Урок русского языка в 1 классе "Звук и буквы С,с"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Кара-Сал Чодураа Кок-ооловна

Урок русского языка в 1 классе проведен в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока русского языка55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква С, с. Письмо строчной и заглавной букв с, С.

Цели: Организовать работу по ознакомлению с буквой С, с; способом чтения слога научить выполнять звукобуквенный анализ слов. Читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно-аналитических способностей; обогащать словарный запас, кругозор; формировать навык сознательного чтения; учить писать строчную и заглавную букву с, С.

Постановка учебной задачи: знаем ли мы секреты письма?

Планируемые результаты

Предметные:

- совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка, делить слова на слоги, грамматически правильно оформлять предложение;

- изучить прием написания строчной и заглавной букв с С; учить использовать полученные знания, умения и навыки на практике;

        - продолжить работу над развитием моторики, связанной речи учащихся, внимания, мышления и памяти;

        - учить детей соблюдать гигиенические правила письма.

Личностные результаты:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

- формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

- выделять и формулировать учебную цель;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания

Характеристика деятельности:

Выделять согласные звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для их обозначения, совместно с учителем ставить учебную задачу урока. Анализировать буквы и вычленять в них знакомые элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Ставить в схемах слов ударение и отмечать безударные гласные звуки. Самостоятельно обозначая буквами ударные гласные звуки и списывая буквы безударных. Вписывать буквы непарных звонких согласных звуков в слова, наблюдать за совпадением этих звуков и их букв в любых положениях в слове. Вписывать в слова буквы ударных гласных звуков и ударные слоги. Начать осваивать действия, выполняемые при списывании слов. Выводить действия, необходимые при списывании, и составлять с помощью учителя памятку списывания (план действия). Списывать буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. Оценивать выполнение работы и подводить итог урока.

Ход урока:

Организационный момент.

-- Ребята, давайте всех приветствуем!

-- Давайте, послушаем сообщение старшего дежурного.

(Сообщает о погоде и кто отсутствует).

-- Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел? Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звука.

-- Молодцы, никто не остался без места. Теперь, правило нашего урока «Если правильно ответишь, то получишь желтый смайлик, если будешь всем мешать, шуметь, то получишь зелененький». Чтобы их раздать, нам нужен «Хранитель тишины». (Выбрать одного ученика).

Психогимнастика: -- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

-- Правильно, а зимой на улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съёжились. Нам надо отогреться, давайте, изобразим, как мы играем в снежки.

-- Молодцы, поработали, отогрелись, расслабились.

Сообщение темы:

-- Ой, ребятки, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Да ребяток научи!

-- Сегодня к нам на урок пришёл гость. Ну-ка отгадайте!

        Полумесяц в небе тёмном.

        Буковка повис над домом.

 (слайд 1)

-- Что за буковка такая? (Эс)

-- О какой букве мы сегодня будем говорить? Ещё, чему научимся? (Научимся читать и писать её).

-- Кто сможет назвать тему урока? (Звук «с» и буква «эс»)

-- Молодец! Внимательно послушайте, что нам расскажет буква о себе.

  1. Буква «эс» меня зовут

Глухо я звучу.

И громкого шума не люблю,

Свистеть, скрипеть и сказки сочинять

Вас скоро научу.

Ребята, я хочу задать вопрос,

На кого же, я похожа? (На полумесяца, на откушенного бублика, на дугу, на подкову, на ободок, на полукруга и т.д.)

-- А как она рассказала о себе?

-- А давайте проверим, действительно ли его звук свистит и глухо звучит? Будем? (Да-а).

-- Как можно определить, что звук является гласным или согласным? (Если при произношении воздух проходит свободно, то этот звук гласный, если при произношении встречаются преграды, то согласный).

-- Начнем! (С-с-с!) Ещё чуть громче, ещё громче, получается? (Нет)

-- Почему? (Потому что, встречаются преграды)

-- Что нам мешает при произношении звука «с»? (Мешает язык и передние зубы)

Вывод: -- Умница! Ну, тогда определили какой этот звук, кто сможет дать характеристику? (Звук «с» -- согласный, глухой)

-- Ребята, буква «С» хочет позвать своего друга. Он хочет свами познакомиться и хочет узнать, как вы учитесь. А ещё он приготовил вам задания. Будем звать друга? (Да!) Тогда отгадайте загадку.

– Ну-ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Дети:-- СОЛНЫШКО!

(Слайд 2)  (На экране появляется Солнышко)

-- Правильно, это солнышко. Оно желает всем хорошего настроения на весь день!

-- А вот и I-ое задание Солнышки – «Прочитай-ка» (Слайд 3)

-- Вы вместе Солнышком научитесь читать слоги. Я начну, а вы закончите.

  1. Прибежал азартный А, прочитали дети – СА.
  2. Прибежал игривый И, прочитали дети – СИ.
  3. Прибежал опять игривый, прочитали дети – ИС.
  4. Прибежал весёлый Ы, прочитали дети – СЫ.
  5. Прибежал азартный А, прочитали дети – АС.
  6. Прибежал серьёзный Е, прочитали дети – СЕ и т.д.

(Слайд 4) – Молодцы!

Вывод: -- Научились читать открытые и закрытые слоги. Солнышко радуется.

-- II-ое задание Солнышки – это эстафета «Дополняй-ка». Будем работать по группам.

Работа в группах: (Учитель раздает по одной карточке каждому ряду).

-- Раз это эстафета надо работать только быстро и выберите командира. У меня 3 одинаковые карточки. Каждой группе даю по одной карточке. На карточке даны слоги в 2 столбиках. Вы должны дополнить только 1 слог до слова, соединяйте стрелочками и быстро передайте следующим. Какой ряд найдет больше слов?!

Вывод: -- У какого ряда получился больше слов? Командиры посчитали сколько слов было в вашем ряду? (Командиры посчитают сколько слов нашли)

--   Солнцу понравилось, как вы работали.  (Слайд 5)

(Слайд 6)

-- Итак, III-е задание. Солнышко предлагает открыть тетради.

Работа в тетрадях: (На доске заранее записаны узор и буквы с, С)

-- Нужно букву написать

Только правило, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Направление руки,

Сядь за парту очень прямо,

Лист с наклоном положи.

1-2-3-4-5 успеем написать.

-- А теперь научимся писать букву «с, С». Сначала в воздухе, потом по пунктиру напишите, не отрывая ручку.

-- На что похож этот узор? (На морских волн)

(Письмо буквы)

Физминутка:  - Встали! Немножко отдохнём!

        Ветер с юга дует, дует (Руки вверх)

        Солнце греет всё сильней.

Рассекая клином небо

Летит стая журавлей.

Крыльями похлопаем, 1-2-3(Помахать руками)

Лапки подогнули, 1-2-3 (Прыжки)

Полетели – полетели

И на кочке сели.

Работа по учебнику: -- IV-ое задание «Солнышки» -- «Прочитай-ка». Солнышко хочет слушать,  как  вы умеете читать. Умеете? Тогда на стр. 11 найдём слова в столбиках.

(Дети прочитают слова в столбиках. Учитель проведет словарную работу).

Вывод: -- А вы заметили, где в словах стоит буква С? (Буква С стоит в начале слова, в середине и в конце).

-- Солнышку понравилось ваше чтение слов, но оно хочет познакомиться с мальчиком и девочкой на рисунке.

(Воспитательная работа ведется по рисунку.  Дети читают данный текст).

-- Как зовут мальчика? (Амур)

-- А девочку? (Сара)

-- Где они кушают? (В столовой)

-- А как правильно вести себя за столом, когда кушаешь? (Не разговаривать, нельзя сильно перемешать ложкой чай и т.д.)

-- Что вы заметили в этих предложениях? (Большие буквы)

-- Кто знает секрет большой буквы? (Ответы детей)

Вывод: -- Давайте, проверяем, действительно это так.

(Один ученик заранее выучил стихотворение):

        Ставится буква у строчки в начале,

        Чтобы начало все замечали.

        Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

-- Молодцы! Вот и познакомили Солнышку с ребятами.

 Вижу сильно вы устали.

Позовём весельчака,

Проведет он физминутку,

Всем понравится она.

-- Давайте все хором позовём Солнышку!

(Слайд 7)

Физминутка для глаз «Солнышко».

        Закрепление.

-- V-ое задание Солнышки «Проверяй-ка». Что вы узнали на уроке  Солнышко хочет вас проверить.

1) Работа по схемам:

        (Слайд 8)

-- Внимательно посмотрите на экран. Кто это? (Лиса)

-- Сколько слогов в слове?(2)

--- Что означает слог? (Один гласный звук означает один слог)

-- А какая схема подходит к слове лиса? (I-ая)

(Также ведется работа со следующими слайдами -- 9 «Санки», 10 «Сорока»)

Вывод: - Заметили – ли вы, что общее в словах лиса, санки, сорока? (У всех словах буква С). И где они стоят? (В начале и в середине слова).

(Слайд 11)

-- Солнышко просто в восторге! Оно очень радуется. И напоследок, наш друг хочет загадки загадать. Будем отгадать?

1) В неё положишь всё что хочешь

Помаду, тени, телефон,

Другие вещи спрятать сможешь,

Чтобы не догадались все. (Сумка)

2) Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака? Забияка?

Нет! Обычная … (Собака)

3) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

 4) С горки сами вниз летят,

А на горку за веревку

Каждый раз тянуть назад. (Санки)

Итог урока:

-- Собака, сумка, сова, санки. Что в этих словах общее? (Все начинаются с буквой С)

-- С какие звуки обозначает буква С? (С, С*)

Рефлексия: - Что можете рассказать о сегодняшнем уроке? Что было интересно, что было понятно или наоборот? Если, все было понятно, работой доволен, поднимите красный круг. Если понятно, но хотел бы, ещё поупражняться поднимите зеленый. Если, было не интересно – синий круг поднимите.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"

План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква «Б»

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В. Занкова+самоанализ урока....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Презентация к уроку русского языка (письмо) по теме "Буква "А" и буква "О""

В презентации представлен материал с урока русского языка (письма) по теме "Буква А и буква О"...