Урок русского языка в технологии деятельностного метода.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

Урок открытия новых знаний. Урок разработан в технологии деятельностного метода.

Цель урока: Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; расширить знания детей  о функциях Ь в русском языке;

развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Пилипчук Галина Петровна, МБОУ «СОШ№9» г. Нефтеюганск.

Урок русского языка, 4 класс, образовательная система «Школа 2100»

Тема: Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:  

- Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.

-   Расширить знания детей  о функциях Ь в русском языке.

- Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое  мышление, речь учащихся, интерес  к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Ход урока

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

      «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

      - Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)

     - А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

     - Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами  будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

II этап. Актуализация знаний.

     На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф, чайник, щука,  жаба.

     - Прочитайте слова. Что общего у данных слов? (Это имена существительные. Все слова начинаются на  шипящий согласный звук.)

    - Что вы знаете о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет, изменяются по числам и имеют род)

    - Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. (Карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ  вывешиваются на доску).

    - На какие две группы можно разделить данные слова? ( Одушевленные и неодушевленные, существительные женского и мужского рода)

    - Разделите  слова на группы по родам. Как определить род имени существительного?

    - Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

III этап.  Фиксация затруднения и постановка проблемы.

Прочитайте пословицы.

На доске:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье -  свет, а  неученье - тьма.

     - Объясните, как вы их понимаете?

     - Что общего в этих пословицах? (об учёбе,  в обеих встречаются шипящие)

     - А что это за буква «ь» знак?

     - Какую роль выполняет  мягкий  в русском языке?

     - Найдите в пословицах слова, где мягкий знак отделяет согласную от гласной. (ученье, неученье).

     -  Запишите. Подчеркните мягкий знак.

     - Найдите слова, где мягкий знак показывает на мягкость согласного. (слушать, тьма).

     - Запишите, подчеркните мягкий знак.

     - В какую группу мы отнесём слово речь?

     - Для чего в нём пишется «ь»? Понаблюдаем над словом.

     - На какой звук оканчивается слово? Дайте ему характеристику.

     - Если я закрою «ь», то слово произносим так же  как и с «ь» знаком?

     - Нужен ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч']?

     - Значит, это какая-то новая роль «ь» знака, о которой нам сегодня и предстоит узнать.

    - Прочитайте, написанные на доске слова: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

    - Что общего у данных слов? ( Это существительные с шипящим звуком  на конце)

    - Чем различаются слова? (В одних словах есть Ь, а в других он отсутствует)

    - А когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? (не знаем)

    - Так  какая задача нашего урока?

 (Узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет)

IY этап. Поиск решения.

   - Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце:

 луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

   - Я хочу предложить вам поработать в группах.

   -  О каких правилах надо помнить, работая в группе?

           Правила работы в группе:

        1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

 2. До конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

 3. Помогайте друг другу в работе;

 4. Отстаивайте свою точку зрения.

    - А теперь приступаем к работе. Выполните задание, используя алгоритм исследования. Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.

          Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слова.
  2. Определите род имен существительных.
  3. Запишите слова, распределив их в группы по родам.
  4. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  5. Сделайте вывод. Изобразите  правило в виде схемы, для удобного запоминания.
  6. Составьте алгоритм написания мягкого знака  на конце имен существительных с шипящими на конце.

     Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм.

    - Какова же работа мягкого знака в эти словах?  (Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

     - Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода  с  шипящим на конце  пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

    - А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

   -  Верный ли вывод мы сделали?

   - Расскажите алгоритм написания мягкого знака после шипящего.

  1. Есть шипящий на  конце слова?
  2. Определяю  часть речи.
  3. Если имя существительное,  то определяю род.
  4. Если  женский род – пишу мягкий знак, если мужской род – мягкий знак не пищу.

V этап.  Первичное закрепление.

     - Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.

Физминутка.                                                                                                                                            -  Я буду называть имена существительные с шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно писать «ь», то вы делаете хлопок над головой, если нет – приседаете.

Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж, брошь.

    - Запишите словосочетания, объясните орфограмму.  Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных пользуйтесь алгоритмом.

      Запись на доске:

Огромный лещ,  любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?. 

Дети объясняют, применяя алгоритм.

VI этап. Самостоятельная работа.

      - А теперь  давайте проверим себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.          Я вам подготовила карточки трех цветов:

       Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

       Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

         Желтая карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

      Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

      Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

     Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

    - Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

Выполнение и самопроверка по эталону .

   - Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

    Самопроверка проводится по образцу:

Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р., сторож – м.р., силач – м.р.

  - У кого возникли затруднения при выполнении задания?

   - Какие слова у вас вызвали затруднение?

   - Каким правилом мы должны были воспользоваться?

   - Исправьте ошибку.

   - Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

    У кого задание не вызвало затруднений?

   - Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

YII. Включение в систему знаний и повторений.

   - Предлагаю вам потренироваться.

   - Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Учащиеся составляют предложения и доказывают написание слов с шипящим на конце.

YIII. Рефлексия учебной деятельности.

-  Ваше  трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Достигли мы цели? Докажите.

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник.

- Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания? (выучим правило, и еще потренируемся).

       Домашнее задание:

Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка зеленого цвета.

Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка желтого цвета.

Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка синего цвета.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Урок русского языка в технологии деятельностного метода

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»...

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....

Технологическая карта урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Осень"....

Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода

В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...

Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода

Урок развивающего контроля по русскому языку в технологии деятельностного метода. Урок проводится после контрольной работы, состоящей из диктанта и грамматических заданий....