Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 31.55 КБ |
edinoobraznoe_napisanie_kornya_2.ppt | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! У вас сегодня очень много гостей, давайте поприветствуем их. - Орешек знаний твёрд, но всё же, Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Желанье сильное УЗНАТЬ. - Я желаю вам успехов на уроке! - Дети, садитесь. Вспомним правила посадки, сядем ровно, выровняем спины. | Дети поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют их. Садятся. |
Актуализация знаний |
Откройте, пожалуйста, тетради. Посмотрите на доску. Какое сегодня число? - А чем интересно это число? - А ещё, ребята, 29 февраля бывает один раз в четыре года. (Позднее на уроках математики и окружающего мира вы узнаете, почему так происходит) - Какие в этом слове орфограммы. (ФЕВРАЛЯ). ВНИМАНИЕ - Какая орфограмма в этом слове (КЛАССНАЯ)? - РАБОТА? - Запишите в тетради 29 февраля, классная работа. - Положите ручки, сядьте ровно.
- Проверим выполнение домашнего задания. 3. Работа с пословицей. - Внимание на доску. Прочитайте слова самостоятельно. Какое задание можно выполнить с этими словами? - Ваши варианты? - Кто согласен? Расставляю слова в нужном порядке после ответов детей . - Прочитайте. - На что похоже это предложение? - Если это пословица, то в ней заложена народная мудрость. Попробуем понять эту мудрость. - Ваши мнения. (3 ученика выслушиваю). Спасибо, достаточно. - Правильно ли составлена пословица? - Я вам помогу (переставляю слова местами) - Прочитайте ещё раз. ВЫВОД: Чтобы достичь результата, всегда нужно уметь преодолевать трудности. Это и будет девизом нашего урока. - А что такое корень? - А ещё где есть корень? В русском языке есть такие слова, которые имеют несколько значений. -СПАСИБО, ДЕТИ. ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ. 3. Самостоятельная работа. На доске 2 группы слов - Читаем глазами (веду указкой). - Выпишите ту группу слов, в которой ВСЕ слова являются однокоренными. -Начинаем писать с красной строки, первое слово с заглавной буквы. В строчку через запятую. Контролирую самостоятельную работу, проходя по классу. Фронтальная проверка. - Какую группу слов вы выписали? - Поднимите руку, кто согласен. - А кого другое мнение? - Почему ты выписал именно эту группу слов? (спросить тех, кто неправ). - Так какое слово лишнее? ПОЧЕМУ? - Подчеркните лишнее слово. (Если дети напишут правильно, то спросить ПОЧЕМУ не написали группу слов) - Выделим корень в однокоренных словах. - Какой корень? | 29 февраля. - Это последний день календарной зимы, последний день февраля. - Безударная гласная Е, её нужно запомнить. - Безударная гласная А, проверочное слово ФЕВРАЛЬ. - Удвоенная согласная С, её нужно запомнить. - Безударная гласная А, это словарное слово. Дети читают слова. плод, учения, Корень, сладок, горек, а. - Можно составить предложение. Корень учения горек, а плод сладок. - Пословица. Народная мудрость. Часть слова. Корень растения (дерева), корень зуба… Рис, рисунок, рисовать, нарисовал. Соль, солонка, солёный, солить. Пишут. Зачитывает 1 ученик. Поднимают руки. Однокоренные слова имеют общую (одинаковую) часть и общее значение. Рис (травянистое растение) сол рис |
Постановка учебной задачи | - Прочитайте текст самостоятельно. (Один ученик вслух). -Определите жанр этого текста. - Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? (Это герои сказки, им дал автор имя). Герои чего? (Сказки) Работа в парах. - Дети, ВНИМАНИЕ. Сейчас я расскажу, как вы будете выполнять это задание. Из текста сказки выпишите однокоренные слова. Работать будете в парах: - просмотрите глазами текст ещё раз; ЖДУ - обсудите между собой, какие слова вы выпишите; ЖДУ Ваша пара выходит к доске. - запишите слова в строчку через запятую так, как они записаны в тексте; (Индивидуальная инструкция: А вы договоритесь – один из вас будет писать, а другой диктовать). ЗА ДОСКОЙ. ТЕМ, КТО БЫСТРО ВЫПОЛНИЛ, ДАЁМ КАРТОЧКИ (Работают на карточке): - Работаешь на карточке. Когда выполнишь задание, отложи карточку на край парты, я её проверю. - Кто записал, поднимите руку на локоть. -ВНИМАНИЕ. - выделите корень; ЖДУ -Работающие у доски, прочитайте записанные вами слова. Какой корень вы выделили? - Садитесь, ребята. Спасибо. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ У ДОСКИ. - Посмотрите, как ребята справились с заданием. (ВОДИТЕЛЬ) - У кого так же? - А у кого по-другому? - Задание всем дано одинаковое, а выполнили вы его по-разному. В чём же дело? - Посмотрите на доску ВТОРАЯ ЧАСТЬ СКАЗКИ (Если задание выполнено всеми правильно, сразу выплывает вторая часть, находится чужак и объясняется почему он чужак.) - Прочитайте. Кого Вода назвала чужаком? - Почему? ВЫПЛЫВАЕТ ЗАГОЛОВОК «Чужак». - А как вы думаете, почему сказка так называется? ВЫВОД: Какие признаки у родственных слов? (одинаковый корень, общее значение.) Слайд с проверкой. -На экране записаны слова, с которыми мы уже поработали. Но появились и новые слова. Как вы думаете, Вода возьмёт их в свою семью? - Почему? Докажите! - Обратите внимание на корень. - Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Какие есть предложения? ПРИНИМАЮ ВСЕ ГИПОТЕЗЫ. Спасибо, молодцы. Эти знания нам пригодятся. Сегодня на уроке мы будет отвечать на вопрос «Как пишется корень в однокоренных словах?» | Сказка. Это имена собственные, герои сказки, им дал автор имя. Эти слова первые в предложении. Два ученика вышли к доске. 1 диктует, 2 пишет Водителя Все слова родственные, а водитель – нет. Корень вод, а значение другое. Слово ВОДИТЕЛЬ чужое, оно не родственное. ДА Это тоже однокоренные слова. вод Гипотезы: Однокоренные слова, корень слова, родственные слова, как пишутся родственные слова. |
Физминутка для глаз | Сядьте ровно, расправьте плечи. Возьмите лист на расстоянии вытянутой руки. Не двигая головой, следим глазами по спирали от центра листа. Возвращаемся глазами обратную сторону. МОЛОДЦЫ. ОТЛОЖИТЕ ЛИСТ. | |
Открытие нового знания | - Вы можете ответить на этот вопрос? (КОРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ПИШЕТСЯ ОДИНАКОВО) - Так чему мы будем сегодня учиться? (говорю чётко и громко) Молодцы! карточки к УПРАЖНЕНИЮ 303. (Типа работа по учебнику) - У вас на партах лежат карточки. Возьмите их. ПРОЧИТАЙТЕ задание глазами. Что нужно сделать в упражнении? Как будем выполнять? (ПО ОБРАЗЦУ) Кто не понял задание? Кто сможет объяснить? ДЕТИ РАБОТАЮТ, КТО СПРАВИЛСЯ РАНЬШЕ, ПОЛУЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КАРТОЧКУ САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ.
- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы. Поставьте себе карандашом оценку 5. - Кто допустил одну-две ошибки? Поставьте себе карандашом оценку 4. - Спасибо, ребята. Вы молодцы. - Так как же пишется корень в однокоренных словах? - Проверим себя по учебнику. Откройте страницу 50, прочитайте правило самостоятельно. - Правы мы были? - Как пишется корень в однокоренных словах? | ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ ПИСАТЬ КОРЕНЬ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ ОДИНАКОВО НАПИСАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Одинаково да Одинаково |
Закрепление | Учебник, упражнение 304. Самостоятельно по рядам. - Прочитайте задание. Что необходимо выполнить? Как будете выполнять? - Дети первого ряда работают со словом ОВОЩ. - Дети второго ряда работают со словом ГРИБ. - Дети третьего ряда работают со словом ХОЛОД. - Выделите, пожалуйста, корень в однокоренных словах. ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. По рядам: - Прочитай свою запись. Какой корень выделил? 1 ряд 2 ряд 3 ряд - Так как же пишется корень в однокоренных словах? | Подобрать и написать слова. По образцу. Одинаково |
Физминутка | Мы пришли в зимний лес (Ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (Дети удивлённо разводят руками) Справа-берёзка в шубке стоит, (Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом) Слева на нас ёлка глядит (Левую руку в сторону, ведут взглядом) В небе снежинки кружатся, На землю красиво ложатся. ( Руками вращательные движения над головой) Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал (Прыжки на месте) Пролетают снегири, Как красивы все они! (Движение птиц в полёте) В лесу красота и покой, А нам с тобой пора домой. Садитесь пожалуйста. | |
Творческая работа (развитие речи) | -На доске записаны слова. зима снег мороз б_рёза зимушка сн.жок м.розный с.рока зимний сн.гирь зам.розил м_дведь з.мовать снежный м.розец л_сица - Прочитайте все слова глазами. Какая группа лишняя? Почему? (Неоднокоренные слова) - А какие это слова? (Словарные). РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ (СИГНАЛЫ) - В группе однокоренных слов спряталось ещё одно словарное слово. Кто найдёт его? (мороз) - Посмотрите на группы однокоренных слов. Как пишутся корни в однокоренных словах? - Дети, мы работаем с сигналами. Указкой показываю пропуски в словах. Сначала словарь. Мелом вписываю буквы в словарные слова. - Какую букву впишем в первом столбике? - Во втором? - В третьем? -В начале урока мы говорили о необычном сегодняшнем дне. Кто напомнит, чем он интересен? -Мы напишем несколько связанных по смыслу предложений о прошедшей зиме, используя данные слова. Можно брать НЕ ВСЕ слова. Проверка. 2-3 человека. - А я, готовясь к нашей сегодняшней встрече, тоже написала стихотворение, используя однокоренные слова, которыми воспользовались вы. Читаю стихотворение: Хозяйничает зимушка-зима. Все реки заморозила она. Мороз окошки нам разрисовал. Деревья снегом все поукрывал. Но всё ж не унывают снегири. На юг зимой не полетят они. Как яблочки краснеют на снегу. Но я собрать никак их не смогу. | одинаково -
Это последний день календарной зимы, последний день февраля. ПИШУТ СОЧИНЕНИЯ. |
Рефлексия. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Задание: - Вспомним, над чем мы сегодня работали на уроке. ВНИМАНИЕ. Выберите нужную букву: мОре звОн скрИп - Вы молодцы. Что помогло вам ответить правильно? (Вспомни правило)
| Правило |
Оценивание | Называю имена детей, получивших 5. Вы на уроке делали правильные выводы, при выполнении самостоятельной работы не допустили ошибок. Имена детей, получивших 4. Вы старались, но в тетради есть ошибки. | |
Домашнее задание | Дети, дома вы будете выполнять упражнение по выбору. Посмотрите упражнение 305. Прочитайте задание, какое задание? Упражнение 308. Прочитайте задание. Дети, вы будете списывать все слова? (НЕТ). Почему? - Откройте, пожалуйста, дневники. Запишите. С.51, упр. 305 или с. 52, упр. 308. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи
Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением"
Задачи урокаОбразовательные:совершенствовать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова;учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;расширить знания у...
Технологическая карта урока русского языка "Раздельное написание частицы не с глаголами." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Раздельное написание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: формирование навыков правописания частицы НЕ с глаголами; способствование обогащению слов...
Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)
Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...
Технологическая карта урока русского языка «Различие написания предлогов и приставок» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о различии предлогов и приставок.Планируемые результатыПредметные:1. Уметь отличать предлоги от приставок.2. Знать правила написания приставок и пр...