Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mogilevtseva_m._p.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе
Авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
УМК «Школа России»
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;
познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления.
Задачи:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку.
Технические средства обучения
- Презентация PowerPoint.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор;
- Карточки для самостоятельной работы
- учебник
Урок разработала и провела
Могилевцева Маргарита Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Михайловская СОШ»
Усть-Калманский район
Алтайский край
2013 год
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный и мотивационный | -Здравствуйте, ребята. -Тихо садимся, проверяем свою посадку. Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы: Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом. -Как понимаете смысл четверостишия? -О какой награде говорит автор? -Почему каждому из нас необходимо знать русский язык? -Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой. -С чего начнём работу? -С какой целью её проводим? Догадайтесь, какие буквы будем писать: -буква,которая в 1слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в словах Россия, Родина - буква, которая во 2слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в слове дорогая -Посмотрите на слайд, догадались мы? ---Запишите. -Что предлагаете оценить в нашей работе? -оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»:зелёный –всё хорошо, легко Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь | Приветствуют учителя формулируют -Знание русского языка Каждый осмысливает -С минутки чистописания (обязательный элемент урока в УМК «Школа России» -тренируемся писать правильно, красиво. -Р заглавная Р строчная Сверяют свои предположения Пишут Предлагают оценить: аккуратность выполнения, правильность написания и т. д. (выбирают критерий оценивания) оценивают |
Актуализация знаний | -Прочитайте слова на слайде: кот, самолёт, пальто, отец - что объединяет эти слова? -Что знаем об именах существительных? -Работая в паре, распределите слова в две группы. -Представьте свои группы слов. Объясните, по какому принципу делили? -Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей» | -это имена существительные. Называют грамматические признаки имени существительного (фиксируем на доске «паучком понятий» Договариваются, распределяют. Отвечают, аргументируют Обозначают живые или неживые предметы Оценивают, аргументируют |
Целеполагание | -Предположите, как называется тема сегодняшнего урока? -Чему будем учиться по этой теме? -Давайте уточним главный вопрос на который нам нужно ответить ( в учебнике) | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Ставят цели -читают в учебнике: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Планирование | -Цель обозначена. Планируем нашу работу. -Вперёд, за открытием! | (фиксируем на доске): 1. Делаю открытие 2. Закрепляю 3. Самостоятельная работа 4. Итог |
-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними. -Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Где можем уточнить? -Похвалите себя аплодисментами за эту работу. | Вслушиваются в слова, выделяют корень-душа. Высказывают предположения. Уточняют в толковом словаре значения слов, в учебнике вычитывают правило. Сравнивают со своими предположениями. -хлопают | |
Поиск решения | - Вспомним главный вопрос урока Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. -Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова в учебнике упражнение №17. Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения. (фиксируем на доске) 1.Нахожу имя существительное 2. Ставлю в начальную форму 3. Задаю вопрос кто? или что? 4. определяю, обозначает живой или неживой предмет -Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей» | -читают на доске Составляют алгоритм: 1 ученик работает у доски, остальные – в парах. Представляют свои алгоритмы, сравнивают, приходят к единому мнению оценивают |
Закрепление найденного способа | Упражнение №15 в учебнике, стихотворение А. С. Пушкина, прочитайте. -Какое настроение вызвало стихотворение? -Что представили? -Легко ли будет выполнить задание? -В чём трудность? -Когда жил Пушкин? Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке «Цепочкой» определяют одушевлённость – неодушевлённость имён существительных. -Оцените свою работу на данном этапе | Прочитывают Делятся впечатлениями Не понятен смысл некоторых слов. В 18 веке, находят пояснение в учебнике об устаревших словах. Работают со словарём. Оценивают, если у ребёнка затруднение, учитель работает с ним индивидуально |
Физминутка | Проводится под музыку, используются слайды | |
Самостоятельная работа | - С какой целью проводим самостоятельную работу? - Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам Карточка №1 Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист. Карточка № 2 Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: Девочка смотрит в окно и любуется красотой! На солнце сверкает иней. Вот пролетела синичка. На ветке нахохлился воробышек. Проверим по слайдам. Оцените свою работу (критерии оценивания – на слайде) | Уточняют цель работы Выбирают, выполняют индивидуально Оценивают |
Итог и рефлексия | Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог. -Каков был главный вопрос нашего урока? - Нашли ответ на него? -Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы: Я узнал … Я вспомнил… Я тренировался … Я горжусь … | Вспоминают, называют Проговаривают алгоритм |
Д. З. стр. на выбор оценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...
Открытый урок по русскому языку " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Открытый урок на тему: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс
Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс...
Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"
УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"
Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"...
Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....