Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку"Неопределенная форма глагола" (4 класс) УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Пиденко Елена Никифоровна

    Знакомство с неопределенной формой глагола

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_4dklasse.docx47.82 КБ
    Файл elektronnoe_prilozhenie_k_uroku.pptx220.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4-м Д классе МБУ школы №21 г. о. Тольятти "Неопределенная форма глагола"

    Учитель: Пиденко Е.Н.

    Цели: 

     1. Учебные:

    1. Определить особенности глаголов неопределенной формы;
    2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

    3    Формировать умение находить неопределенную форму глагола;

    4.   Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

    2 . Развивающие:

    развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

    развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

    3 . Воспитательные:

    формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

    воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

    Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

    Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

    Методы обучения:

    • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
    • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
    • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

    Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.

    Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ко всем этапам урока, классная доска, учебники русского языка, тетради.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    – Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

    Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

     Возможно, есть классы и лучше и краше.

     Но пусть в нашем классе вам будет светло,

     Пусть будет уютно и очень легко!

     Поручено нам вас сегодня встречать,

     Но, начнем же урок, не будем  зря время терять.

    Учитель: Урок русского языка.

    Сегодня на уроке мы продолжаем работать над глаголом. Думаю, что-то новое мы о них узнаем.

    I. Физминутка для рук

    “Покажите, как идете,
    Покажите, как бежите,
    Покажите, как берете,
    Покажите, как даете”.

    П. Работа в тетрадях

    Учитель: Откройте тетради, положите правильно. Оформите работу.

    Ш. Чистописание

    На доске слова: писал, сбегут, читает, копает

    Учитель: Прочитайте слова. Найдите в них общее.

    Дети: Все слова - глаголы.

    Все слова имеют безударную гласную в корне слова.

    Учитель: Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Она может быть и приставкой, и предлогом, в данных словах она является приставкой глагола будущего времени и обозначает парный согласный твердый звук.

    Дети: Это буква С, она является приставкой у глагола будущего времени сбегут

    -прописываем букву Сс с элементами букв, несколько соединений, название города, зверей различных групп, растения.

    Сс сл со ос си Самара слива слон сойка сом саламандра стрекоза

    -чем похожи все слова? (имена существительные)

    -чем отличаются? (имена собственные и нарицательные)

    IV. Словарная работа

    Не ходит без бензина
    Ни автобус, ни......... (машина).

    Ребус (улица)

    Картинка -  (самолет)

    Тили — бом, тили — бом
    Загорелся кошкин дом.
    Если всем стоять глазеть
    Будет долго он......... (гореть)

    Ребус  (восток)

    Картинка -  (телефон)

    Взаимопроверка.

    На доске слова, поменяться тетрадями, проверить, поставить оценку.

    Работа в парах.

    5. Запись и анализ предложения.

    Составьте предложение-пословицу и запишите его.

    Со…нцем, человек, а, …св…щается. Земля, знанием

    -разберите предложение по членам и частям речи

    -объясните постановку знаков препинания

    -каким является предложение по интонации и по цели высказывания?

    V1. Работа над новым материалом

    1. Учитель: Посмотрите словарные слова. Найдите лишнее слово.

    Дети: Гореть

    Учитель: Почему оно лишнее?

    Дети: Все слова являются именами существительными, а гореть - глагол.

    Учитель: Что вы знаете о глаголе?

    Дети: Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.

    Учитель: Какие три времени имеет глагол?

    н.в.

    п.в.

    б.п.

    что делает?

    что делал?

    что будет делать?

    что сделал?

    что сделает?

    ед.ч.

    мн. ч.

    Учитель: На доске слова.

    идет

    играл

    будет учить

    гореть

    Определите время и число данных глаголов и поместите их в данные столбики

    н.в.

    п. в

    б. в.

    что делает?

    что делал?

    что сделал?

    что будет делать?

    что сделает?

    ед. ч. идет

    мн. ч. идут

    играл

    играли

    будет учить

    будут учить

    Учитель: Давайте определим время глагола - гореть.

    Дети: Время определить нельзя.

    Учитель: Число?

    Дети: Число также нельзя определить.

    Учитель: Куда поместим?

    Дети: В отдельный столбик.

    Учитель: На какой вопрос отвечает?

    Дети: Что делать?

    Учитель: А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число?

    Дети: Дети дают свои ответы.

    Учитель: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.. Неопределённая форма глагола является его начальной формой. Глагол н.ф. отвечает на вопросы что делать? и  что сделать?

    Учитель: С какой же формой глагола мы познакомились на уроке?

    Дети: С неопределенной формой глагола.

    Учитель: Какова же тема нашего урока?

    Дети: Неопределенная форма глагола.

    Учитель: Сравните наш вывод с определением, которое дано в учебнике на стр.58 Прочитайте внимательно и скажите, что мы еще не сказали очень важное о глаголе н.ф.

    Дети: Глагол н.ф. оканчивается на ть, ти.

    Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, которые будут являться  для нас окончанием, если мы будем разбирать слово по составу. Почему я сказала: «Для нас?». Дело в том, что одна группа учёных-языковедов считают –ть и ти суффиксами, а другая- окончанием. В нашей школе МО учителей русского языка  поддерживает вторую группу.

    2Дополнить информацию о составе глагола в неопределённой форме на странице 59.. Разбор по составу слова «гореть».

    VI. Физминутка

    Утром бабочка проснулась,

    Потянулась, улыбнулась                          

    Раз-росой она умылась,

    Два-изящно покружилась,

    Три-нагнулась и присела,

    На четыре-улетела

    Руки подняли и покачали-

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули-

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем-

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся, покажем-

    Крылья сложили назад.

    VII. Закрепление материала

    1. Упр. 14 с.58, упр.15-выборочно, дописать в таблицу глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Разобрать по составу.

    что делать?

    что сделать?

    наполнять

    наполнить

    нести

    прыгнуть

    размышлять

    посмотреть

    бежать

    (коллективно у доски)

    2. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы (пишет один ученик за доской, остальные работают самостоятельно, затем работа проверяется, объясняется правописание безударных гласных в приставках и в корне)

    Совать нос (влезать), клевать носом (засыпать), зарубить на носу (запомнить), дать стрекача (убежать), выходить из себя (сердиться), чесать языки (болтать), унести ноги (убежать), надуть губы (обидеться), бить баклуши (бездельничать). водить за нос (обманывать)

    Учитель: Какие глаголы мы писали?

    3. Упр. 16. Определить части речи коллективно, а выписать глаголы неопределённой формы  и разобрать их по составу - самостоятельно.

     4. Игра “Третий лишний” и «Образуй слово»

    Учитель берёт мяч и кидает ученикам, называя при этом глагол в каком-либо времени. Ученик возвращает мяч, называя неопределённую форму данного глагола. (учил-учить, спит-спать и т.д.)

    - Найди лишнее слово. Почему?

    5. Упр.18. в виде игры «Подбери антонимы!» (устно)

     6. Записать в столбик глаголы неопределенной формы соответствующие описанию. (если останется время)

    1. Вести спор (спорить)

    2. Соединить какие - либо части с помощью клея (склеить)

    3. Вызвать удивление (удивить)

    4. Доставлять радость кому - либо (радовать)

    Учитель: Что это за глаголы?

    Итог урока

    1. Что нового узнали о глаголе?

    Схема

    2. Какое задание оказалось самым трудным?

    3. Что помогло преодолеть трудность?

    Большое вам спасибо! Вы очень хорошо работали.

    Задание на дом - упр. №18 с.60

    Открытый

    урок русского языка в 4-м Д классе

    по теме:

    "Неопределенная форма глагола"

                Учитель: Пиденко Е.Н.

            2011-2012 уч. год


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Открытый урок русского языка в 4 Д классе МБУ школы №21 г.о. Тольятти Программа «Школа России» Тема: «Неопределённая форма глагола» Вид урока: урок формирования новых знаний и умений Учитель:Пиденко Е.Н.

    Слайд 2

    Цели: Учебные: 1.Определить особенности глаголов неопределенной формы. 2.Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать? 3 .Формировать умение находить неопределенную форму глагола; 4. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

    Слайд 3

    Развивающие: -развивать орфографическую зоркость, внимание, память; -развивать логическое мышление .

    Слайд 4

    Воспитательные: -формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; -воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся; -расширять кругозор учащихся.

    Слайд 5

    Чистописание писал, сбегут, читает, копает - прочитайте слова, что в них общего? -угадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

    Слайд 6

    Не ходит без бензина Ни автобус, ни… Ребус Словарная работа Тили-бом , тили-бом Загорелся кошкин дом. Если всем стоять глазеть Будет долго он … Ребус

    Слайд 7

    М а ш и на, у л и ца, сам о лёт, г о реть, в о ст о к, т е л е фон. Взаимопроверка словарной работы

    Слайд 8

    Составьте предложение и запишите его: …св… щается , знанием, а, со… нцем , человек, З… мля . - Разберите предложение по членам и частям речи. -каким является предложение по интонации и цели высказывания? Составление предложения и его анализ

    Слайд 9

    Распределите глаголы по столбикам н.в. П.в. б.в. что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает? ед.ч. мн. ч. идет играл будет учить гореть-? Работа над новым материалом

    Слайд 10

    Форма глагола , которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола . Неопределённая форма глагола является его начальной формой. Глагол н.ф. отвечает на вопросы что делать? что сделать? Определение глагола

    Слайд 11

    Перед окончанием – ть в глаголах неопределенной формы обычно бывают глагольные суффиксы - е-, -и-, -а-, -я-, -ну-, - ова - белеть Разбор по составу глаголов неопределенной формы Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Она может быть и приставкой, и предлогом, в данных словах она является приставкой глагола будущего времени и обозначает парный согласный твердый звук.

    Слайд 12

    Физминутка Покажите, как идёте, Покажите, как бежите, Покажите, как берёте, Покажите, как даёте . Утром бабочка проснулась,потянулась,улыбнулась . Раз-росой она умылась, Два-изящно покружилась, Три-нагнулась и присела, На четыре –улетела!

    Слайд 13

    Совать нос клевать носом зарубить на носу дать стрекача выходить из себя чесать языки унести ноги надуть губы бить баклуши водить за нос Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы

    Слайд 14

    Игра “Третий лишний”

    Слайд 15

    Внес ти - ? Прилететь - ? Расстроить (пианино) - ? Заже чь (свет) - ? Расплес ти - ? Остудить (воду) - ? - как ещё могут оканчиваться глаголы неопределённой формы? – чь - это чередующаяся согласная корня Игра «Подбери антонимы!»

    Слайд 16

    1. Вести спор 2. Соединить какие - либо части с помощью клея 3. Вызвать удивление 4. Доставлять радость кому – либо -разобрать глаголы по составу Самостоятельная работа -Записать в столбик глаголы неопределенной формы, соответствующие описанию.

    Слайд 17

    1. Что нового узнали о глаголе? Итог урока

    Слайд 18

    Y Молодцы!!! На дом: упр.№18 стр.60


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола: особенности, строение. написание"

    Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; научить выделять глаголы неопределенной формы в контексте; образовывать от глаголов ...

    Урок русского языка "Неопределенная форма глагола" 4 класс

    Тема: Неопределенная форма глагола.Цели: Обучающие: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Развивать умение правильно ставитть вопросы что делать? что сдел...

    Русский язык. "Неопределенная форма глагола" 4 класс

    Русский язык.Тема: Неопределённая форма глагола. Цели:знание:знать происхождение слова «глагол»,    знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы,знать роль глагола в те...

    Урок русского языка" Неопределенная форма глагола" 4 класс

    Урок русского языка " Неопределенная форма глагола" 4 класс по учебно-методическому комплекту " Начальная школа 21 век", презентация к уроку....

    Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

    Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

    Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

    Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

    Конспект урока по русскому языку «Неопределенная форма глагола» 3 класс УМК "школа России"

    Тема: «Неопределенная форма глагола»Цель: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам....


     

    Комментарии

    Максимова Оксана Владимировна

    Уважаемая Елена Никифоровна, большое спасибо за интересную разработку урока и презентацию, Обязательно использую материал в своей практике.