Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Могилевцева Маргарита Петровна

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mogilevtseva_m._p.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока  по русскому языку в 3 классе

Авторы  учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

УМК «Школа России»

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

      Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их;

познакомить с устаревшими в нашем языке словами и сферой их употребления.

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку.

Технические средства обучения

  • Презентация PowerPoint.
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки для самостоятельной работы
  • учебник

                                         

Урок  разработала и провела

Могилевцева Маргарита Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «Михайловская  СОШ»

Усть-Калманский район

Алтайский край

2013 год

                                                                 Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный и

мотивационный

-Здравствуйте, ребята.

-Тихо садимся, проверяем свою посадку.

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы: Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?



-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?


-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.

-С чего начнём работу?


-С какой целью её проводим?




Догадайтесь, какие буквы будем писать:

-буква,которая в 1слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в словах Россия, Родина

- буква, которая во 2слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в слове дорогая

-Посмотрите на слайд, догадались мы? ---Запишите.


-Что предлагаете оценить в нашей работе?





-оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»:зелёный –всё хорошо, легко

Жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь

Приветствуют учителя









формулируют

-Знание русского языка



Каждый осмысливает






-С минутки чистописания (обязательный элемент урока в УМК «Школа России»

-тренируемся писать правильно, красиво.




-Р заглавная



Р строчная


Сверяют свои предположения

Пишут

Предлагают оценить: аккуратность  выполнения, правильность написания и т. д.

(выбирают критерий оценивания)






оценивают

Актуализация

знаний

-Прочитайте слова на слайде: кот, самолёт, пальто, отец

- что объединяет эти слова?

-Что знаем об именах существительных?




-Работая  в паре,  распределите слова в две группы.



-Представьте свои группы слов. Объясните, по какому принципу делили?



-Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей»



-это имена существительные.

Называют грамматические признаки имени существительного

(фиксируем на доске «паучком понятий»

Договариваются, распределяют.



Отвечают, аргументируют

Обозначают живые или неживые предметы


Оценивают, аргументируют

Целеполагание

-Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?

-Чему будем учиться по этой теме?

-Давайте уточним главный вопрос на который нам нужно ответить ( в учебнике)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Ставят цели


-читают в учебнике: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Планирование

-Цель обозначена. Планируем нашу работу.




-Вперёд, за открытием!

(фиксируем на доске):

1. Делаю открытие

2. Закрепляю

3. Самостоятельная работа

4. Итог

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?

Где можем уточнить?



-Похвалите себя аплодисментами за эту работу.







Вслушиваются в слова, выделяют корень-душа. Высказывают предположения.


Уточняют в толковом словаре значения слов, в учебнике вычитывают правило. Сравнивают со своими предположениями.




-хлопают

Поиск решения

- Вспомним главный вопрос урока

Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

-Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова в учебнике упражнение №17.

Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.





(фиксируем на доске)

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. определяю, обозначает живой или неживой предмет

-Оцените свою работу на данном этапе по принципу «трёх карандашей»

-читают на доске














Составляют алгоритм:

1 ученик работает у доски, остальные – в парах.

Представляют свои алгоритмы, сравнивают, приходят к единому мнению







оценивают

Закрепление найденного способа

Упражнение №15 в учебнике, стихотворение А. С. Пушкина, прочитайте.

-Какое настроение вызвало стихотворение?

-Что представили?

-Легко ли будет выполнить задание?

-В чём трудность?

-Когда жил Пушкин?


Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке

«Цепочкой»  определяют одушевлённость – неодушевлённость  имён существительных.

-Оцените свою работу на данном этапе

Прочитывают




Делятся впечатлениями





Не понятен смысл некоторых слов.


В 18 веке, находят пояснение в учебнике об устаревших словах.



Работают со словарём.






Оценивают, если у ребёнка затруднение, учитель работает с ним индивидуально

Физминутка

Проводится под музыку, используются слайды

Самостоятельная работа

- С какой целью проводим самостоятельную работу?

- Перед вами на столе карточки двух цветов. Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.


Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые

имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

Проверим по слайдам.

Оцените свою работу (критерии оценивания – на слайде)

Уточняют цель работы











Выбирают, выполняют индивидуально










Оценивают

Итог и рефлексия

 Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог.

-Каков был главный вопрос нашего урока?

- Нашли ответ на него?


-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:

Я узнал …

Я вспомнил…

Я тренировался …

Я горжусь …




Вспоминают, называют


Проговаривают алгоритм

Д. З. стр.  на выбор

 оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...

Открытый урок по русскому языку " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Открытый урок на тему: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс...

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"

УМК "Школа России" 2 класс Тема: "Одушевленные и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....