Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Михалёва Лариса Павловна

    Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cheredovanie_v_3_klasse.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе

    ( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 3 класс» А.В.Поляковой)

    «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

    Учитель начальных классов

    МБОУ «НОШ №31»

    I квалификационная категория

    Михалёва Лариса Павловна

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель: создать условия для формирования представлений о понятии «чередование  согласных в корне», умений находить эти согласные.

    • ПРЕДМЕТНЫЕ:

          -   Продолжать формирование  умений подбирать однокоренные слова, способствовать тренировке навыков образования однокоренных слов чередованием согласных;

    -   Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах, суффиксов;

          -  Развивать орфографическую зоркость.

    • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
    • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
    • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
    • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
    • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
    • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
    • ЛИЧНОСТНЫЕ:

    Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.

    Сценарий урока

    Этапы урока

    Цели этапа

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    УУД, формирующиеся на данном этапе

    1.        Мотивация к учебной деятельности.

    1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

    2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

    3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.


    Дети стоят в центре класса, образуя два круга.

    Игра «Обмен настроением»

    - Возьмите друг друга за руки.

    - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний)

    - Повторяйте за мной:

    Мы внимательные!

    Мы старательные!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится!

    - Спасибо, ребята, садитесь.

    На доске – деформированная пословица:

    Без труда не достать и рыбку из пруда.

    -Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

    -Как вы понимаете её смысл?

    -Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку?

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    2.  Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

    1. Чистопи-сание
    2. Повторе-ние изученно-го о частях слова и о частях речи

    1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

    2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

    3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение.

    На доске:

    тр рр пр

    Без труда не достать и рыбку из пруда.




    - Вспомните, чему мы учились на прошлых уроках. (Находили корни и суффиксы в словах.)

    - Что такое корень?

    - Что такое суффикс?

    - Выделите корни у существительных в пословице.

    - О каких частях слова будем говорить сегодня на уроке, как вы думаете? (О корнях и суффиксах.)

    Игра «Мастерская слова»

       Для игры понадобятся 2 коробки: «Корни» и «Суффиксы».  В них находятся карточки с частями слов с магнитами на обратной стороне, чтобы можно было крепить на доску.

    Дети по очереди подходят к коробкам, выбирают по 1 карточке из каждой коробки и составляют  слово. Где необходимо, дописывается окончание. Остальные записывают получившиеся слова в тетрадь, выделяют корни и суффиксы.

    Сахарок, сухарик, котик, холодок, уголёк, домик, доченька.

    - Назовите суффиксы, которые нам понадобились для образования слов. (-ок, -ик, -ёк, -еньк-)

    - Что вы знаете об этих суффиксах?

    Познавательные:

    общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

    логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

    контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

    Коммуникативные:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

    3. Постановка проблемы.




    1. Наблюдение за чередованием согласных в корнях слов
    2. Вывод о расхождении в написании корней родственных слов

    1) организовать работу в группах;

    2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

    3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

    4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.


    - Итак, мы с вами решили, что будем на уроке говорить о корнях и суффиксах.

    - Напомните мне, что такое корень?

    - А что вы знаете о родственных словах?

    Физкультминутка

    - Сейчас вы будете работать в группах: каждая группа получает задание – подобрать родственные слова к данному слову.

    - Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

    Слова для групп: свет, снег, друг, река.

    - Постарайтесь подобрать родственные слова разных частей речи.

    Свет – свеча, освещение, светит, засветился, светлячок, свечение.

    Снег – снеговик, снежок, снежный, Снегурочка, заснеженный.

    Друг – дружок, дружба, дружить, подруга, дружбан, подружился.

    Река – речной, речушка, речка, заречье, реченька.

    Обучающиеся пишут слова фломастерами на листах, клеят их на плотные листы А3, затем при защите своей работы вывешивают на доску или стенд.

    - Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов?

    Почему?

    В корнях  родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.

     

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

    Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    4.  Построение проекта выхода из затруднения.

    Организовать построение проекта выхода из затруднения:

    1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;

    2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

    3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

    4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

    5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.

    - Итак, уточним тему нашего урока:

    «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

    (Постепенно открывается запись на доске.)

    - На сегодняшнем уроке мы продолжим образовывать новые слова при помощи суффиксов,  но ещё будем наблюдать процесс чередования согласных.

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения

    5. Реализация построенного проекта.

    1.  Работа с учебником. Наблюдение за чередова-нием соглас-ных в корнях слов
    2. Вывод правила



    - Учебник с.39 упр.60 (частично).






    - Попробуйте сформулировать правило о чередовании согласных.

    - В какой части слова происходит чередование?

    - Всегда ли это происходит? Со всеми словами?

    В корнях  родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.

    - Сравните наш вывод с правилом учебника. (с.40)

    Коммуникативные:

    управление поведением партнера: умение выражать свои мысли

    6. Первичное закрепление

    Орфографическая работа

    1. создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи;
    2. закрепить умение писать словарные слова и подбирать к ним однокоренные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного оттенка

    3) повторить правило чередования согласных в корне слова;

    4) тренировать орфографическую зоркость.

    - Обратите внимание: по классу развешаны слова. Что можете о них сказать? (Это словарные слова.)

    К.блук, .рех. сах.р,б.зар, к.р.ндаш, ф.нарь, в.гон.

    По цепочке дети подходят к слову, снимают его. Комментируют написание, образуют родственное слово при помощи уже изученных суффиксов:

    Каблук – каблучок, орех – орешек, сахар – сахарок, базар – базарчик, карандаш – карандашик, фонарь – фонарик, вагон – вагончик.

    - В какой паре слов в корне происходит чередование согласных?

    Регулятивные: оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

    Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Дифференцированная творческая работа

    1. организовать самопроверку и самооценку учащимися умения  выделять чередующиеся согласные;
    2. организовать самостоятельную разноуровневую творческую работу обучающихся

    Задания двухуровневые. I уровень:

    На карточках по 3 родственных слова. Н-р, друг, дружные, друзья; смех, смешной, смешинка; горох, горошек, гороховый; пух, пуховый, пушок; река, речной, речка. Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. Подчеркните чередующиеся согласные.

    II уровень: Подберите родственные слова к данным. Подчеркните чередующиеся согласные.


    Смех, пух, шаг, рука.

    Коммуникативные:

    управление поведением партнера: умение выражать свои мысли

    Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

    Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    8. Рефлексия УД на уроке

    1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

    2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

    3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

    4) обсудить и записать домашнее задание.

    - Подведём итог урока, используя выражения

    Я узнал

    Я вспомнил

    Я научился

    - Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались.

    Оцените свою работу на уроке.

    Познавательные:

    общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

    9. Домашняя работа

    С. 40 упр.61, правило


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

    Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

    Урок русского языка по теме "Орфограммы в корне слова" 2 класс

    В уроке используются разные приемы для развития орфографической зоркости....

    Урок русского языка в 3 классе "Чередование звуков в корнях слов при их образовании"

    Урок в системе РО Л.Занкова, соответствует ФГОС второго поколения....

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...

    Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

    Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....