Правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushch-h_3_skl.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1.Мотивирование. Самоопределение к деятельности

- И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово – уроком.

- Это важные слова, которые я подобрала для сегодняшнего урока. Как вы их понимаете?

(Язык – наш учитель, а каждое слово – урок.)

-Давайте друг другу улыбнёмся и начнём урок. Я надеюсь, что у всех хорошее настроение.

- Что пригодится нам сегодня на уроке?

- Отгадайте загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам, (существительное)

-Что вы знаете об имени существительном? (Бывает м.р, ж.р., ср., ед.ч. и мн.ч. 1,2,3 скл.

изменяется по падежам.)

-  Что при этом изменяется у существительного? (окончание)

- Сегодня мы продолжим работу по нашей большой теме: "Имя существительное". Работа предстоит большая и, надеюсь, интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода сложностями и ловушками. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.

2.Актуализация знаний.

- В каких частях у существительных бывает безударная гласная?

- Итак, мы выяснили с вами, что безударная гласная в именах существительных может находиться в разных частях слова. Давайте вспомним алгоритм наших действий при написании безударной гласной.

1. Ставим ударение.

2. Определяем часть слова, в которой стоит безударная гласная.

3. а) если безударная гласная в приставке – вспоминаем правописание приставок

б) если безударная гласная в корне, подбираем проверочное слово

в) если безударная гласная в суффиксе, вспоминаем правописание суффикса

г) если безударная гласная в окончании, определяем склонение, падеж, вспоминаем окончание, проверяем словом – помощником.

- С какой частью слова мы с вами, в основном,  работали на последних уроках? (окончанием)

- Вспомним алгоритм работы над окончанием более подробно.

1. Определяем склонение.

2. Определяем падеж.

3. Вспоминаем таблицу окончаний.

4. Проверяем вспомогательным словом.

- Вспомним эти слова-помощники.

На доске слова с пропущенными буквами в приставке, суффиксе, корне, окончании сущ-х 1 и 2 склонения, добавлены слова 3 склонения.

П…лёт, у речк…, хв..сты, кирпич..к,  у норк…, п…стройка, п…ро,  хвост..к, в кроват…

(Один работает у доски, остальные в тетрадях)

Проверка: читают слова, доказывают правильность постановки безударной гласной.

При проверке это выясняется, что есть слова 3 скл.

- Обязательно нам надо знать это?

3.Постановка учебной задачи.

-Что же делать?

- На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока? Назовите тему урока.

- Сколько мнений в нашем классе?

4. Поиск решения учебной задачи.

- Какие есть предположения?

- Как же определить, какие окончания нужно писать у сущ-х 3 склонения?

- Познакомимся с информацией в учебнике с 64.

Работа с таблицей.

- Какие слова выбрали для таблицы? (Рожь на слайде)

- Что заметили при склонении этих слов?

- Какое слово подойдёт для проверки? Почему?

- Что ещё можете отметить?

5. Первичное закрепление.

- Задайте друг другу вопросы по новой теме? (работа в парах)

-Может ли вам помочь схема для определения окончания?  (показать схему)

-Как будем действовать? (проговаривание алгоритма работы).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На доске:

к своей цел..

много радост..

письмо из област…

о своей жизн..

-Вставьте пропущенные окончания.

Проверка по учебнику с.64 №1

- Оцените свою работу.

- Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему.

-   Достаточно ли выполнить одно упражнение. Чтобы мы усвоили новый материал?

- Что надо сделать, чтобы хорошо усвоить тему?  

Физкультминутка. Игра «Доскажите словечко».(все встают)

(I склонение - 1 хлопок, II склонение -2 хлопка, III склонение - 3хлопка).

1) Со мной в поход  легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

3)  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).

4)   Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Ёж).

5)  Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …(карандаш).

6)  По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (Кровать)

7)  Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

8) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

Потому что это … (рысь)

9) Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

7.Включение нового знания в систему знаний.

 

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга, опираясь на эталон.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что вы узнали?

- Какую задачу поставим перед собой на следующие уроки?

- Что вызвало трудности в работе?

VI. Итог урока.

Игра “Верю - не верю”

  1. Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:
  2. имена существительные изменяются по числам (да);
  3. имена существительные изменяются по родам (нет);
  4. имена существительные имеют род (да);
  5. на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
  6. число и род существительного можно определить по окончанию (да);
  7. новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)

9. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

  Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

«Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений». Русский язык, 3-й класс

Совершенствует навык правописания безударных окончаний имён существительных; обогащать словарь учащихся; развивать основные мыслительные операции: память, рефлексию, умозаключения, анализ....

Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе

Тема русского языка "Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе"...

Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. 3-й класс УМК "Школа России"

конспект урока+ презентация+кластер+тест+самоанализ+пословицы+таблица окончаний...