Что такое орфограмма? Орфографическое правило
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Невская Алёна Вячеславовна

Материал предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_yaz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

русского языка

класс: 2 «В»

дата проведения: 3 февраля

учитель: Невская А. В.

Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило

Цель урока:

знакомство детей с понятиями «орфограмма» и «правило»

Задачи урока:

  1. формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши;
  2. составлять из слов предложения и текст;
  3. развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
  4. воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

Оборудование:

  1. проектор,
  2. опорные таблицы,
  3. рабочие тетради,
  4. резиновый мяч


Ход урока:

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

-Посмотрите в окно! У меня отличное настроение, потому что сегодня прекрасное морозное утро,  потому  что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Скажите мысленно себе: «У меня много сил и энергии. У меня все получится, потому что я  много знаю и умею».

-Открывать новые знания нам помогут светлый ум, зоркие глаза, острые на слух ушки, активные ручки. Давайте настроимся на интересное путешествие.

Я и ты – это мы.  (марш на месте, указывают на себя и соседа по парте)

И вокруг ты посмотри: (поворот головы в стороны)

Солнце светит, дождь идет, (руки вверх, в стороны)

В роще соловей поет, (махи руками в стороны)

Козлик скачет на лугу, (прыжки на месте)

Скачет в радугу-дугу.

Постановка целей урока

-Садитесь! Сегодня мы – исследователи – филологи. В путешествие мы отправляемся не одни, с нами будут наши любимые питомцы – хомяки. И где мы только с ними не побывали, чего только не узнали. И как обычно мудрая хомячка Юля приготовила для нас блиц – опрос, она нашептала его перед уроком мне на ушко.

(блиц – опрос с мячом)

  1. Что такое речь?
  2. Что такое слово?
  3. Перечислите части речи.
  4. Что такое имя существительное? (3 примера)
  5. Что такое имя прилагательное? (3 примера)
  6. Что такое глагол? (3 примера)
  7. Что такое междометие? (3 примера)
  8. Что такое предлог? (3 примера)

-Почему именно эти вопросы нашептала Юля?

-Отличная работа! Вы хорошо знаете части речи! Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

пружина, в, ох, играть, легкий,

пушистый, ветер, эй, над, плывет,

жираф, снег, под, ой, бегать

-Откройте тетради, запишите число, и вид работы на  уроке.

-Работая над этим заданием, мы одновременно выполним и минутку чистописания.

- Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.

-Разбейте эти слова на группы? (существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог, группа слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)

(работают 2 минуты в тетради)

-Скажите, по каким признакам вы разбили слова на группы? (1 группа учеников: части речи, 2 группа: слова с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)

-Некоторые из вас разбили слова на 2 группы. В 1 группу отнесли слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, во 2 – все остальные слова. Они также справились   с заданием, но скажите, от чего они отталкивались? Как одна часть ребят сгруппировала  слова? (по частям речи). А другая часть – по наличию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Как думаете, кто прав? (Все правы.)

-Какие буквосочетания вам встретились, перечислите их. (ЖИ – ШИ)

-Как они написаны? (с буквы [и])

-А как произносим? (звук [ы])

-Можно ли было написать то, что слышим? (вопрос на доску)

-Попытаемся ответить на этот вопрос. Когда я вчера готовилась к уроку, мне на глаза попались 2 листочка – это наши хомяки играли в школу. Юля, как обычно, учительница, а Тося с Ромкой – ученики. Юлия  важно диктовала нашим мохнатым школьникам предложение и вот, что они записали.

Ромка: моржыжыливморе (экран)

Тося: Моржи жили в море.  (экран)

- Юлия  так удивилась этим предложениям, что решила попросить меня разобраться в них. И мне показалось, что вы тоже можете принять активное участие в обсуждении. Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите в тетрадь правильное предложение.

-Чье предложение записано верно? (Тосино)

-Хорошо, а как вы пришли к этому выводу? (нам пришлось вспомнить правила)

-Какие правила вы применили при записи предложения?

                              (слова в предложении пиши отдельно,

                              первое слово в предложении пиши с большой буквы,

                               в конце предложения ставим точку,

                               ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Вернемся к нашему вопросу. «Можно ли писать то, что слышим?» (вопрос на доску)

-Нет, нельзя. Почему? (потому что есть правила, написанные по законам русского языка)

-А где написаны эти правила? (в учебнике)

-Хорошо, перед вами учебник русского языка. Ученые –филологи, говорят, что это источник информации. В данный момент для нас это главный источник получения информации. Откройте учебник на с. 101, прочитайте текст под желтой рамкой. (учащиеся читают про себя)

-Ребята, а если рядом нет учебника, где можно получить интересующую вас информацию?  (энциклопедии, хрестоматии, интернет, занимательные книги, кружок русского языка, словари)

-Спасибо!

Физ. минутка

-Посмотрите, довольные хомячки утомились. Давайте остановимся и немного отдохнем и понежимся  на ранней свежей степной травке.

Травка стелется к земле,(приседания)

Ветер в ней играет.

Стебельки чуть-чуть колышет,

Устали не знает.

А в траве растет цветок.

Вот его бутончик.

Раскрывает лепестки

Цветик – колокольчик.

К солнцу тянет лепестки,

Головой качает,

Пчелок яркостью зовет,

Запах распускает.

-Садитесь! Почувствовали прилив сил. Итак, чтобы правильно писать, чем надо пользоваться? (правилами)

-Чтобы правильно писать,  надо пользоваться правилами.

-Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.

-Мы с вами пронаблюдали, что в словах после звуков [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и. Место в слове после букв  ж и ш – это опасное место. А  ученые – филологи говорят, что буква и после ж и ш – это орфограмма. Орфограмма – это новое для нас слово. Найдите  значение этого слова в разных словарях русского языка. (Несколько ребят ищут значение слова в словарях, остальные – в учебнике.)

-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.

-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.

-Как подчеркиваются орфограммы? (одной чертой)

-Чем отличается орфограмма и правило?

-По вашему мнению, орфограмма – это опасное место?

-Почему букву и подчеркиваем одной чертой , ж и ш – двумя? (ответы с опорой на учебник)

-После них – опасное место, это как сигнал: будь внимательным, дальше идет орфограмма.

-Сейчас мы с вами открыли новое знание. Какое это знание? Как истинные ученые, мы должны увидеть, как эти знания работают на практике.

-В нашем классе есть ребята, которые давно заинтересовались орфограммой «Буква и после ж и ш». Они приготовили для нас интеллектуальный марафон на эту тему.

-Отгадайте  загадки ребят, ответ запишите в тетрадь.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут, и не бьются.

-Записываем отгадку: кувшинка.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи,

А зовут их…

-Записываем отгадку: лыжи.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые.

-Записываем отгадку: шишки.

-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)

-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)

-Подчеркните орфограмму одной чертой?

-Что мы сейчас делали? (применяли новое знание на практике)

-Я вспоминаю нашего хомяка Ромку. Как думаете, мы отличаемся от него?

-Чем мы отличаемся?

-Думаю, Юля с нами тоже согласна, но и Ромка сегодня много чего узнал и поэтому исправит свои ошибки.

Подведение итогов

-Мы с Юлей, Ромой, Тоськой хотели бы вас послушать, что сегодня стало темой нашего урока?

-Был ли на уроке элемент исследования? Какой?

-Кем вы сегодня были?

-Вам понравилась такая работа?

-Откуда брали новые знания?

 Домашнее задание

-Найдите в разных источниках информации упражнения на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш». Знаю, что некоторые из вас не станут ограничиваться этим заданием. Поэтому сейчас задание для творческих и креативно мыслящих учеников: придумайте сое упражнение на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш».

-Спасибо вам за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....

Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе

Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...

Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс

Короткие стихи помогают усвоить  орфограмму, применяется в комплекте с  ММ плакатом (анимация)...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка( конспект+ презентация)  по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг  безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".

Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...

Что такое орфограмма? Орфографическое правило.

Цель:  – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной че...