Конспект открытого урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

На уроке присутствует групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon doc1.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка по теме:

«Обобщение знаний

об имени прилагательном»

4 класс


(Программа «Школа России»)

ГБОУ СОШ №1905 г. Москва

Учитель начальных классов Моисеева Светлана Анатольевна

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
  1. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего родов,  вспомнить понятие “начальная форма имени прилагательного”,
  2. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: рисунок трех звездочек, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой) На листочках у каждого ребенка три облачка: грустное выражение, спокойное и веселое.

 - Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. Опрос детей.

  1. Замечательно, что у вас хорошее настроение, надеюсь, к концу урока оно сохранится и приумножится.

II. Сообщение темы урока

Тема урока: - Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное» ,обобщим наши знания о этой части речи, потренируемся в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего родов, а так же поговорим о роли его в предложении и речи. Итак, все готовы к полету? (на экране появляется первый слайд).

 III. Чистописание

-На эту планету попадут  только те, кто умеет красиво писать. Пропишите в тетради следующие сочетания букв.

ое, ые, ий, ой.

- Ребята, а что интересного вы заметили в этих сочетаниях, где они встречаются, в окончаниях какой части речи?

-Молодцы с заданием все успешно справились , и мы с вами попадаем на планету  «Имя прилагательное». Нас встречают жители этой планеты – прилагашки.

IV. Словарная работа.

-Ребята, прилагашки очень любопытные, они слышали, что на нашей планете есть сочетание «словарные слова». Им очень бы хотелось узнать, что это такое.(появляется слайд).

-Итак, какие слова называются словарными?

-Сейчас мы с вами повторим некоторые словарные слова.

-При железнодорожном вокзале, мощное электричество, школьный пенал, у старого инженера, за новым адресом, по крутому берегу, в красочном календаре, хороший агроном, в дружном коллективе, в синем пальто.

-Молодцы, прилагашки очень довольны нашей работой.

V. Работа по теме урока.

-А теперь давайте расскажем прилагашкам, что мы знаем о части речи, в честь которой названа их планета.

-Что такое ИП?

-На какие вопросы отвечает ИП?

-Каким членом предложения чаще всего является ?

-Для чего они нам необходимы в речи?

-Хорошо, а теперь мы с вами отправляемся дальше!

Ребята, прилагашки задаются вопроссом: что значит изменение прилагательного по падежам? Давайте ответим на этот вопрос. А для этого просклоняем прилагательное школьный (пенал)

-Ребята, скажите, пожалуйста, на какие вопросы отвечают прилагательные мужского и среднего рода и какие окончания имеют в именительном падеже.

-Молодцы, прилагашки довольны нашей работой.

-Ребята, у жителей страны Прилагательное есть соседи, с которыми  они очень дружны. Как вы думаете, что это за соседи?

-Конечно же, имя существительное! А кто мне ответит, почему так дружны прилагательные с существительными?

-А чтобы доказать это, давайте поработаем немного самостоятельно. Посмотрите внимательно на слайд. Наша задача: определить в какой же форме согласуются  данные прилагательные с существительными (появляется слайд, дети определяют род, падеж и число прилагательных).

О метеоритном дожде

у звездного неба

космическому кораблю

лунным светом.

(записывают в тетрадь с комментированием)

-Молодцы!!!Ребята, прилагашки путаются в написании безударных окончаний имен прилагательных. Давайте научим их не допускать ошибки. Для этого вспомним алгоритм определения правильного написания безударного окончания имени прилагательного.

-А теперь немного потренируемся и поработаем самостоятельно (появляется слайд)

на голуб...   небе

космическ...   кораблем

у сказочн...    созвездия

по млечн...   пути

небесн...    светило

-Наша задача вставить пропущенные окончания прилагательных, определив их по вышеизложенному алгоритму.

-А ттеперь давайте проверим.(после проверки еще раз повторяется алгориитм )

VI. Физкультминутка

-Ребята, пока мы с вами летели на планета Имя Прилагательное, из окна иллюминатора я засняла наш путь. Давайте посмотрим его вместе. Внимательно следите за всеми перемещениями на экране. (появляется слайд).

VII. Продолжение работы по теме урока.

-Соседи прилагашек хвастались, что у них есть свой определенный морфологический разбор.

Скажите, пожалуйста, а есть ли у имени прилагательного определенный разбор как части речи? Давайте продемонстрируем это прилагашкам на примере прилагательного в звездном(небе).

(один работает у доски, остальные в тетрадях)

-Умнички, посмотрите как радуются прилагашки, теперь они тоже могут похвастаться.

-Ребята, в 4 пункте нашего морфологического разбора мы указали, что прилагательное выступает второстепенным членом. А где мы встречаемся с второстепенными членами? Давайте составим с данным словосочетанием  предложение, разберем его по членам, запишем характеристику и построим схему.(работа у доски и в тетрадях)

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, в роли чего выступает прилагательное в предложении?     (второстепенного члена). А какого? (определения).

-Ребята, прилагашки как-то прилетали на нашу планету и увидели здесь неизвестных для них существ. А вот каких, мы узнаем поработав в группах.  (дети готовятся к работе в группе).

-Для каждой группы приготовлена загадка, отгадав которую вы узнаете, кого увидели прилагашки. Но это еще не все: вы должны не просто назвать отгадку, а рассказать о ней 2способами:

- с использованием прилагательных;

-и без использования прилагательных.

 (работает 4 группы: появляется первый слайд с загадкой для 1 группы, отгадывают, приступают к работе. Затем по аналогии для 2, 3, 4 групп).

-Ну что, готовы?(от каждой группы выходит по 2 представителя и излагают свой материал).

-Молодцы! Ребята скажите, пожалуйста, как было сложнее составлять рассказ: с использованием прилагательных или без них?

-Так для чего же нам нужны прилагательные в речи?

-Молодцы!!!Давайте еще раз вспомним, что же мы знаем об именах прилагательных и для чего они нужны нам!

Прилагашки говорят нам огромное спасибо. Теперь они многое  знают о своей стране благодаря вам!

VIII. Итог урока

-А мы с вами отправляемся назад домой, и по пути давайте вспомни, чему же мы учились сегодня на уроке? Что повторяли?

Вам понравился урок?

 -Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. (Опрос детей).

Замечательно, я рада, что ваше хорошее настроение сохранилось к концу урока!!!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Конспект урока русского языка на тему: Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока русского языка на тему: "Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

Сценарий открытого урока по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных" УМК "Школа России", 2 класс...

Презентация по русскому языку по теме "Обобщение об имени прилагательном".

Презентация по русскому языку "Обобщение об имени прилагательном"....