Словообразование.Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Новоселова Елена Геннадьевна

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой предполагает знакомство учащихся с новым для них способом словообразования- образованием сложных слов путём сложения двух основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_slovoobrazovanie-_3_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель Новоселова Елена Геннадьевна

Тема урока: Образование сложных слов.

Цель: Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами.

Задачи:

1.Обучать самостоятельной постановке учебных задач и поиску их решений с использованием нескольких «пространств»: экрана заданий, стола «помощников» и «доски сомнений».

2. Дать представление об образовании сложных слов.

3. Развитие речи и мыслительной деятельности учащихся.

Оборудование:

1. Папки – памятки.

2. Карточки с терминами и магниты.

3. Экран,  ПК, презентация по теме урока.

4. Словари и справочники.

5. Учебники, сигнальные карточки и «доски сомнений» (для учащихся)

Ход урока:

  1. Актуализация темы и постановка проблемы урока.
  1. Вступительное слово учителя. Чистописание: 

- Сегодня урок русского языка как всегда начнём с чистописания. Я показываю печатные слоги, а вы записываете их письменными буквами.

ва   ни  е   сло   во   об  ра  зо

1.2.Попробуйте из данных слогов сложить слово.

На доске появляется новое слово «словообразование».

- Как вы думаете, что это слово может означать? ( Слушаем версии детей)

1.3.Работа с учебником:

- Заглянем в будущее: обратимся к учебнику и найдём определение словообразования на с.130.

1.4. Делаем вывод 1:

Словообразование – это образование новых слов.

1.5. Постановка проблемы:

- Занимались ли мы раньше на уроках русского языка словообразованием? (Да)

- С помощью чего мы образовывали новые слова? (Бег- разбег, сказ- рассказ, дом- домик, стол- столик. – С помощью приставки или суффикса)

- Как вы думаете, есть ли другие способы образования новых слов?

- Сегодня мы снова займёмся словообразованием и, возможно, сделаем новые «открытия».

II. Объяснение нового материала. – Совместное  «открытие»  знаний.

2.1.(Слайд 3)Прочитайте стихотворение и найдите однокоренные слова.

Запишите их в тетрадь, а если слово вызывает затруднение, то на «доску сомнений».

( Дети работают самостоятельно. Затем проверяем.)

Вот из сада вам рассада.                   С ним садовник идёт.

Вот ещё посади рядом.                     Очень интересно

А вот сад…вод,                                 Гулять в саду словесном. (Е. Измайлов)

- Итак, какие однокоренные слова нашли? Развесим их на нашем «словесном дереве». Это «сад», «садовник», «рассада», «посадки»…

- Какое слово вызвало у вас сомнение и почему? ( «сад…вод» - Не знаю, какая буква пропущена…- Пропущена О, т.к. проверочное слово «садовник»-

Какое правило ты использовал?...- Как проверить безударную гласную в корне слова...- А какой корень у данных однокоренных слов?..- Корень – сад-

- Так разве безударная гласная в корне?...- Нет…- Тогда это правило не подходит.

- Итак, слово «сад…вод» вызывает затруднение, поэтому помещаем его на «доску сомнений».

2.2. (Слайд 4) Разберите слова по составу. Но прежде обратимся к экрану заданий  и вспомним, что значит разобрать слова по составу?

- Поставь вопросы, на которые ты уже знаешь ответы по теме « Состав слова». ( Здесь только ставим вопросы).

2.3. (Слайд 5) Проверь себя! ( Дети читают вопросы и отвечают на них. Отвечая на 7-й вопрос см. слайд 6)

2.4. (Слайд 6) Установи порядок разбора слов по составу.

Если есть сомнение, обратитесь к столу «помощников». Какую памятку выбрать? (Зачитываю перечень памяток у стола… Ученики выбирают… Раздаю слабым детям на каждую парту)

(Esc- переход в режим перетаскивания). Расставляем цифры на слайде. (Рюмочка- режим просмотра с текущего слайда)

2.5. Разбираем слова по составу. ( «Сад» - в тетрадях, «рассада» и «посадки» - в тетрадях и на большой «доске сомнений». По ходу выясняем, что такое «рассада» и «посадки»?... К какому словарю надо обратиться?...-

К толковому…См. толковый словарь…

- Кто такой садовник и чем он отличается от садовода?( См. толк. словарь)

Делаем вывод о способах образования новых слов с помощью приставки и суффикса.

2.6. (Слайд 7) Для разбора по составу слов « садовник» и «садовод» выбери словарь, который поможет тебе в случае затруднения. (Затем проектор отключаем).

( Выбираем словообразовательный словарь на столе «помощников»…- В ходе разбора выясняем, что слово «садовод» состоит из двух корней… - Как такое может быть? )

- Какой вопрос мы задали себе в начале урока? ( Каким ещё способом образуются новые слова?)

- Кто «открыл» для себя новый способ образования слов? ( Из двух корней или основ).

- А как бы вы назвали слова, образованные из двух корней или двух основ?(?)

- Откройте учебник и прочитайте тему сегодняшнего урока. ( Сложные слова). Вот их название.

2.7.Работа по учебнику (с. 92):

- На какой вопрос мы ищем ответ? ( Как образуются сложные слова?)

- Выполняем упр.171 (комментированное письмо) и читаем правило образования сложных слов.

2.8. Делаем вывод 2:

В слове «садовод» пропущена буква О, т.к. это соединительная гласная.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Закрепление изученного. – Этап самостоятельного применения знаний.

3.1.Самостоятельная работа по учебнику (с.92-93) с последующей проверкой. Упр.172(письменно).

3.2. ( Слайд 8). Делаем вывод 3: На какие вопросы надо найти ответы, чтобы правильно составить сложное слово. (Затем проектор отключаем)

3.3. Работа по учебнику (с.93). Упр.174 (Выборочное письмо).

3.4. Делаем вывод 4: Соединительная Е пишется после мягких согласных, соединительная О после твёрдых.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Обобщение изученного:

4.1. ( Слайд 9). Делаем вывод 5:

-Что нового мы сегодня узнали об образовании новых слов? ( См. вопросы на слайде).

4.2. ( Слайд 10). Конкурс - тест «Самый умный» ( по заданиям слайда)

4.3. Инсценировка «Иностранец» (дополнительно):

- Какие русские слова, состоящие из двух корней имел в виду иностранец, произнося их так:

- дарить благо (благодарить)

- употреблять зло (злоупотреблять)

- водить руками (руководить)

V.  Подведение итогов урока. Задание на дом:

5.1. ( Слайд 11).-Домашнее задание.- Придумать сложные слова из области географии

5.2. Поделись впечатлением от урока.- Оставь свой смайлик на доске.

Благодарю за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой...

рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой

Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....

Урок русского языка 2 класс по учебнику Поляковой

Урок-закрепление по теме "Парные согласные на конце слова" по учебнику Поляковой...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа предмет русский язык, 4 класс, автор курса А. В. Полякова

Планирование уроков русского языка, 4 класс, автор учебника А. В. Полякова (система Л. В. Занкова)...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...