I. | Орг. момент.
|
|
| Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим |
|
II. | Речевая разминка. Актуализация опорных знаний. |
|
| - Какая задача стоит перед нами на уроках чтения?
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все звуки чётко, внятно,
Чтоб было всем понятно.
- А для этого выполним дыхательную гимнастику.
1. Дыхание грудью – рука на животе:
- медленный вдох – медленный выдох;
- быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
- глубокий вдох – выдох «выстрел».
2. Дыхание животом – рука на груди:
- глубокий вдох – на выдохе «поём» звуки:
а, о, у, и, ы, э
- Какие звуки произнесли?
- Что вы о них можете рассказать?
-Назовите гласные, которые приказывают: «Будь твёрдым!»
- Назовите гласные, которые приказывают: «Будь мягким!»
- Чтение на выдохе:
м, н, д, г, р, с, з, к, б, л, п
- Какие звуки произнесли?
- На какие группы можно разделить эти согласные?
- Назовите «звонкие».
-Назовите «глухие».
-На какие ещё группы можно разделить?
-Назовите парные.
Раз, два, три – пару ты себе найди! | - Научиться плавно, быстро, осознанно читать, необходимо развивать свою речь, чтобы выражать мысли грамотно и красиво.
СЛАЙД 1.
- Гласные.
- В русском языке 10 гласных букв, 6 звуков.
- При произнесении воздух проходит свободно;
- Гласные указывают на количество слогов: сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Приказывают согласным: «Будь мягким!», «Будь твёрдым!»
-А, о. у, ы, э.
-Я, ё, ю, и, е.
СЛАЙД 2.
-Согласные.
-Звонкие, глухие.
- Парные – непарные по звонкости – глухости.
(дети берут букву, если правильно назвали) |
III. | Постановка задачи урока. |
|
| - Как вы думаете, на этом мы закончили изучение букв и звуков?
- Значит, какая сегодня стоит перед нами задача?
| -Мы ещё не познакомились со всеми звуками и буквами.
- Познакомиться с новым звуком, узнать какой буквой он обозначается, научиться читать и слоги, слова и предложения с этой буквой. |
IV. | Физминутка для глаз | СЛАЙД 3. |
V. | Работа над новым материалом.
Звукобуквенный анализ сов цапля, синица |
|
| - Хотите узнать с каким звуком и буквой мы познакомимся? Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Нужно будет собрать картинку.
- Как нужно работать в парах?
Игра «Собери картинку»
- – Что у вас получилось?
- Что вы знаете о синице?
- Какая модель слова подойдёт?
- Как будем действовать?
2)- Угадайте второе слово.
Это слово обозначает птицу – символ бдительности и спокойствия, предвестник непогоды, добывая пищу, подолгу стоит неподвижно на мелководье или у норки полёвки или суслика.
- Определите на слух, какой звук [ц): твёрдый или мягкий?
- Что ещё можете сказать об этом звуке?
- Какой буквой обозначим звук [ц]?
- Смоделируйте букву Ц.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
- Запишите в схемах слов букву ц. |
- Дружно, нужно уметь договариваться.
- Синица.
СЛАЙД 4.
-Оседлая птица, мы должны ей помогать, вешать кормушки и подсыпать зёрна, хлебные крошки, вешать сало.
На доске:
Алгоритм составления звуковой модели слова.
1) (Прочитай слово)
2) ! (Выдели звук)
3) ? (Назови звук)
4) (Поставь фишку,
назови пару)
- (Прочитай слово)
-Цапля. СЛАЙД 5.
(Работа с моделью)
- [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.
- Он глухой.
- Буквой Ц,ц.
Работа в парах.
(Дети составляют печатную букву ц из элементов.)
Одна пара у доски. |
VI. | Работа с моделями слов. |
|
| - Сколько согласных звуков в этих словах?
- Сколько гласных?
- Чем похожи гласные в слове ЦАПЛЯ?
- Чем различаются?
- Чем различаются гласные звуки [и] в слове СИНИЦА?
- Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
Игра «Живые звуки».
1.Уберите буквы, которые обозначают твёрдый согласный, у которого нет мягкой пары.
2. Букву, которой обозначен звук [ль].
3. Букву, которой обозначен звук [с].
4.Букву, обозначающую звук [сь].
5. звук [п] и его букву.
6.
Звук [нь] и его букву.
- Какие буквы остались?
7. Уберите буквы, которыми записаны ударные гласные.
8. Уберите буквы, которыми записаны безударные гласные. |
- Гласный звук [а].
- Первый стоит после твёрдого согласного, обозначен буквой а – ударный, а второй – после мягкого – обозначен буквой я – безударный.
- Первый – безударный, второй – ударный.
Дети убирают из составленных моделей слов.
1.Букву ц
- л
- Такого звука в словах нет, в слове СИНИЦА есть мягкий согласный [сь] – это «ловушка».
- С
- Остались гласные. |
VII. | Чтение слогов и слов. | СЛАЙД 6. |
| -Пока мы играли, смотрите, что у нас появилось?
- Как вы думаете, просто так ли он появился?
- Это не простой цветок, он приготовил для вас задание. Как вы думаете какое?
- В группах обсудите, и сформулируйте задание.
- Прочитайте, что получилось?
- Прочитайте слоги с мягким согласным, чтобы [ц] был в начале.
- А если прочитать с другой стороны?
- Как определили?
- Можем мы на слух определить в каком слоге ЦЫ – пишется Ы или И?
- А как же узнать?
- Конечно, мы с вами познакомимся и с этим «секретом» русского языка, а сейчас откройте учебник на с.138.
|
-ЦВЕТОК
- В слове ЦВЕТОК есть буква Ц.
Работа в группах.
- Сначала надо прочитать слоги с буквой «ц» и гласными буквами.
После этого надо прочитать слоги, состоящие из буквы «ц», гласной и согласной.
- нет таких, Ц – всегда твёрдый. Это «ловушка».
-гец, диц.
- Гласные Е и И указывают согласным «Будь мягким!»
- Не можем, «ц» - всегда твёрдый.
- Наверное, узнать «секрет»?(правило) |
VII. | Работа по учебнику. |
|
| -Внизу записаны слова. С каким слогом на конце?
- Прочитайте первую группу слов.
- Прочитайте вторую группу слов.
- Что заметили?
- Объясните, почему в слове ОГУРЦЫ букв меньше, чем в сове СКВОРЦЫ, а слогов больше?
| - В этих словах на конце слог ЦЫ.
- В первом столбике в словах 2 слога, во втором - по 3 слога.
- В слове ОГУРЦЫ больше гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
VIII. | Физминутка.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головой качают.
В ветреную погоду (когда звучат слова со звуком [ц]), цветочки качаются из стороны в сторону.
В солнечную тихую погоду (когда не звучат слова со звуком (ц)), цветочки слегка покачивают головками.
Утро, цинк, продавец, земля, оценка, тишина, цель, цена, цинк, цинга, дождик, радость.
- Вы такие внимательные, молодцы!
-Посмотрите, а все ли слова со слогом ЦЫ на конце мы прочитали?
-Найдите.
-Какое слово стоит с ним в паре?
- По какому принципу они объединились?
- Прочитайте второе слово.
- Какое слово может быть с ним в паре?
- Проверим.
- Что общего во всех этих словах
- Что мы узнали о букве ц?
- Какой звук обозначает? |
- Колодцы.
- Колодец.
- Много – один.
- Дворцы
- Дворец
(читают по учебнику)
- Во всех словах буква ц.
- [ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой.
|
IХ. | Закрепление |
|
| - Мы очень хорошо поработали, но у нас осталось ещё одно задание.
Соберите все свои знания, которые вы получили на уроке.
на с. 181 два столбика слов.
- Прочитайте первый столбик
- Прочитайте второй столбик.
- Прочитайте по строчкам – хором.
- Что заметили?
- Почему получилась чепуха?
- Что нужно сделать?
- Обсудите в группах.
- Что получилось? |
Дети читают по цепочке.
- Получилась чепуха.
- Не связались по смыслу.
- Найти пару, чтобы было понятно).
(Проверка на СЛАЙДЕ 7).
|
Х. | Самостоятельная работа |
|
| -А теперь вам придётся поработать самостоятельно.
-На партах у вас лежат слова, найдите среди них те, которые соответствуют модели.
Слова: лицо, лягушка, цирк, скворец, улица
- Что общего у этих слов?
| СЛАЙД 8.(модели появляются по очереди) цирк, улица
-В этих словах есть буква ц. |
ХI. | Итог. |
|
| - С каким новым звуком познакомились?
- Что о нём узнали? Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой он обозначается?
| -Мы познакомились со звуком [ц].
- Он согласный, глухой твёрдый, у него нет мягкой пары.
- Обозначается буквой Ц,ц. |
ХII. | Рефлексия. | СЛАЙ 13. |
| Откроите тетрадь на с.60.
- Кто выбрал красный цвет?
-Жёлтый?
-Зелёный?
- Синий?
-Молодцы! Спасибо за работу. |
|