«Урок – путешествие на остров парных согласных». 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Никитина Светлана Юрьевна

Аннотация

 

к  уроку  по русскому языку по теме:

«Урок – путешествие на остров парных согласных».

 

                             

 

 

Тема: Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

 

        Основная цель урока – углубить знания учащихся в правильном написании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

       Создание целостной картины мира на основе межпредметных связей.

 

                       Задачи урока:

 

          1.  Закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.

          2.  Формировать умение на практике применять правила; развивать интерес к урокам русского языка через игровую форму обучения.

         3. Обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи.

         4.  Развивать умение строить предложения и текст.

         5.  Развить любознательность, фантазию, находчивость.

          6.  Воспитывать бережное отношение к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру.

          7.  Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                              Нетрадиционный урок русского языка по теме: "Урок-путешествие на остров парных согласных". 2-й класс  

 Тема:  Написание слов с парными согласными на конце слова

Цели: 

  1. закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  2. формировать умение на практике применять правила; развить интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
  3. развивать положительное отношение к учебе;
  4. воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

Оборудование:

  1. таблица "Парные звонкие – глухие согласные";
  2. карта путешествия;
  3. карта полушарий;
  4. слова – опоры;
  5. карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях учителя школы, и мы должны им показать, чему вы научились за это время. На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, не забывать о том, что писать надо красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: "Дерево держится корнями, а человек – друзьями".
Сели правильно, проверили, все ли готово к уроку из учебных принадлежностей.
Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний. Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4 (вывешивается таблица – рисунок 1). Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.





II. Фронтальная работа с классом

Запись даты, вида работы. Знакомство с новым словарным словом.

– Запишите с красной строки с большой буквы слово океаны, в корне которого надо запомнить правописание безударной гласной О в первом слоге и безударную Е во втором слоге.

,

– Составьте предложение с этим словом.

Запись: "В _к_анах ж_вут кр_сивые ры_ки."

Учитель: Слово "океан" означает беспредельное водное пространство, без конца, без границ. Древние греки писали слово океан с большой буквы, считая его великим божеством, коварным и злым. Зато дочери океана – реки, которые текли по суше, – считались добрыми, ведь их вода в отличие от морской и океанской – не соленая, а пресная, годная для питья.

III. Чистописание

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно.

(Работа в тетрадях по чистописанию).

IV. Устная работа с классом

– Поднимаясь на борт корабля, необходимо предъявить билет. Сейчас каждый из вас вытянет свой билет и, если правильно выполнит задание, станет пассажиром на нашем судне.

(На карточках – слова с пропущенными парными звонкими – глухими согласными. Дети должны объяснить, какую букву нужно вставить и почему).


V. Лексико-орфографическая работа (словарь)

– Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией, в том числе и богатыми витаминами овощами.
Кто знает отгадку, поднимает руку и проговаривает слово. Записываем:

  1. Этот овощ получил свое название за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым;
  2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами;
  3. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает голова;
  4. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком;
  5. Этот овощ был завезен из Южной Америки, клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, он растет в земле;
  6. Про этот овощ сложена загадка: "Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали".

Ответы: огурец, горох, помидор, картофель, морковь, капуста.

– Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?



Вывод:

– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный. Давайте вспомним эти пары. (Дети хором читают пары). Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.

VI. Фронтальная работа по вариантам

– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание по карточкам. (Дети вставляют пропущенную букву и рядом пишут проверочное слово).

VII. Индивидуальная работа у доски:

-орт
-очка
у-и
у-очка
ко-а
со-а

-орт
-очка
у-и
у-очка
ко-а
со-а

VIII. Физкультминутка

IX. Выборочный диктант

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Я буду читать предложения, а вы находить слова с парными согласными, требующими проверки:  полосатый краб, белый парус, песчаный пляж, колючий ерш, пятнистый осьминог, скалистый берег, много медуз, дружный экипаж.

– Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?

X. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии. Найдите ошибки и правильно запишите предложение:

    «  По берегу моря бижыт сабака дружок.»

– Какие правила здесь нарушены? Найдите основу предложения.

XI. Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены  фигурки морских обитателей.  Дет и по описанию находят их местоположение).

XII. Коллективная работа по вариантам

– Чтобы увидеть желанный остров, надо подняться на мачту и оттуда определить, где находится остров. А чтобы добраться до мачты, мы должны подобрать однокоренные слова.

  1. I вариант: к слову море,
  2. II вариант: к слову вода.


– Чем мы сейчас занимались? (Мы образовывали новые слова и разбирали их по составу).
– Что такое корень слова?
– Как можно назвать записанные слова?

XIII. Устная работа с классом

– Мы приближаемся к острову парных согласных. Жители острова хотят проверить ваше умение понимать язык этой страны. Для этого надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный. Нам потребуются переводчики.

На доске:

Слышим

дуп

сат
йош
глас


Пишем

Дети по желанию выходят к доске и пишут слова.

XIV. Работа с деформированным текстом

– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

На доске запись:

     дну, морскому, плывет, по, краб.
      водой, чайки, над, летают.

XV. Подведение итогов урока

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. А на наш борт пришла телеграмма. Расшифруйте ее!

14 16 13 16 5 24 29

(По алфавиту дети разгадывают слово – молодцы!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

Урок-путешествие на остров «Веселой математики» в поисках сокровищ

развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;формировать и развивать абстрактное мышление, творческое воображение, смекалку, сообразительность, нестандартное математическое м...

Презентация к уроку "Путешествие на остров математики"

Урок по математике для учащихся 2 класса в форме игры-путешествия. Главный герой Джек Воробей никак не хочет отдавать ребятам клад, и для того, чтобы они его получили, подготовил много сложных и интер...

Урок русского языка "Путешествие в страну парных согласных"

Приводится  урок - путешествие с использованием технологии развивающего обучения...

Презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну парных согласных"

Приводится  презентация к уроку  русского языка с использованием технологии развивающего обучения...

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...