Главные вкладки

    Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме:
    Тематическое планирование по обучению грамоте

    Ахметова Айна Мурадбековна

    Тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ob_gr_1i_2_chetv.doc201 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по литературному чтению О.В. Джежелей.

    В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю) и обеспечивается учебником «Азбука» (автор О.В. Джежелей). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю) и обеспечивается  учебником «Литературное чтение» (автор О.В. Джежелей).

            Обучение чтению проводится в первом классе в течение 8 месяцев. В течение этого времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию речи.

            Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов.

            В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчётливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

            На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукции картин и т. д.

            В процессе проведения занятий по бучению грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой деятельности. В 1классе овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

            В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

            Совершенствованию звуковой, произносительной речи учащихся, устранению недочётов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

            Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения – рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

    Количество часов в год – 94.

    Количество часов в неделю – 4.

    Количество часов в Ι четверти – 36.

    Количество часов во ΙΙ четверти – 28.

    Количество часов в ΙΙΙ четверти – 30.

    Требования к развитию речевых умений и навыков

    при работе с текстом в 1 классе.

    Развитие навыка чтения

            Сформировать основной способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова.

            Обучать шёпотному чтению как переходной форме к чтению про себя.

            Развивать навык правильного осознанного чтения текста.

            Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.

    Развитие речевых умений.

            Тренировать выразительно читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости от речевой задачи.

            Учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана. Выделять в тексте опорные слова ( с помощью учителя) для составления пересказа. Передавать впечатления от прочитанного своими словами. Находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.

    Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению

    оканчивающих 1 класс.

    ЗУН

    УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    Универсальные учебные действия

    К концу первого класса обучающиеся должны знать:

    1. критерии выразительного чтения;
    2. интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
    3. тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
    4. законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

    уметь:

    1. выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;
    2. интонировать наизусть стихи;
    3. отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
    4. читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

    I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

    II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при чтении.

    Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

    Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

    Прогнозирование текста по названию.

    Познавательные Общеучебные действия

    1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    2. Выделение познавательной цели;
    3. Выбор наиболее эффективного способа решения;
    4. Смысловое чтение;

    У П логические Д

    1. Анализ объектов
    2. Синтез как составление частей целого;
    3. Доказательство;
    4. Установление причинно-следственных связей;
    5. построение логической цепи рассуждений

    Коммуникативные УУД

    1. Постановка вопросов;
    2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
    3. Разрешение конфликтов.
    4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

    Регулятивные УУД

    1. Целеполагание;
    2. Волевая саморегуляция
    3. Прогнозирование уровня усвоения
    4. Оценка;
    5. Коррекция

    Личностные УУД

              Смыслополагание

    Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    1.

    Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

    Стандарт начального образования по литературному чтению.

    Примерная программа начального образования по литературному чтению.

    2.

    Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

    Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

    Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

    Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

    Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

    3.

    Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

    Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

    Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения  (по возможности)

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

    Календарно-тематическое планирование  

    Тема раздела


    п/п

    дата

    корректировка

    Тема урока

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1 четверть (32ч)

    Подготовительный  период

    1

    Знакомство. Мой первый школьный учебник « Азбука»  письменная речь.

    Общее представление о языке.

    Устная и письменная речь.

    Коммуникативные УУД

    1. Постановка вопросов;
    2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
    3. Разрешение конфликтов;
    4. Диалогическая и монологическая контекстная речь.


    Познавательные общеучебные действия:

    1. Знаково-символические;
    2. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

    У П логические Д:

    1. Анализ объектов

    Коммуникативные УУД:

    1. Постановка вопросов;
    2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;

    У П логические Д

    1. Анализ объектов
    2. Выбор критериев для сравнения;
    3. Синтез как составление частей целого;
    4. доказательство

    Коммуникативные УУД

    1. Постановка вопросов;
    2. Умение выражать свои мысли  полно и точно;
    3. Разрешение конфликтов.
    4. Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

    Регулятивные УУД

    1. Целеполагание;
    2. Волевая саморегуляция;

    2

    Слово. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

    Классификация слов по вопросам кто? что?

    3

    Предложение.

    Особенности единицы речи – предложения. Членение речи на предложения. Составление предложений. Схемы предложений.

    4

    Осень. Слова, отвечающие на вопрос: кто?

    Внеклассное чтение. В.Д. Берестов «Аист и соловей»

    Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учителя.

    5

    Занятия детей в школе и дома. Слово и предложение.

    Членение речи на предложения, предложения на слова, использование схем.

    6

    Семья. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

    Составление предложений по заданной схеме.

    7

    Слоговой состав слова.

    Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

    8

    Зоопарк. Ударение. Внеклассное чтение. С. Маршак «Усатый полосатый».

    Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более

     сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

    1. Оценка;

            Коррекция

    9

    Уборка урожая. Ударение.

    Определение в слове ударного слога.


    10

    Хвастовство до добра не доведет. Звуки.

    Выделение звуков в слове.

    11

    Мягкие и твердые согласные. Всякая шутка свой смысл имеет.

    Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.


    12

    Мягкие и твердые согласные. Вспомним нынешнее лето. Береги природу.  Внеклассное чтение. Словацкая сказка «У солнышка в гостях».

    13

    Лес и его обитатели. Согласные звуки.

    Букварный период

    14

    15

    Гласный звук а, буквы А. а. 

     Различие между звуками и буквами. Выделение в словах отдельных звуков, звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Нахождение слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и схемами.

    Познавательные общеучебные действия:

    1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    2. Выделение познавательной цели;

    Коммуникативные УУД

    1. Планирование учебного сотрудничества
    2. Диалогическая и монологическая контекстная речь.

    Личностные УУД:

    1. Нравственно-этическое оценивание.


    16

    Гласный звук У. Буквы У. у.

    Внеклассное чтение. Русские народные песенки.

    17

    Гласный звук У. Буквы У. у.

    18

    19

    Мир вокруг нас. Гласный звук о. Буквы О, о.

    20

    Гласный звук И. Буквы И, и.

    Внеклассное чтение. В.Маяковский «Кем быть».

    21

    Гласный звук И. Буквы И, и.



    22

    Каким быть?

    Гласный звук ы. Буква ы. 


    23

    Гласный звук э.  Буквы Э, э.

    24

    Повторение. Гласные. Внеклассное чтение. Л. Толстой «Филипок».

    25

    26

    Мама и мы.

    Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

    Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Чтение и анализ  текста. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

    Познавательные общеучебные действия:

    1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    2. Выделение познавательной цели;

    Коммуникативные УУД

    1. Планирование учебного сотрудничества
    2. Диалогическая и монологическая контекстная речь.

    Личностные УУД:

    1. Нравственно-этическое оценивание.


    27

    28

    Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

    Внеклассное чтение. Черногорская сказка «Жадность»

    29

    Прогулка в лесу. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

    30

    Закрепление. Гласные. Согласные.

    31

    Слог – целое слово,  слог – часть слова.

    2 четверть (32 часа)

    32

    Повторение. Внеклассное чтение. Загадки.

    33

    34

    Согласные звуки [к], ], [к’]. Буквы К, к. 

    35

    36    

    Согласные звуки [т], [т]. Буквы Т, т. Внеклассное чтение. С. Сахарнов «Два радиста»

    37

    38

    Согласные звуки  [л], [л’]. Буквы Л, л.  Мамина ласка.

    Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.


    Познавательные общеучебные действия:

    1. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
    2. Выделение познавательной цели;

    Коммуникативные УУД

    1. Планирование учебного сотрудничества
    2. Диалогическая и монологическая контекстная речь.

    Личностные УУД:

    1. Нравственно-этическое оценивание.

        39

    Согласные звуки  [р], [р’]. Буквы Р, р.  Делай как мы, делай лучше нас.

    40

    Звуки окружающего мира. Внеклассное чтение. Ю. Тувим «Птичье радио»

    41

    Класс. Твое имя.

    Согласные звуки  [в], [в’]. Буквы В, в.  

    42

    Школа, школьная жизнь.

    43

    Школа, школьная жизнь.

     В. Осеева «Три товарища» 

    44

    Согласный звук  [ш]. Буквы Ш, ш.   

     Дифференцирование звонких и глухих парных согласных.

    45

    Слова похожие на разные. Внеклассное чтение. В. Осеева «Три товарища»

     Пересказывание текста по иллюстрации и воспринимаемому на слух тексту.

    46

    Улица. Правила движения. Согласный звук  [й]. Буквы Й, й.   

    Использование прилагательных для определения качеств объекта.

    Знание правил дорожного движения.

    47

    Моя родина, наш край, столица.

    Знание о столице нашей Родины.

    Составление текста.

    48

    Повторение пройденного.

    Внеклассное чтение. Р. Сеф «Необычный пешеход»

    Предугадывание смысла предложения.

    49

    В лесу и на реке. Звук [э],

    Буква Е, е.


    Ознакомление с тем, что буква е обозначать два звука.





    50

    Картины природы.

    Описание явлений природы.

    51

    Звук [а], буква Я,я.

    Буквы е, я показывают на мягкость согласных.

    52

    Ясли. Мы помощники. Внеклассное чтение. А. Токмакова «Сказка о веселом мастере»






    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    53

    Звук [о],буква Ë,ë.

    Ознакомление с тем, что буква ë – показатель мягкости согласных и может обозначать  два звука.

    54

    Песенки – потешки о ребятах и зверятах.

    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    Нахождение ответов в тексте.

    55

     Звук [у],буква Ю, ю.

    Ознакомление с тем, что буква ю может обозначать два звука.

       56

    Кто квакает, а кто крякает. Внеклассное чтение. К. Чуковский «Путаница»

    Понимание шутки. Звукоподражание.

    57

    Мягкий знак.







    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    58

    Мягкий знак. Времена года.











    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    Быстрое понимание смысла прочитанного текста.

    59

    Словарь и словарик.

    Согласные звуки  [п], [п’]. Буквы П, п.  



    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

      60

    Согласные звуки  [п], [п’]. Буквы П, п.  

    Внеклассное чтение. Е. Серова «Подскажи словечко»

    Нахождение отрывков, которые могут ответить на вопрос; нахождение по данному началу или концу предложения самого предложения, пересказ текста.

      61

    Согласные звуки  [з], [з’]. Буквы З, з.  

    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе

    правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    Понятия «звонкие и глухие согласные», четкое произношение.


      62

    Согласные звуки  [з], [з’]. Буквы З, з.  




    Представление о различных стихотворных жанрах, развитие желания искать и рассматривать книги, составлять с ними загадки.



      63

      64

    Повторение пройденного.



    Осознанное, правильное и плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе

    правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

    Понятия «звонкие и глухие согласные», четкое произношение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

    Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...

    Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

    Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...

    тематическое планирование по обучению грамоте по системе занкова

    тематическое планирование по обучению грамоте по системе занкова...

    Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса по программе авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

    Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного станд...

    Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

            Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...