Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Пастухова Вера Борисовна

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связаны с разбором слова по составу (морфемным разбором), к которому я обращаюсь на каждом уроке русского языка. Разбор не должен проводиться формально, он должен требовать от учащихся доказательств того, почему выделена та или иная часть слова, а это возможно только тогда, когда в качестве доказательства учащиеся станут привлекать знания из других разделов школьного курса. Благодаря такому подходу разбор слов по составу раскроет перед учащимися взаимосвязи языковых явлений, так как он синтезирует знания, полученные школьниками при изучении не только словообразования, но и морфологии, лексики, орфографии и других разделов школьного курса, будет способствовать проявлению осознанности в овладении знаниями, умениями и навыками. Кроме этого, любому учителю, предоставляется прекрасная возможность за короткий промежуток времени проверить на уроке прочность этих знаний, скорректировать дальнейшую работу по предупреждению и устранению ошибок с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика. Дана подробная методика проведения работы, даны типовые задания, которые любой учитель может гибко использовать в своей работе. Слова подбираются с учётом характера ошибок учащихся. Если, например, контрольный диктант или проверочная работа показали, что учащиеся допускают ошибки в написании суффиксов имён прилагательных, то в течение нескольких последующих уроков после диктанта для разбора слова по составу предлагаются имена прилагательные  с теми суффиксами, в которых дети допустили ошибки. Подобная работа может быть проведена в качестве профилактики ошибок перед диктантом. Например, если в диктанте, который будет дан в конце изучения темы, встретятся слова непоседливый, заботливый и т.д.(как показывает опыт работы, в таких словах ученики нередко допускают ошибки), то на уроках, предшествующих диктанту, для морфемного разбора среди других слов предлагаю такие слова, как вдумчивый, доверчивый, милостливый и т.д. Разбор этих слов докажет школьникам, что в суффиксах имён прилагательных –чив-, -лив- пишется буква «и», поможет им избежать ошибки при их написании в диктанте.

Виды разбора по составу слова могут быть разными, но успех данной работы полностью зависит от того, учитываются ли особенности учащихся. Хочу заметить, что при выявлении тех или иных ошибок, затруднений, обнаруженных  в процессе проверки знаний учащихся, можно скорректировать, спланировать индивидуальную работу как с отдельно взятым учеником, так и группой. Замечательно и то, что морфемный разбор мною используется не только как одна из форм проверки знаний учащихся, но и как система работы, позволяющая  осознанно закреплять знания учащихся, систематизировать их, осуществлять дифференцированный подход в обучении, а значит решать проблемы личностно - ориентированного обучения, что в полной мере способствует решению поставленных задач в условиях модернизации современного образования.   

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

Использование современных информационных технологий на первой ступени обучения

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».          Сейчас это уже не ...

Презентация "Организация самоуправления на первой ступени обучения"

В презентации рассматриваются достоинства и недостатки самоуправления,актуализация, пути активизации ученического самоуправления....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Внеклассное мероприятие для учащихся первой ступени обучения "Разговор о правильном питании"

Соблюдение режима  дня, правильное питание - залог хорошего здоровья младших школьников....

Организация самоуправления на первой ступени обучения.

Презентация к педагогическому совету....

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...