Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Лёвина Наталия Николаевна

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559

с углублённым изучением физики и математики

Выборгского района Санкт-Петербурга

Лёвиной Наталии Николаевны

3-Б класс

Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий

Тема:  Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям «Красота русской зимы»

Цели: 

обучающие - формировать умение строить устную и письменную речь в определённой композиционной форме; вырабатывать навыки орфографической зоркости; учить устанавливать причинно-следственные связи;

 воспитывающие - развивать навыки самоконтроля; воспитывать самостоятельность, увлечённость, творческую активность, любовь к природе; прививать навыки экологического воспитания; учить наблюдать, делать логические выводы по наблюдениям; способствовать воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи;

развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас, развивать связную письменную и устную речь.

Оборудование: компьютер, проектор, альбом П.И.Чайковского «Времена года», стихотворение  А.С. Пушкина «Зимнее утро», картины зимней природы в сети Интернет, детские зарисовки красоты зимней природы ( по личным наблюдениям).

Ход урока

  1. Сообщение темы
  2. Выступления детей

  1. Чтение стихотворений о зиме

«Стало всё кругом бело,

Все тропинки замело,

И по утренней заре

Лес проснулся в серебре».

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Вам нравится зима?

- Чем?

(Рассказы детей)

- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Художники изображают картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, загадок. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России.

   В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой.

- Вспомните поэму Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос».

                                                                                           

Отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»             (СЛАЙД №1-1)

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи, -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

………………………………

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

- Составьте «красивые» предложения о зиме, используя слова и словосочетания из поэмы Н. А. Некрасова.

  1. Прослушивание в записи CD стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и С.Есенина «Береза»

- Послушайте стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении?

- Опишите картины зимней природы на слайдах.                  (СЛАЙД №1-2)

  1. Беседа по восприятиям

- Какова природа зимой?

- Почему так светло и празднично вокруг?

- В чём красота зимнего наряда?

- Как падает снег?

- Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?

  1. Подготовка к сочинению

  1. Обсуждение плана сочинения

- Перед нами стоит задача описать красоту русской зимы. Что вы должны написать в своём сочинении?

  1. Рассуждения детей о зиме

- Как лучше передать приметы зимы?

- Как лучше описать её красоту?

- Какие выражения можно употребить в сочинении?

- Что можно сказать о зиме?

    Чародейка, кудесница, Белоснежка, красавица, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.                                                                   (СЛАЙД №2)                                               

- Что можно сказать о снеге?

(Пушистый, белый, как сахар)

- Опишите снежинки.

  (Узорчатые, нежные, серебристые, мохнатые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.)                (СЛАЙД №3)

- Что вам нравится в ясную морозную погоду?

( Берёзы в инее, зимние узоры на стёклах, искристое сияние снега в воздухе, деревья, покрытые снегом.)                                                                              (СЛАЙД №4)

- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?

(Метелью, пургой, бураном, ветер бушует, крутит, бросает снег; снег идёт сплошной стеной, ничего не видно; снег идёт, валит, сыплет, падает.)           (СЛАЙД №5)

  1. Упражнение «Создай красочное и точное описание зимы»

Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на коньках.                                                                                                       (СЛАЙД №6)

- Удачен ли этот рассказ?

- Почему?

- Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительное слово к подлежащему. Ответим на вопрос: «Какая зима?»

 Добавим пояснительное слово к сказуемому:

- Куда пришла зима-волшебница?

- Теперь уточним время: « Когда приходит зима?»

  1. Вывод.

- Что нужно сделать, чтобы получилось полное предложение?

- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить:

 где происходит действие, в какое время, каким образом?                                       (СЛАЙД №7)

 -  В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните, чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в тексте, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.

  1. Физкультминутка

  1. Составление плана

- Из каких частей должно состоять сочинение?

- Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем; передать, как меняется природа зимой?

- А если вы захотите описать зимнее чудо, которое вы наблюдали, то ваше вступление будет другим.

- Сочинение нельзя оборвать незаконченным.

- Как вы его закончите?

- Замечаете ли вы красоту зимы?

- Как зима влияет на ваше настроение?

План                     (СЛАЙД № 7)

  1. Наступила зима.
  2. Зимняя фантазия

           а) Ковёр зимы

           б) Деревья зимой

           в) Узоры на стёклах

          г) Сияние снежинок в ясную погоду

          д) Метель, пурга

  1. За что я люблю зиму.

  1. Запись сочинения

(Звучит музыка Гершвина «Колыбельная»)

  1. Чтение сочинений.  Коллективная оценка

  1. Подведение итогов. Рефлексия

  Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке (обсуждение в группах постоянного состава).

 



Предварительный просмотр:

Развитие речи.  3 класс.  Подготовка к написанию сочинения о зиме

  1. Что такое  ЭПИГРАФ ?

      Ребята, найдите определение этого слова  в толковом словаре и напишите:

Эпиграф - ______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

2.  Примеры эпиграфов:

«Мороз и солнце; день чудесный!»  (А.С.Пушкин)

«Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого белого снега!»  (И.А.Тургенев)

«На землю тихие снежинки

  Ложатся блёстками слюды.»    (Г.Граубин)

«Прилетели к нам метели,

  Залепили снегом щели.

   На окне старик Мороз

   Льдинкой росписи нанёс.»      (Г.Ладонщиков)

«Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.» (Г.Ладонщиков)

«Чудесное утро в февральском лесу,

  Где в жизни увидишь такую красу!

  В алмазных накидках притихли берёзы,

  Их в иней хрустальный укрыли морозы.»    (Д.Гиряев)

  1. Самостоятельный подбор эпиграфа

Найдите в стихотворениях известных авторов эпиграф для своего сочинения. Напишите его здесь.  В скобках укажите фамилию автора. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...

Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного ...

Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"

Данная методическая разработка  опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....

Методическая разработка урока английского языка с применением здоровьесберегающих технологий

Одной из причин понижения качества знаний в наши дни является ухудшение здоровья подрастающего поколения. Каждый учитель на своих уроках должен уделять большое внимание здоровью учащихся. А сделать эт...