Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:
    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Приемы м формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod.tema_.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приёмы и формы работы

    над словарным словом на уроках русского языка.

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Задача учителя научить ребенка писать эти слова без ошибок. И требует эта задача от учителя большой творческой работы. Важно добиться, чтобы эти знания закрепились, чтобы ученик мог переносить их на другие встречающиеся ему явления языка. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлением словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

            В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

            Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слова при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

            Большая роль отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

    Примеры упражнений для формирования фонетических

                                         понятий.

    1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:

            

            Б.рег, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, с.пог, к.пуста, .рех

    2. Выпишите слова в два столбика:

        1. с глухими согласными на конце слова;

        2. со звонкими согласными на конце слова.

            За.тр.к, н.род, адр.с, р.сунок, м.рковь, б.гаж, к.р.ндаш,

            .вес, б.лет, .зык, гор.д.

    3. Запиши слова, начинающиеся на букву Р (О, Т, М и т. д)

    4. Запиши слова в алфавитном порядке:

            Гор.д, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда.

    5. Запиши слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

    6. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

            д.р.вн.                п.ртр.т

            м.л.т.к                с.л.м.

            к.ньк.                        т.л.ф.н

    7. Игра «Догадайся, что за слово?»

                                                       

             

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о

                     

    о

                                                                                                                                     

            

            

              (ворона, сорока, молоко, корова, солома)  (овёс, овощи, огород)

    8. Игра «Угадай слово».

    го

     

    ( город, горох, горизонт, гореть)

            Слова спокойно жили в книжке,

            Но книжку вдруг погрызли мышки.

            От слов начало откусили,

            Из книжки в норку утащили.

    (…суда, …реза, …сква)

    9. Чайнворд.

    В клетку квадрата, круга, по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

    10. Игра «Собери слово»

            пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

    11. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные».

    12. Кто больше придумает слов.

                            Я                Л           Е

                       

                           С       И         Ь             А            Г

                                   О                    Р           Т

    13. Расшифруй слово.

            Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слова.

            2  10  13  6  20                                        26  16  22  7  18

            (билет)                                                (шофер)

                                 33  2  13  16  12  16  

                                    (яблоко)

    14. Ступеньки.

    В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

                    берег

                    гореть

                    капуста

                    квартира и т. д.

    15. Выборочный диктант. (Дети записывают только слова из словаря).

            По шоссе едет автомобиль.

            Ребята развели у реки костер.

            Дежурный следит за порядком в классе.

    16. Ребусы.

                       рона                40а˄

            

                   ворона                сорока

    Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.

    В результате повторения морфемного состава слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

    Примеры упражнений:

    1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.

    2. Найди лишнее слово.

    Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березоньки, березки.

    3. Составь словосочетания.

            ребята радостн…                березка кудряв…

            улица многолюдн…                календарь перекидн…

    4. Подбери слова к схемам.

    ͡   ˄

    5. От слов образуйте новые слова.

            Газета, железо, картина, осина.

    6. Составь слова по схемам.

            Лис а                ник

    7. Шарада.

            Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращается, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом прилагательное.

    8. Составьте словосочетание.

            подарил                                                               люблю

     

            дружил                девочка                                   думаю            собака

                    

            говорил                                                                 горжусь

    9. Работа над деформированным текстом, предложением.

            Мой папа дал объявление в (газета).

            Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным,    скромным.

            Морфологические упражнения  имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

    1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

    2. Выпишите из словаря по 5 слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

    3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

            Воробей (какой?) … .

            Газета (какая?)… .

            Молоко (какое?)… .

    4. Выпишите в три столбика:

            1. слова женского рода;

            2. слова мужского рода;

            3. слова среднего рода.

    5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

            … на ухо наступил.

            Слово не … , вылетит -не поймаешь.

    6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Определите падеж существительных.

            Машина остановилась…(дом).

            Дети читали книги … (космонавт).

            Заяц быстро несся … (лес).

    7. Подберите однокоренные слова разных частей речи.

            Адрес (адресный, адресок, адресовать).

            Ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

    8. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

            интересный случай

            аккуратный ученик

            березовая аллея

    9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

            Кто живет в лесу?

            В чем хранятся ручки и карандаши?

            Какой овощ растет на огороде?

    з

    .

    .

    ц

    п

    .

    .

    .

    л

    о

    .

    .

    .

    .

    ц

                     

    Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре, несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

    1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

     

            Береза………………в небе

            Огурец……………...в доме

            Воробей………….....в школе

            Комната…………….в лесу

            Ученик……………...в огороде

    2. Составьте предложения с данными словами:

            Ветер, капуста, осина, товарищ.

    3. Составьте предложения со словарными словами, различные по цели высказывания.

    4. Составьте предложения с данными словами:

            огород, растет, в, картофель

    5. Составьте предложения с данными словосочетаниями:

            Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

    6. Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение.

            Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

            Край земли у водной поверхности.

            Комната для занятий в школе.

    7. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте словосочетания.

            рисунок в книге……(картинка)

            килограмм-это тысяча ……..(грамм)

            мать родимая-………любимая (Родина)

    8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом.

            Андрюша вынул из кармана носовой платок.

            Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

    9. Расположите предложения в определенном порядке, так, чтобы получился текст.

    10. Разделите текст на предложения.

    11. Смоделируйте предложение по схеме.

            Что?..............что делают?............в какие?............как?..........во что?

            Воробьи собираются в шумные стайки.

            Лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов, как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

    1. Выпиши из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».

    2. Найдите лишнее слово.

            Автомобиль, урожай, трамвай, самолет, капуста, помидор, солома, морковь, пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

    3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

            На берегу возвышается старинный……                       стоит

            Квартира была закрыта на……………..                        стоит

            Билет в театр ………. десять рублей.                            замок

            Телефон ……….на тумбочке.                                        замок

    4. Сгруппируйте слова по темам.

            Машина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

    5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птица».

    6. К словам подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

            Багаж, вместе, дорога.

    7. К словам подберите антонимы. Составьте с ними предложения.

            Весело, девочка, хороший.

    8. Назовите одним словом:

            Сентябрь, октябрь, ноябрь…(месяц)

            Крупное промышленное предприятие…(завод)

            Руководитель школы (директор)

    9. Игра «Кто, как голос подает?» Составьте предложения.

            П.тух                чирикает.

            С.рока        лает.

            С.бака        мычит.

            К.рова        кукарекает.

            В.рона        стрекочет.

            В.робей        каркает.

    10. Выберите наиболее подходящее слово.

            Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.

            М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись)в сторону.

    11. В данный текст вставьте наиболее подходящее из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

            Волны тихо … у берега.

            Молоко … из ведра.

            Рабочий продолжает … сталь.

    12. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

            

            Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

            Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

            Подбирают синонимы:

            Чистая, неисписанная тетрадь.

            Чистые, вымытые руки.

            Чистое, безоблачное, ясное небо.

    13. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями.

            Трактор шумел, как … .

            С треском повалилась осина, будто … .

            На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .

    Большим помощником для учащихся школ стал «Орфографический словарь» Евгения Николаевича Леоновича, издательство «АСТ-Пресс» 1995 год.

            

            

                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

    Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

    Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

    Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...

    Работа над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

    В данной статье рассматриваются этапы работы над новым словарным словом в начальной школе, а также основные приемы работы по закреплению их написания....

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

    Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

     В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, явл...