением; определяет главное и зависимое слово в словосочетании.

Текущий

упр.3,с.116

130

2.04

Правописание словосочетаний. (Правописание)

Правописание слов в словосочетаниях

Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний

применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное+

существительное

Текущий

упр.4,с.118

131

3.04

Текст.

 (Развитие речи).

Учимся писать сочинение.

Текст, признаки текста. Написание текста-описания. Сравнение и обсуждение результатов работы.

создаёт текст на заданную тему, придумывает и записывает начало истории с включением заданных слов;

Текущий

упр.132,с.79

132

4.04

Синтаксис. Словосочетание.  (Как устроен наш язык)

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи примыкание.

находит словосочетания с примыканием;

Текущий

упр.4,с.121

133

5.04

Правописание словосочетаний. (Правописание)

Правописание слов в словосочетаниях

Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний

применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное+

существительное

Текущий

упр.2, с.122

134

8.04

Словосочетание. (Как устроен наш язык).


Словосочетание в предложении.

Словосочетание, предложение.

указывает на роль словосочетаний в предложении;

Текущий

упр.4, с.125

135

9.04


Связь слов в словосочетании, самостоятельная работа.

Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании.

использует предметные компетенции в практической  деятельности.

Текущий

Повторить правила

136

10.04

Текст.

(Развитие речи)


Работа над ошибками.

Учимся писать текст-рассуждение.

Текст. Признаки текста. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения

создает текст рассуждения на заданную тему;

Текущий

упр. 130,

 с. 78

137

11.04

Правописание.

Синтаксис


Диктант по теме 

«Правописание слов в словосочетании»

Правописание слов в словосочетании

использует предметные компетенции в практической  деятельности

Тематический

Повторить правила

138

12.04

Синтаксис.

Сложное предложение.

 (Как устроен наш язык)


Анализ и работа над ошибками. Сложное предложение.

Ознакомление с понятием сложное предложение. Тренировка в нахождении сложных предложений в тексте.

дает определение понятиям

сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;

Текущий

упр. 4, с. 131

139

15.04


Как связаны части сложносочиненного предложения.

Сложное предложение, сложносочиненное предложение. Тренировка в нахождении частей сложносочиненного предложения.

различает сложносочиненное предложение; владеет алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

Текущий

упр. 5, с. 134

140

16.04

Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание)


Знаки препинания в сложном предложении.

Различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но.

применяет правило расстановки знаков препинания в сложном предложении;

Текущий

упр. 2, с. 136

141

17.04


Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Текущий

упр. 2, с. 138

142

18.04

Текст.

 (Развитие речи)

Учимся писать сочинение. Сочинение- описание на тему «Дым столбом».

Текст, признаки текста, чтение и обсуждение текста учебника.

создает текст на заданную тему; определяет тип текста, составляет план;

Текущий

упр. 3, с. 157

143

19.04

Синтаксис.

 Сложное предложение.

 (Как устроен наш язык)


Как связаны части сложноподчиненного предложения

Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного предложения.

Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.

различает связь частей сложноподчиненного предложения;

составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям;

Текущий

упр. 3, с. 142

144

22.04


Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

Текущий

упр. 2, с. 144

145

23.04

Знаки препинания в сложном предложении.

 (Как устроен наш язык)


Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении.

применяет правила расстановки запятых между частями сложного предложения;

Текущий

упр. 4, с. 147

146

24.04


Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении.

Текущий

упр. 4, с. 149

147

25.04


Текст.

(Развитие речи)


Продолжение рассказа «Мальчики». Контрольное списывание


Текст, признаки текста. Написание начала рассказа и продолжение текста.

Создает начало и конец заданной истории;

использует предметные компетенции в практической  деятельности,

Тематический

Повторить правила

148

26.04


Синтаксис.

 Сложное предложение.

 (Как устроен наш язык)


Сложное предложение.

Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного

 предложения.

Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.



различает связь частей сложноподчиненного предложения;

составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям;

Текущий

упр. 4, с. 151

149

29.04



Сложносочиненное, сложноподчиненное предложения


Текущий

упр. 8, с. 159

150

30.04

Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык)



Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении.

применяет правила расстановки запятых между частями сложного предложения;

Текущий

упр. 3, с. 153.

151

2.05



Знаки препинания в сложном предложении.

Текущий

упр. 10, с. 160

152

3.05


Упражнение в постановке знаков препинания в сложном предложении.

Текущий

упр. 11, с. 160-161

153

6.05

Текст.

(Развитие речи)




Учимся писать сочинение


Текст, признаки текста. Написание начала рассказа и продолжение текста.

создает начало и конец заданной истории;

Текущий

упр. 13, с. 162-163

154

7.05


Развитие речи.




Итоговое изложение




Изложение текста, заголовок, план текста.


использует предметные компетенции в практической  деятельности,


Итоговый

Повторить правила

155

8.05

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык)



Работа над ошибками. Связь слов в предложении


Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного предложения.


Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.

различает связь частей сложноподчиненного предложения;

составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям;

Текущий

упр. 14, с. 163

156

10.05



Слово. Словосочетание. Предложение.


Текущий

упр. 15, с. 163

157

13.05


Сочинительная связь между однородными членами

предложения.

Текущий

упр. 16, с. 163

158

14.05

Правописание числительных. (Правописание)

Правописание мягкого знака в именах числительных


Написание мягкого знака в числительных.

применяет правила слитного и раздельного написания числительных;


Текущий


упр. 11, с. 160-161



159

15.05

Морфология.

 Имя числительное.

(Как устроен наш язык)


 


Слитное и раздельное написание числительных.


Имя числительное, склонение числительных.


изменяет имена числительные по родам, числам;



использует предметные компетенции в практической  деятельности


Текущий

упр. 7, с. 158-159

160

16.05


Итоговый тест

Итоговый

Повторить правила

161

17.05


Работа над ошибками.

Изменение порядковых числительных.

Текущий

упр. 5, с. 158

162

20.05


Изменение количественных числительных.

Текущий

упр. 4, с. 157

163

21.05


Изменение имен числительных.

164

22.05

Правописание


Повторение правил написания мягкого знака в словах.

Повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

применяет правила написания мягкого знака в словах разных частей речи;

Текущий

упр. 1, с. 156

165

23.05

Морфология. Имя числительное.

(Как устроен наш язык)


Имя числительное.

Имя числительное.

Понятие о порядковых и количественных числительных

различает имя числительное как часть речи, записывает числа словами

Текущий

упр. 133, с. 79-80

166

24.05


Запись числа словами.

Текущий

упр. 135, с. 81-82

Контрольные параметры оценки достижения  ГОС по русскому языку,

4 класс.

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Формы контроля

Диктант

11.09

24.10

15.11

25.12

30.01

20.03

11.04

Тест/ контрольная работа

-

19.12

6.02

16.05

Списывание

21.09

-

27.02

-

Изложение

-

-

-

7.05

Учебно-методические средства обучения.

               1. Русский язык.4 класс.

               - Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа  ХХI   века». Москва. «Вентана-Граф». 2009г.

- Русский язык. Учебник.  2класс. 2части. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2010.г.

- Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс. 2части. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.

- Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь. 2класс.  М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.

-- Оценка знаний. Сборник. Контрольные работы, тесты, диктанты. В.Ю.Романова. Москва. «Вентана-Граф». 2009г.

- Комментарии к урокам русского языка. Методическое пособие для учителя. С.В.Иванов. Москва. «Вентана-Граф». 2009г.

- Запоминаем слова с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь. 2класс. С.Ю.Михайлова. Москва. «Вентана-Граф». 2010.г.

- Тесты за курс начальной школы. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.

- Русский язык. Тесты. Н.А.Сенина. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.

- Русский язык. Итоговая аттестация. И.В.Щеглова. Москва. «Экзамен». 2011г.

- Итоговая аттестация по окончании начальной школы. Е.А.Болотова. Волгоград. «Учитель».2011г.

2.  Медиатека, интернет – ресурсы.

Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».

  - Предметные программы.

   - Программа формирования УУД.

   -Программа коррекционной работы.

  - Планируемые результаты освоения ООП.

- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru. wikipedia. orq/wiki.

Входящий диктант

     11.09.2012

Кот в сапогах

   В дозор пограничники ходят со служебными собаками. А у нас на заставе служебный кот жил. Как-то один из бойцов принес маленького пушистого котенка. Зверек оказался способным. Уходят пограничники в дозор, а кот за ними идет. От шороха встает у него шерстка дыбом.

   Однажды зимой кот на посту лапы отморозил. Сшили солдаты пушистому пограничнику меховые кошачьи пимы. Так появился на заставе кот в сапогах.

(66 слов)

Орфографическое задание.

Измени по падежам сочетание слов:

                            1вариант                                                                                                                  2 вариант

                          Волчья нора                                                                                                         Собачья конура

Списывание

21.09.2012

Задание: отредактируй текст и спиши.

Березовые люстры.

   Я осторожно встряхнул деревце. Послышался легкий звон. Утренний морозец превратил капли воды в прозрачные ледяные хрусталики.

   Осенним утром шел я по лесной тропинке. Под ногами хрустела трава, шуршали сухие листья. Взошло солнце. Березка, вся усыпанная капельками воды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цветами радуги, как чудесная хрустальная люстра.

   Вокруг искрились и переливались звонкие березовые люстры.

(58 слов)

Итоговый диктант за I четверть

24.10.2012

Ночная радуга.

   Однажды я ночью увидел радугу!

   В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

   Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

   Я не спал и любовался светящейся в темноте ночной радугой.

(70 слов)

Орфографическое задание.

1 вариант

1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму.

2*.Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.

1)Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой. 2)Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь. 3)На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

2 вариант.

1.Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак» запиши еще два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.

2*.Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.

1)Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.2)Искры костра взвивались падали шипели. 3)Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

Диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

15.11.2012

Ночь в лесу.

   Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

   Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шепот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

  Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадется из-за туч.

(73 слова)

Орфографическое задание.

1 вариант.

1.Спиши, вставь , где необходимо мягкий знак.

Береч….,  скрипач…,  зажеч….,  сидиш…,   гараж…,   вещ…,  стоиш…,   мелоч…

2. Выпиши из текста слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Определи род, склонение и падеж этих слов.

2 вариант.

1. Сделай буквенную запись слов

Любит купа[ца],  учит кувырка[ца],  низко нагиба[ца],  редко улыбае[ца],  хочет познакоми[ца]

2.выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных». Определи склонение и падеж этих слов. Обозначь окончания.

Итоговый тест/ контрольная работа за I полугодие

19.12.2012

1 вариант

1.Выпишите из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.

Быстрой тенью мелькала по стволам белка.

2. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме множественного числа родительного падежа.

Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи еще не коснулись вершин темных елей.

3* Отметь «Х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.

  1. кататься с ним
  2. мой брат
  3. свой ученик
  4. подарить тебе
  5. наш праздник

4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.

1. белый, белеть, побелка, побелеть, белизна, побелить.

2. ходьба, переходить, прохожий, проходить, проход, заходить.

3. свет, светить, светлый, осветить, подсвечник, посветить.

5. К данным словам пообдери однокоренные глаголы в начальной форме.

Победа - …., мечта - …,  встреча - …,   желтый - ….

6. Определи спряжение глаголов.

Моют - …,   чертит - …,   спят - …,  идет - …,  летим - …

7* Запиши начальную форму данных глаголов.

  1. повторяю, повторяешь, повторяем, повторяют - …..
  2. решаем, решаешь, решаете, решают - …

Слова для справок: повторять, повторить, решить, решать.

8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Ученики долго репетировали и хорошо подготовились к концерту. (Побудительное, восклицательное, грамматическая основа ученики репетировали, распространенное, однородных членов нет).

9. Отметь «Х» слова, на конце которых нужно писать Ь.

  1. съеш…
  2. зажеч…
  3. карандаш…
  4. лож…
  5. ключ…

10. Прочитай предложение, расставь пропущенные запятые.

Старое дерево скрипит но не ломается.

Печаль человека не украсит а состарит.

Правда в огне не горит в воде не тонет.

11. Отметь «Х» раздельные написания

  1. (за)кладка
  2. (за)поворотом
  3. (не)находить
  4. (за)летать
  5. (не)навидеть

12. Впиши недостающие окончания.

На лошадк.. – на лошад..,     в кроват… - в кроватк…,   о морковк… - о морков…

13. Отметь «Х» глаголы, в которых пропущена буква е.

  1. готов…м
  2. жела…м
  3. дыш…м
  4. рису…м
  5. чита…м

14* Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

Орфограммы

В приставке

В корне

В окончании

Надрезать, прут, от боли, страна, гриб, подумать, румяное (яблоко), подкупить, пишет.

15 Прочитай текст. Отметь «Х» предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.

…..

   Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто-то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько,  сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожается стрекозой.

  1. У животных разный аппетит.
  2. Стрекоза – самое прожорливое животное в природе.
  3. Стрекозе трудно прокормиться.

16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Бабушка приготовила ….. (сытый, сытный) обед.

Рыжий… (соседский, соседний) кот любил лакомиться сметаной.

Кремль был обнесен высокими …. (каменными, каменистыми) стенами.

2 вариант

1.Выпишите из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.

В деревне в палисадниках пышно цвела сирень.

2*. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме единственного числа мужского рода родительного падежа.

  Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи еще не коснулись вершин темных елей.

3* Отметь «Х» словосочетания, в которых местоимение употребляется вместо существительных.

  1. прочитать им
  2. твой велосипед
  3. думай о нем
  4. пригласить вас
  5. мои вопросы

4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.

1. грозить, гроза, грозный, погрозить, угрожать, угроза

2.рассказ, рассказать, рассказчик, рассказывать, пересказ, пересказать.

5. . К данным словам пообдери однокоренные глаголы в неопределенной форме.

сторож - …

игра - …

светлый - …

ужин - …

6. Определи спряжение глаголов.

мечтаем - …

печет - …

сидит - …

даришь - …

думают - …

7* Запиши начальную форму данных глаголов.

  1. изучаю, изучаешь, изучаете, изучает - …
  2. наступает, наступаем, наступаете, наступают - …

Слова для справок: наступить, наступать, изучить, изучать.

8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

  Мы целый день бродили по лесу и собрали очень много грибов ( побудительное, невосклицательное, грамматическая основа мы бродили, распространенное, однородных членов нет).

9. Отметь «Х» слова, на конце которых нужно писать Ь.

  1. кирпич…
  2. стереч…
  3. прочитаеш…
  4. плащ…
  5. рож…

10. Прочитай предложение, расставь пропущенные запятые.

   Месяц светит но не греет.

 Терпенье и труд все перетрут.

 Взойдет солнце росу высушит.

 Декабрь год кончает а зиму начинает.

11. Отметь «Х» раздельные написания.

  1. (на)окне
  2. (не)придумал
  3. (на)грузка
  4. (не)годовать
  5. (на)рисовать

12. Впиши недостающие окончания.

На ладон… - на ладошк…,  по площад… - по площадк…,   в тетрад.. – в тетрадк…

13. Отметь «Х» глаголы, в которых пропущена буква и.

  1. держ…м
  2. уч…м
  3. лета…м
  4. люб…м
  5. скач…м

14*  Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

Орфограммы

В приставке

В корне

В окончании

Поделка, грязь, в песне, записка, подшить, зима, дальняя (дорога), страна, варит.

15. Прочитай текст. Отметь «Х» предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.

   В доме у меня было много мышей. Тогда я принес из леса ежика. Пусть он живет у меня и ловит мышей. Положил я этот колючий комок на пол. Скоро ежик развернулся и огляделся. Он завертелся возле газеты, ухитрился надеть ее на колючки и потащил в угол. Из нее он сделал себе гнездо. Он кончил дело и вышел из своего жилища. А я лег и задул свечу. Вдруг опять шум. Бежит ежик по комнате и несет на колючках яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил его там и за другим бежит в уголок. Там в углу завалился мешок  с яблоками. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит. Несет колючая голова уже другое яблоко в гнездо. Вот такой  замечательный ежик у меня живет.

  1. В доме завелись мыши.
  2. Ежик – сообразительный и запасливый зверек.
  3. Ежик нашел в доме мешок яблок.

16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Медленно тянулись осенние ….(дождливые, дождевые) дни.

Сестра научилась готовить вкусные … (рыбьи, рыбные) котлеты.

Цыплята были похожи на желтые … (пушные, пушистые) комочки.

Контрольный диктант

25.12.2012

Ежик.

  По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

   Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

(75 слов)

Орфографические задания

1 вариант

1.Запиши глаголы в два столбика: (1спр/ 2 спр). Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м.

2.Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах»

2 вариант

Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания.

Образец: желать – желаешь

Варить, вертеть, начинать, читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Начальная школа 21 века

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...

Тематическое планирование по русскому языку (1 класс, "Начальная школа XXI века")

Тематическое планирование по русскому языку   (1 класс, "Начальная школа XXI века")...

календарно - тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, составитель Седова Н.Ф., учитель начальных классов.Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой курса русского языка: 1-4 классы: пр...

Тематическое планирование по русскому языку 1 класс УМК "Школа 21 века"

Тематическое  планирование уроков, содержание УУД,...