Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Сапронова Ольга Викторовна

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»     

     

Урок русского языка  в 4 классе

 «Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

                   

                          Учитель

                                             МКОУ  «Октябрьская сош»

                                            Сапронова Ольга Викторовна

Цели: 1. Закрепление знаний  учащихся по теме «Правописание  личных  окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

 2. Совершенствовать  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Оборудование: учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева, карточки со словами, рисунок дерева, картинки с изображением плодов-яблок, цветов, желтых листьев, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их.

Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.

Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

        

Что без меня предметы?

        Лишь названья.

        А я приду – всё в действие придёт.

        Летит ракета, люди строят зданья,

        Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе.

II. Чистописание.

-Открыли тетради, записали число. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать соединения буквы о с согласными буквами р, с, б, м.

ор ос об ом

III. Сообщение темы урока.

Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли?

-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь вы меня поняли? Что помогло вам понять, о чём я говорю?

- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы)

- Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе, временах  глагола

- Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой)

- Что такое глагол?

IV. Словарная работа.

- Сейчас проведём словарную работу, а поможет нам в этом игра «Куча мала». Посмотрите, из чего она состоит? (Из слов, из разных частей речи). Что объединяет эти слова? (Все слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, - словарные)

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона). 

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят (костюм).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который садят, копают, варят (картофель).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает (собака).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит (трактор).

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
- Что вам помогло правильно найти слово?

Взаимопроверка. (Оценки)

V. Работа по теме урока

1. Работа над стихотворением.

– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- О чём это стихотворение? (Глаголы изменяются по временам)

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

- Выпишите из текста глаголы и определите время.

2. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.

- Из «Кучи малы» найдите глагол в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.

(Побеседую, горевал, желаем)

- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?

(В неопределённой). Почему?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? На что они оканчиваются?

Разберите слово ужинать по составу, напишите все возможные формы глагола.

Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.

Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.

Вывод.

- От каких глаголов в неопределённой форме не все формы времени можно образовать, а от каких не все. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя образовать глагол настоящего времени)

3. Цифровой диктант.

- У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.

наст.вр.                буд. вр.                прош.вр.

1 учится                2 оживёт                3 пели

5 сияет                6 высохнет                4 написал

8 летит                9 уточнит                7 отвечала         10 просить

- Какое слово лишнее? Почему?

VI. Физкультминутка.

- Я называю глагол в прошедшем времени - вы потягиваетесь, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.

VII. Закрепление.

1. Работа по учебнику

Стр.86  упр. 448

-Разобрать выделенное предложение по членам и по частям речи. Определить время глагола.

2. Самостоятельная работа.

Упр. 453 (для сильных учащихся)

Работа по карточкам (для слабых учащихся)

VIII. Творческая работа «Оживи текст»

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).

Чтение текстов.

IX. Итог урока.

- Что мы повторяли сегодня о глаголе?

- Как по вопросу к глаголу неопределённой формы можно определить, какие формы времени он имеет?

Минутка рефлексии. Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  1. Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки. 
  2. Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы. 
  3. А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке - жёлтый лист. 

- Урок окончен, спасибо за урок!

Д/з: упр. 457


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

​ Презентация  к  уроку русского языка  в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" используется во время урока для демо...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...