Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквой Ц,ц"
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Романова Инна Владимировна

  

На уроке дети знакомятся  с новым звуком [ц], буквами Ц,ц. Задания направлены на развитие  фонематического слуха и речи, умения обобщать, внимания и памяти, познавательного интереса. Методи и приёмы, используемые на уроке, имеют цель воспитывать и развивать коммуникативную культуру, умение сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока97.5 КБ
Package icon Презентация к уроку1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Класс: 1

Программа: «Школа ХХI века»

Учитель: Романова И.В.

Тема: Знакомство с буквой «Ц,ц»

Цель:

  1. Познакомить с новым звуком [ц], буквами Ц,ц.
  2. Развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, познавательный интерес.
  3. Воспитывать и развивать коммуникативную культуру, умение сотрудничать, ответственность.

Ход урока.

I.

Орг. момент.

Долгожданный дан звонок-  

 Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим

II.

Речевая разминка. Актуализация опорных знаний.

- Какая задача стоит перед нами на уроках чтения?





Мы будем  разговаривать,

И будем выговаривать

Все звуки чётко, внятно,

Чтоб было всем понятно.

- А для этого выполним дыхательную гимнастику.

1.  Дыхание грудью – рука на животе:

  1. медленный вдох – медленный выдох;
  2. быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
  3. глубокий вдох – выдох «выстрел».

2. Дыхание животом – рука на груди:

  1. глубокий вдох – на выдохе «поём» звуки:

а, о, у, и, ы, э

- Какие  звуки произнесли?

- Что вы о них можете рассказать?









-Назовите гласные, которые приказывают: «Будь твёрдым!»

- Назовите гласные, которые приказывают: «Будь мягким!»

  1. Чтение на выдохе:

м, н, д, г, р, с, з, к, б, л, п

- Какие звуки произнесли?

- На какие группы можно разделить эти согласные?

- Назовите «звонкие».

-Назовите «глухие».

-На какие ещё группы можно разделить?


-Назовите парные.

Раз, два, три – пару ты себе найди!

- Научиться плавно, быстро, осознанно читать, необходимо развивать свою речь, чтобы выражать мысли грамотно и красиво.













СЛАЙД 1.

- Гласные.

- В русском языке 10 гласных букв, 6 звуков.

- При произнесении воздух проходит свободно;

- Гласные указывают на количество слогов:  сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Приказывают согласным: «Будь мягким!», «Будь твёрдым!»

-А, о. у, ы, э.


-Я, ё, ю, и, е.


СЛАЙД 2.

-Согласные.

-Звонкие, глухие.



- Парные – непарные по звонкости – глухости.

(дети берут букву, если правильно назвали)

III.

Постановка задачи урока.

- Как вы думаете, на этом мы закончили изучение букв и звуков?

- Значит, какая сегодня стоит перед нами задача?


-Мы ещё не познакомились со всеми звуками и буквами.

- Познакомиться с новым звуком, узнать какой буквой он обозначается, научиться читать и слоги, слова и предложения с этой буквой.

IV.

Физминутка  для глаз

СЛАЙД 3.

V.

Работа над новым материалом.

Звукобуквенный анализ сов цапля, синица

- Хотите узнать с каким звуком и буквой мы познакомимся? Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Нужно будет собрать картинку.

- Как нужно работать в парах?

Игра «Собери картинку»


  1. – Что у вас получилось?

- Что вы знаете о синице?





- Какая модель слова подойдёт?






- Как будем действовать?








      2)- Угадайте второе слово.

Это слово обозначает птицу – символ бдительности и спокойствия, предвестник непогоды, добывая пищу, подолгу стоит неподвижно на мелководье или у норки полёвки или суслика.  


- Определите на слух, какой звук [ц): твёрдый или мягкий?


- Что ещё можете сказать об этом звуке?

- Какой буквой обозначим звук [ц]?

- Смоделируйте букву Ц.




Вот какая буква Ц –

С коготками на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

- Запишите в схемах слов букву ц.




- Дружно, нужно уметь договариваться.


- Синица.      

   СЛАЙД 4.

-Оседлая птица, мы должны ей помогать, вешать кормушки и подсыпать зёрна, хлебные крошки, вешать сало.


На доске:















Алгоритм составления звуковой модели слова.

 1)                     (Прочитай слово)

 2) !             (Выдели звук)

 3) ?             (Назови звук)

 4)                    (Поставь фишку,

                 назови пару)

  1. (Прочитай слово)



-Цапля.  СЛАЙД 5.

(Работа с моделью)




- [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.

- Он глухой.

- Буквой Ц,ц.

Работа в парах.

(Дети составляют печатную букву ц из элементов.)

Одна пара у доски.

VI.

Работа с моделями слов.

- Сколько согласных звуков в этих словах?

- Сколько гласных?

- Чем похожи гласные в слове ЦАПЛЯ?

- Чем различаются?






- Чем различаются гласные звуки [и]   в слове  СИНИЦА?


- Разделите слова на слоги, определите ударный слог.


Игра «Живые звуки».

1.Уберите буквы, которые обозначают твёрдый согласный, у которого нет мягкой пары.

2. Букву, которой обозначен звук [ль].

3. Букву, которой обозначен звук [с].



4.Букву, обозначающую звук [сь].

5. звук [п] и его букву.

6.

Звук  [нь] и его букву.

- Какие буквы остались?


7. Уберите буквы, которыми записаны ударные гласные.

8. Уберите буквы, которыми записаны безударные гласные.



- Гласный звук [а].

- Первый стоит после твёрдого согласного, обозначен буквой а ударный, а второй – после мягкого – обозначен буквой я – безударный.

- Первый – безударный, второй – ударный.



Дети убирают из составленных  моделей слов.

       1.Букву  ц


  1. л
  2. Такого звука в словах нет, в слове СИНИЦА есть мягкий согласный [сь] – это «ловушка».
  3. С



- Остались гласные.

VII.

Чтение слогов и слов.

СЛАЙД 6.

-Пока мы играли, смотрите, что у нас появилось?

- Как вы думаете, просто так ли он появился?

- Это не простой цветок, он приготовил для вас задание. Как вы думаете  какое?

- В группах обсудите, и сформулируйте задание.






- Прочитайте, что получилось?

- Прочитайте слоги с мягким согласным, чтобы [ц] был в начале.








- А если прочитать с другой стороны?

- Как определили?


- Можем мы на слух определить в каком слоге ЦЫ – пишется Ы или И?

- А как же узнать?

- Конечно, мы с вами познакомимся и с этим  «секретом» русского языка, а сейчас откройте учебник на с.138.


-ЦВЕТОК

- В слове ЦВЕТОК есть буква Ц.



Работа в группах.

- Сначала надо прочитать слоги с буквой   «ц» и гласными буквами.

После этого надо прочитать слоги, состоящие из буквы  «ц», гласной  и согласной.

- нет таких, Ц – всегда твёрдый. Это «ловушка».

-гец,  диц.

- Гласные Е и И указывают  согласным «Будь мягким!»

- Не можем, «ц» - всегда твёрдый.


- Наверное, узнать «секрет»?(правило)

VII.

Работа по учебнику.

-Внизу записаны слова. С каким слогом на конце?

- Прочитайте первую группу слов.

- Прочитайте вторую группу слов.

- Что заметили?


- Объясните, почему в слове ОГУРЦЫ букв меньше, чем в сове СКВОРЦЫ, а слогов больше?

- В этих словах на конце слог ЦЫ.



- В первом столбике в словах 2 слога, во втором - по 3 слога.

- В слове ОГУРЦЫ больше гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

VIII.

Физминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.


Наши  алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают

Головой качают.

В ветреную погоду (когда звучат слова со звуком [ц]), цветочки качаются из стороны в сторону.

В солнечную тихую погоду (когда не звучат слова со звуком (ц)), цветочки слегка покачивают головками.


Утро, цинк, продавец, земля, оценка, тишина, цель, цена, цинк, цинга, дождик, радость.

- Вы такие внимательные, молодцы!

-Посмотрите, а все ли слова со слогом ЦЫ на конце мы прочитали?

-Найдите.

-Какое слово стоит с ним в паре?

- По какому принципу они объединились?

- Прочитайте второе слово.

- Какое слово может быть с ним в паре?

- Проверим.

- Что общего во всех этих словах

- Что мы узнали о букве ц?

- Какой звук обозначает?




















- Колодцы.

- Колодец.

- Много – один.


- Дворцы

- Дворец

(читают по учебнику)


- Во всех словах буква ц.

- [ц] – согласный,  всегда твёрдый, глухой.

IХ.

Закрепление

- Мы очень хорошо поработали, но у нас осталось ещё одно задание.

Соберите все свои знания, которые вы получили на уроке.

на с. 181 два столбика слов.

- Прочитайте первый столбик

- Прочитайте второй столбик.

- Прочитайте по строчкам – хором.

- Что заметили?

- Почему получилась чепуха?

- Что нужно сделать?

- Обсудите в группах.

- Что получилось?






Дети читают по цепочке.



- Получилась чепуха.

- Не связались по смыслу.

- Найти пару,  чтобы было понятно).

(Проверка на СЛАЙДЕ 7). 

Х.

Самостоятельная работа

-А теперь вам придётся поработать самостоятельно.

-На партах у вас лежат слова, найдите среди них те, которые соответствуют модели.

Слова: лицо, лягушка, цирк, скворец, улица



- Что общего у этих слов?

СЛАЙД 8.(модели появляются по очереди)  цирк, улица   



-В этих словах есть буква ц.

ХI.

Итог.

- С каким новым звуком познакомились?

- Что о нём узнали? Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой он обозначается?

-Мы познакомились со звуком [ц].

- Он согласный, глухой твёрдый, у него нет мягкой пары.

- Обозначается буквой Ц,ц.

ХII.

Рефлексия.

СЛАЙ 13.

Откроите тетрадь на с.60.

- Кто выбрал красный цвет?

-Жёлтый?

 -Зелёный?

- Синий?


-Молодцы! Спасибо за работу.



Подписи к слайдам:

АОУИЫЭ м, н, д, г, р, с, з, к, б, л, п Ц
д
н
г
и
о
а
е
ы
р
м
зелёная лягушкарадостное лицовесёлый циркширокая улицаголосистый скворец Получилось всё отлично – красный;Получилось всё хорошо – жёлтый;Только часть заданий выполнена так, как хотелось – зелёный;Не получилось так, как хотелось – синий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Лл. Закрепление.

Урок посвящён  закреплению всего изученного  ранее и, особенно, буквы Лл. Созданы условия для чтения  слогов, слов , составление  слов и предложений, чтение  текста. Уро...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"...

Конспект урока по обучению письму " Заглавная буква Ж", 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с элементами заглавной буквы «Ж», обучение детей письму заглавной буквы «Ж». Планируемые результаты: Предметные:...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘]....