Урок русского языка в 4 классе. Неопределенная форма глагола.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Ковбас Надежда Степановна

Урок содержит слайдовую презентацию. В основу урока положен проблемно-диалогический метод. На уроке использованы коллективные, групповые, работа в парах, индивидуальные формы работы. Методы и формы работы с младшими школьниками на данном уроке ориентированы на развитие личности школьника и его творческих способностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка «Неопределенная форма глагола» Учитель начальных классов Ковбас Надежда Степановна МБОУ СОШ №7 г.Новый Уренгой

Слайд 2

Глагол изменяется Глагол – это часть речи Глагол обозначает действие предмета Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? по временам числам

Слайд 3

Найдите общее во всех словах Прибежать, объяснять, улететь, вынести, переписывать, подметать . все слова глаголы все слова глаголы неопределенной формы глагола у всех есть приставки в каждом слове безударная гласная Проверка:

Слайд 4

Найдите различия в этих словах Прибежать, объяснять, улететь, вынести, переписывать, подметать . что делать? объяснять переписывать подметать Проверка: что сделать? прибежать улететь вынести

Слайд 5

Неопределенная форма глагола Цели: - учиться находить -уметь правильно в текстах глаголы неопределенной формы и правильно ставить вопросы употреблять глаголы неопределенной формы в речи

Слайд 6

Начальная форма глагола называется неопределенной формой Она называется неопределенной, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? имеют суффиксы - ть - ти

Слайд 7

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы Пускать пыль в глаза – Зарубить на носу – Держать язык за зубами – Водить за нос – Клевать носом – Дать слово – Мозолить глаза – врать запомнить молчать обманывать дремать, засыпать обещать надоедать

Слайд 8

Весна стало пригревать начал таять будет зеленеть станут распускаться начнут прилетать будут радовать

Слайд 9

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Новый Уренгой

Урок русского языка

в 4 классе

«Неопределённая форма глагола»

Учитель: Ковбас Н.С.

февраль

2013 г.

Технологическая карта изучения темы

Учебный  предмет

Русский язык

Класс

Тип  урока

Урок закрепления знаний

Технология  построения  урока

Проблемно-диалогическая

Тема  урока

Неопределенная форма глагола

Цель  урока

Учить находить глаголы неопределенной формы в текстах и правильно ставить вопросы;

уметь употреблять глаголы в речи.

Планируемый результат

Предметные умения

Формирование умения правильно ставить вопросы к глаголам неопределенной формы,   отличать глаголы неопределённой формы от других глаголов по вопросам, умение употреблять глаголы в речи.

УУД

Личностные: осознание алгоритма своего действия.

Регулятивные:   контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности

Познавательные:  осмысление  различия  между  вопросами  что делать? что сделать?

Коммуникативные: формирование  умения аргументировать.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Учебник «Русский язык».

Рабочая тетрадь.

Слайдовая презентация.

Раздаточный материал: карточки с опорными словами.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средства

1.Организация класса.

 -Наш урок русского языка  хочу начать с пожелания.

-Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

     

2. Актуализация опорных знаний.

- Какую часть речи изучаем на уроках русского языка?

-Продолжите мысль.

-Предлагаю вам поработать группами.

-Внимание на экран.

-Найдите и докажите что общего во всех словах.

-Давайте проверим.

- А теперь прошу вас найти в этих словах различия.

-Проверяем.

Ответы детей.

Дети работают группами и доказывают что общего во всех словах.

Ответы детей.

Дети в группах находят различия.

Ответы уч-ся.

Слайд 2

Глагол -  это …  

Глагол обозначает  …

Глагол отвечает на

вопросы …

Глагол изменяется …                                                              

Слайд 3

  Найдите общее во всех словах.

Прибежать, объяснять, улететь, вынести,

переписать, подметать.

Проверка:

-все слова глаголы

-все слова глаголы неопределенной формы

- у всех есть приставки

-в каждом слове безударная гласная

Слайд 4

Найдите различия в этих словах.

Прибежать, объяснять, улететь, вынести, переписать, подметать.

Проверка:

что делать?

объяснять

переписывать

подметать

что сделать?

прибежать

улететь

вынести

3.Работа по теме урока.

-Сформулируйте тему урока, опираясь на эти слова, что их объединяет?

-Обратите внимание на вопросы. Назовите тему урока.

-Какова цель нашего урока?

-Итак, сегодня на уроке обобщим знания о глаголах неопределенной формы.

-Продолжите мысль.

-Прослушайте стихотворение

С.Я. Маршака  « В путь»

Выпишите глаголы неопределенной формы в 2 столбика. В 1 столбик глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  во  2 столбик – что сделать?

        

-Слушайте внимательно и находите глаголы неопределенной формы.

В путь

Счастливый час и добрый путь

Шагающим колоннам,

Набраться сил и отдохнуть

В лесу, в бору зеленом.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

И слышать мерное «ку-ку»

Из сумрака лесного.

То бороздить лесную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде как дома.

-Давайте проверим работу.

-Зачем мы выполняли  эту работу?

Учащиеся формулируют  тему урока и цели.

Учащиеся находят глаголы и выписывают в 2 столбика.

1 ученик работает у доски самостоятельно, уч-ся также работают самостоятельно.

Уч-ся  проверяют работы.

1 ученик  с места читает глаголы неопределенной формы,  которые выписал.

Выводы уч-ся.

Слайд 5

Неопределенная форма глагола.

Цели:

-учиться находить глаголы неопределенной формы в текстах и правильно ставить вопросы;

уметь употреблять глаголы в речи.

 

Слайд 6

Начальная форма глагола называется …

Она называется неопределенной, потому

что …

Глаголы неопределенной формы отвечают на

вопросы …

Имеют суффиксы …

5. Применение открытого способа для решения учебно-практической задачи.

-Откройте учебник  с. 58 упр.14

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что такое синонимы?

-Найдите синонимы в тексте.

-Запишите синонимы.

-Прочитайте следующее задание к упражнению.

-Выпишите глаголы неопределенной формы самостоятельно.

- Зачем мы выполняли эту работу?

Дети, работают самостоятельно по группам,  находят в тексте синонимы.

1 уч-ся работает у доски самостоятельно.

Проверка.

Те дети, которые справились быстро, помогают соседу.

Все проверяют работу, выполненную у доски.

Чтобы  уметь находить неопределенную форму глагола.

6. Физминутка.

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: Нет!

Энергично, как всегда,

 Головой покажем: Да!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три – чеканим шаг.

Подает учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

7. Развитие творческих способностей.

8.Творческая работа.

- Какие задачи, поставленные на урок, мы уже решили?

-Над чем нам осталось поработать?

Предлагаю вам следующее задание.

-Внимание на экран.

- Что это такое?

- Работая в парах, замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

-Чему научился каждый, выполняя это задание?

- Сейчас попробуйте составить и записать в тетради небольшой текст-повествование на тему «Весна».

У вас на партах лежат карточки  с опорными словами, а также они на экране.

-Давайте обратимся к опорным словам и выясним о ком или о чем будет идти речь.

- Проверим, какие тексты у вас получились.

 

-У вас  получились замечательные тексты.

Дали определение неопределенной форме глагола, научились их находить в текстах.

Учиться употреблять глаголы неопределенной формы в речи.

Фразеологизмы -

устойчивые выражения в речи.

Самостоятельная работа учащихся в парах.

Проверка.

Каждая пара читает по одному варианту, остальные дополняют.

Дети сравнивают свой вариант с доской.

Ответы детей.

Употреблять глаголы неопределенной формы в речи.

Уч-ся подбирают к  опорным словам имена существительные.

Уч-ся составляют текст на тему «Весна».

Уч-ся зачитывают тексты.

Слайд 7

Пускать пыль в глаза -

Зарубить на носу -  

Держать язык за зубами –

Водить за нос–

Клевать носом –

Дать слово -

Мозолить глаза –              

Слайд 8

стало пригревать,

начал таять,

будет зеленеть,

станут распускаться,

начнут прилетать,

будут радовать

Звучит симфония

П.И. Чайковского «Апрель».

8. Итог урока.

-Посмотрите, все ли поставленные задачи мы решили.

Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.

Мнения детей.

9.Домашнее задание:

с.59 упр.16

Дети знакомятся с заданием по учебнику, задают вопросы.

10. Рефлексия:

-Ребята, если вы своей работой на уроке довольны, считаете, что у вас все получилось, то приклейте на «Дерево успеха» зеленый листик, а если у вас были ошибки, то приклейте желтый листик.

Уч-ся подходят к «Дереву успеха» и подводят итог своей работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Неопределенная форма глагола" 1 час

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...