"Конкурс грамотеев" внеклассное занятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Пичугина Наталия Ивановна

В конкурсе применяются нетрадиционные задания по русскому языку. расчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_gramoteev.docx21.13 КБ
Файл konkurs_gramoteev.pptx940.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс грамотеев

       К конкурсу готовятся нетрадиционные задания по русскому языку, рассчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов.

       В процессе предварительной работы микроколлективы придумывают друг для друга интересные задания, готовят все необходимое для проведения конкурсов: ручки, карандаши, фломастеры, бумаги.

Цель занятия:  Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.

Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.

Способствовать развитию творческих способностей.

Конкурс «Угадай букву»

Ведущий читает стихотворение, игроки должны на слух определить, какая буква встречается в стихотворении чаще других.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел

Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

-Дятел, в дереве – дыра,

Перестать давно пора! (буква Д)

 

-Кра ! – кричит ворона. Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор пробрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

- Стой, ворона не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

-Как!-

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-раул!

Кар-рман укр-рали! (буква А)

Бахвалился как – то бодливый баран:

- Безумно храбростью я обуян-

Быка я встретил, побил бы быка,

Быку беспощадно помял бы бока.

Бродягу - волчище бы я забодал,

Барбоса боднул бы,

Бобру бы поддал.

А с барсом бы встретился – что ж из того?

Бесстрашно бы бросился я на него!

Но тут прошуршал под бараном листок.

И бросился в страхе

Храбрец наутек! (буква Б)

Конкурс «Домашнее задание»

Микроколлективы предлагают свои задания другим микроколлективам.

Конкурс «Волшебная буква»

Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:

«Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное.

Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.

Если прибавить к той же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое.

С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Догадались. Какая это буква?»

(Буква К. К - рот, К – лен, К – омар, К – ремень, К – лещи.)

Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночки для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле-…» (см.в конце стихотворения) и в чистых листочков. Ведущий:

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под елки фыркнул еж:

-Все грибы ты растеряешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ко-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

КА-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзины или лежать  сверху. Кто быстрее наполнит кузовок грибами? «Грибы» - карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение 2-х минут и вручает его жюри. (масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка)

Конкурс «Сколько слов?»

На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов – имен существительных  - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд.

ОСАДОК: оса, док, коса, садок, сад, ода, ад, око, код, сок  

Когда время  истечет (1 минута), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

Конкурс «Ключи к крылатым фразам»

На столик, стоящий в центре игровой комнаты, кладутся предметы, являющиеся «ключами» к крылатым фразам. Игрокам дается 3-4 минуты, чтобы назвать как можно больше фраз и объяснить их значение.

Шляпа – «Дело в шляпе» (Все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего- либо)

Дудка – «Плясать под чужую дудку». (Действовать не по собственной воле).

Пилюля.- «Подсластить пилюлю». (Сдобрить дурную весть сладкими словами)

«Проглотить пилюлю». (Испытать неприятность, услышать горькую истину)

Удочка -  «Попасться на удочку» (Дать себя обмануть)

Иголка – «С иголочки» (Новая, только что и очень хорошо сшитая вещь. О безупречно одетом человеке)

«Как иголка в стогу сена» (О том, что нельзя, невозможно разыскать, обнаружить.

«Как на иголках» (В состоянии крайнего волнении)

Ключ – «Бить ключом»  (Бурно, с неистощимой силой проявляться)

Очки – Очки втирать» (Надувать, обманывать)

Конкурс «Полиглот»

Русский язык очень любит сравнивать человека с животными: силен, как бык; труслив, как заяц.

И в этом наш язык не исключение. Подобное происходит и в других языках, вот только животные порой упоминаются другие. Так, англичанин  в сходно случае скажет: силен, как лошадь; труслив, как  крыса. В этом конкурсе называется животное, а игроки должны восстановить русскую поговорку или сравнение.

Там, где испанцы упоминают дрозда, мы вспоминаем ворону.

Белая ворона. У испанце – белый дрозд.

Там, где  у немцев фигурируют мухи, мы говорим про зайцев.

Убить двух зайцев. У немцев – убить двух мух одной хлопушкой.

Когда англичанин помянет мокрую курицу, мы будем говорить про собаку.

Злой, как собака. У англичан – злой, как мокрая курица.

Там, где француз будет говорить про карпа, англичанин - про устрицу, немец и русский вспомнят про рыбу.

Нем, как рыба. У англичан – нем, как устрица, у французов – нем, как карп.

Там, где у испанца фигурирует бык, мы говорим про воробья.

Стреляный воробей. У испанцев – бык, который участвовал в корриде.

То, что немец изготавливает из комара, русский сделает из мухи.

Делать из мухи слона. У немцев – делать из комара слона.

Там, где англичанам нужна утка, русские обходятся гусем.

Как с гуся вода. У англичан – как вода с утки.

Там, где немец скажет про медведя, русский упомянет волка.

Голодный,  как волк. У немцев -  иметь медвежий голод.

Когда англичанин упоминает  пчелу, мы  будем говорить о белке.

Вертеться как белка в колесе. У англичан – быть занятым, как пчела.

Там, где у французов спрятали зайца, у нас находится собака.

Вот, где собака зарыта. У французов – вот, где зарыт заяц.

Конкурс «Загадочный диктант»

Ведущий называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составит из первых букв ответов фразу

Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста)

    По горам, по долам

    Ходят шуба да кафтан.

    (Овца)

На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

(Ноты)

    Ох, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (Крапива)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка)

    Под водой живет народ,

    Ходит задом наперед.

    (Раки)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

    Ящик на коленях скачет-

    То поет, то громко плачет.

    (Гармонь)

Зубов много, а ничего не ест.

(Расческа)

    Листья клена пожелтели,

    В страны юга улетели быстрокрылые стрижи.

    Что за месяц, подскажи?

    (Август)

Рогатый, а не бодается

(Месяц)

    Без крыльев летят,

    Без ног бегут,

    Без паруса плывут.

    (Облака)

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

    Зимой и летом

    Одним цветом.

    (Ель)

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ежиха)

    Кто зимой голодной

    Бродит злой, голодный?

    (Волк)

На этом конкурс грамотеев заканчивается. Подводится итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс грамотеев

Слайд 2

Дятел дерево долбил, Деда стуком разбудил. Дятел, дятел Дуб долбит, В щепки дерево дробит. -Дятел, в дереве – дыра, Перестать давно пора! у гадай букву Буква Д

Слайд 3

- Кра ! – кричит ворона. Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор пробрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! - Стой, ворона не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! -Как!- Подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. Что ж вы раньше не сказали? Кар-раул ! Кар-рман укр-рали ! Буква Р

Слайд 4

Бахвалился как – то бодливый баран: - Безумно храбростью я обуян- Быка я встретил, побил бы быка, Быку беспощадно помял бы бока. Бродягу - волчище бы я забодал, Барбоса боднул бы, Бобру бы поддал. Буква Б

Слайд 5

о к с о а д оса док коса садок сад сок ода ад око код Сколько СЛОВ?

Слайд 6

Волшебная буква Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное. К-рот К-лен Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево. к к

Слайд 7

К-ремень К-лещи С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Если прибавить к той же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое. К-омар к Догадались. Какая это буква? » к к

Слайд 8

По тропинке во весь дух Мчится по лесу петух. Он кричит: Ку-ка-ре-ку ! Честь и слава грибнику! Я наполнил кузов мой И бегу скорей домой. Из-под елки фыркнул еж: -Все грибы ты растеряешь! Ежик прав: у петуха В кузовке одна труха: Ко-ро-мас-ле-сы-еж-вик , Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик , КА-сич-ли-под-ре-бе-зо-но , Нуш-ик-ка-ин-пе-мок - вол-ов-о . Грибной кузовок М асленок Подосиновик Волнушка

Слайд 9

Сыроежка Подберезовик Рыжик Опенок Лисичка

Слайд 10

Ключи к крылатым фразам «Дело в шляпе» «Плясать под чужую дудку» «Подсластить пилюлю». «Проглотить пилюлю».

Слайд 11

«Попасться на удочку» «С иголочки» «Как иголка в стогу сена» «Как на иголках» «Очки втирать»

Слайд 12

Полиглот Белая ворона. У испанцев – белый дрозд. Убить двух зайцев. У немцев – убить двух мух одной хлопушкой. Злой, как собака. У англичан – злой, как мокрая курица Нем, как рыба. У англичан – нем, как устрица, у французов – нем, как карп. Стреляный воробей. У испанцев – бык, который участвовал в корриде.

Слайд 13

Как с гуся вода. У англичан – как вода с утки. Голодный, как волк. У немцев - иметь медвежий голод. Вертеться как белка в колесе. У англичан – быть занятым, как пчела. Вот, где собака зарыта. У французов – вот, где зарыт заяц. Делать из мухи слона. У немцев – делать из комара слона

Слайд 14

Загадочный диктант По горам, по долам Ходят шуба да кафтан. На пяти проводах Отдыхает стая птах. Ох, не трогайте меня, Обожгу и без огня. Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Закутан ребенок в сто пеленок. к апуста о вца н оты к рапива у литка Под водой живет народ, Ходит задом наперед. На сучках висят шары, Посинели от жары. р ак с лива

Слайд 15

Ящик на коленях скачет- То поет, то громко плачет. Зубов много, а ничего не ест. Листья клена пожелтели, В страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи? Рогатый, а не бодается Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. Зимой и летом Одним цветом. Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Кто зимой голодной Бродит злой, голодный? м есяц е ль о блака а вгуст т елевизор е жиха в олк р асческа г армонь

Слайд 16

МОЛОДЦЫ ! МБОУ « Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» Учитель первой квалификационной категории Пичугина Наталия Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

конкурс уроков с ИКТ, русский язык, 2 класс

Урок по программе "Школа 2100"...

Внеклассное занятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Данное занятие проводится с учащимися 1 - х классов. Цели: в игровой и соревновательной форме способствовать расширению и  углублению знаний по русскому языку,  прививать любовь к русскому я...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев»

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев» направлено на формирование у обучающихся с задержкой психического развития положительной мотивации к изучению...

Конкурс грамотеев внеклассное занятие по русскому языку 2 класс

Материал для внеклассного занятия по русскому языку к предметной неделе...

Конкурс грамотеев ( внеклассное занятие по русскому языку)

    Задачи:·                          развитие интере...