Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Баранова Татьяна Александровна

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2011.docx62.9 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

170 часов – 5 часов в неделю

Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку

4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе С.В.Иванова. Русский язык. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд., дораб. и доп. -М.: Вентана-Граф, 2009.

Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

  • для учащихся:

Учебник:   С.В. Иванов, М.И.Кузнецова,  Л. В. Петленко, В.Ю.Романова  « Русский язык» 4 класс.

Рабочая тетрадь: М.И. Кузнецова. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь №1,2 для учащихся 4 класса. -М.: Вентана-Граф, 2010

  • для учителя:

Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под ред. Л. Е. Журовой. -М.: Вентана-граф, 2001.

Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/Под ред. С. В. Иванова. -М.: Вентана-Граф, 2004.

Русский язык. 4класс: поурочные планы/авт. С. А. Привалова. -Волгоград: Учитель, 2007.

          Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

         

                       Целями  обучения  русскому  языку  являются:


• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке: формирование у них научного представления о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира;
• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
• развитие устной и письменной речи учащихся;
• развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

       

В программе курса «Русский язык» выделяют  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

1.Фонетика

2.Состав слова  

3.Морфология

Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Блок «Развитие речи»

        Такое структурирование курса позволяет:

-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

        К концу обучения в четвёртом классе учащиеся должны:

называть:

изученные части речи;

значимые части слова;

различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
предлог и приставку;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не
 с глаголами;

безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

словарные слова, определённые программой;

знаки препинания в  конце предложения (точка, вопросительный  и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность: различать, сравнивать:

слово и предложение;

многозначные слова, синонимы, антонимы;

наречие, имя числительное;

простое и сложное предложения;

текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

проводить фонетический анализ слова и разбор слова  по  составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические  признаки);
разбирать простое предложение по членам;

суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
                                                                           

Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Печатные пособия

Демонстрационный материал:

- предметные картинки,

- перфокарты,

- таблицы «Словарные слова»

- карточки с заданиями.

Демонстрационные пособия:

- таблицы демонстрационные «Русский язык 4 класс».

3.    Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

 тренажеры по русскому языку;

 Интернет-сайты:

www.solnet.ru

www.festival.ru

www.kulichiki.ru

№ урока

содержание урока

количество часов

дата проведения

основные термины и понятия

примечания

самостоятельная практическая работа учащихся

1

Повторение. Пишем письма.

1

02.09.

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного.

2

Повторяем фонетику и словообразование

1

05.09.

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов

3

Вспоминаем изученные орфограммы

1

06.09.

Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм

4

Вспоминаем изученные орфограммы

1

07.09.

Тренировочные упражнения.

5

Повторение

1

08.09.

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок. Работа с рубрикой «Обрати внимание»

6

Повторяем признаки имени существительного

1

09.09.

Работа в парах: род имени   существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имён существительных – работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору

7

Повторяем правописание окончаний

имен существительных 1 склонения

1

12.09.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний

имен существительных 1 склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

8

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2 склонения

1

13.09.

Обсуждение вопросов рубрики «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2 склонения. Подготовка к диктанту

9

Повторяем правописание окончаний имен существительных З склонения

1

14.09.

Выбор имен существительных З склонения. Подготовка к письму под диктовку и к словарному диктанту

10

Пишем письма

1

15.09.

Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание: постскриптум и его роль в письме.

11

Пишем письма

1

16.09.

Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь

12

Морфологический разбор имени существительного

1

19.09.

Повторение признака одушевленности—неодушевленности имен существительных в рубрике  «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания

13

Морфологический разбор имени существительного

1

20.09.

Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе. Работа с трудным заданием и по выбору

14

Педагогическая диагностика успешности обучения

1

21.09.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

15

Правописание

безударных падежных окончаний имен существительных

1

22.09.

Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно»

16

Рассуждение

1

23.09.

Коллективная работа с текстом-рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения

17

Повторяем признаки имени прилагательного

1

26.09.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни»  признаки имени прилагательного как части речи. Решение проблемной задачи в рубрике «давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое»

18

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

27.09.

Работа с рубрикой «Вспомни». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту

19

Морфологический разбор имени прилагательного

1

28.09.

Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору

20

Морфологический разбор имени прилагательного

1

29.09.

Тренировочные упражнения: корректирование неправильного употребления имен прилагательных, группировка, анализ ошибок в морфологическом разборе. Работа по выбору, в парах и с трудным заданием

21

Диктант (текущий) по теме «Повторение изученных орфограмм. Орфограммы в окончаниях имен существительных и прилагательных»

1

03.10.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

22

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

04.10.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

23

Типы текста

1

05.10.

Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях.

24

Буквы О — Ё после шипящих и Ц

1

06.10.

Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни», анализ правила — работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами О — Е, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой О после шипящих

25

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих»

1

07.10

Анализ выводов о написании Ь после шипящих (рубрика «Вспомни»). Распределение слов по группам и запись в таблицу: с Ь и без Ь.

26

Повторяем местоимение

1

10.10.

Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни»). Наблюдение над языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»:

имена, пришедшие из латинского языка

27

Орфограммы приставок

1

11.10.

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-

28

Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки

1

12.10.

Подбор примеров слов с Ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный Ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т.д. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных

29

Обучающее изложение «Кошки»

1

13.10.

Работа с рубрикой «Вспомни». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти

30

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Разбор по членам предложения.

1

14.10.

Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение над материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору

31

Синтаксический анализ предложения

1

17.10.

Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам. Обсуждение материала рубрики »Обрати внимание» и алгоритма синтаксического анализа предложения. Упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа по выбору и с трудным заданием

32

Синтаксический анализ предложения

1

18.10.

Тренировочные упражнения. Обсуждение рубрики «Вспомни»: предложения с однородными членами. Исправление ошибок в разборе и синтаксическом анализе предложений. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

33

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

19.10.

Наблюдение над языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни»). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство.

34

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

20.10.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: знаки препинания в предложениях с обобщающим словом. Упражнения на отработку правила

35

Синтаксический анализ предложения

1

21.10.

Тренировочные упражнения. Работа с трудным заданием

36

Деление текста на абзацы

1

24.10

Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях

37

Итоговая контрольная работа по теме: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения»

1

25.10.

самостоятельная работа, самопроверка

38

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

1

26.10.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

39

Глагол

1

27.10.

Обобщение известных сведений о глаголе — рубрика «Вспомни». Наблюдение над языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору

40

Глагол как часть речи

1

28.10.

Работа с рубрикой «Вспомни»: определение рода и числа у глаголов. Проблемный вопрос в рубрике  «Давай подумаем», анализ языкового материала. Коллективная работа с рубрикой «Тайны языка». Обсуждение алгоритма определения вида глагола. Работа в парах

41

Контрольный диктант  за I четверть по блоку «Правописание»

1

07.11.

самостоятельная работа

42

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

08.11.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

43

Обучающее изложение «Журавли»

1

09.11.

Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста

самопроверка

44

Правописание приставок в глаголах

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

10.11.

Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный Ъ в глаголах. Составление слов с приставками

45

Правописание приставок в глаголах

1

11.11.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

46

Правописание не с глаголами

1

14.11.

47

Вид глагола

1

15.11.

Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации. Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка

48

Начальная форма глагола

1

16.11.

Наблюдение над материалом рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами   -ть,  -ти

49

Личные формы глагола

1

17.11.

Обсуждение рубрик «Вспомни», «Давай подумаем», «Обрати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение над окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору

50

Лицо и число глаголов

1

18.11.

51

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

21.11.

Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием

52

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

22.11.

Наблюдение над языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с Ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих»  (изученные случаи)

53

Сочинение-описание «Белка»

1

23.11.

Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (Ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку

54

Правописание  –ться и  –тся в глаголах.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

24.11.

Работа с рубрикой «Обрати внимание». Фронтальная работа: выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста

55

Правописание –ться и –тся в глаголах

1

25.11.

Наблюдение над языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения; классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]).

56

Правописание –ться и –тся в глаголах

1

28.11.

Обсуждение материала рубрики «Давай подумаем». Отработка алгоритма применения правила. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно»

57

Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»

1

29.11.

Повторение алгоритма применения правила.

Тренировочные упражнения. Работа с трудным заданием

58

Работа над ошибками, допущенными в работе

1

30.11.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

59

Связь абзацев в тексте. Обучающее изложение «Осиновый лист»

1

01.12.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

60

Спряжение глаголов

1

02.12.

Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение

61

Спряжение глаголов

1

05.12.

Наблюдения над окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу. Работа в парах и по выбору. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»

62

Спряжение глаголов

1

06.12.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение над разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору

63

Правописание глаголов

1

07.12.

Наблюдение над глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору

64

Обучающее сочинение «Сирень и рябина», основанное на приеме противопоставления в тексте

1

08.12.

Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка»

65

Правописание безударных окончаний глаголов. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

09.12.

Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях

66

Правописание безударных окончаний глаголов

1

12.12.

Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний 1 и 2 спряжения. Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку. Подготовка к словарному диктанту

67

Правописание безударных окончаний глаголов

1

13.12.

Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»

68

Правописание безударных окончаний  глаголов

1

14.12.

Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста

69

Роль слов в тексте

1

15.12.

Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту

70

Контрольное списывание по теме «ь после шипящих в глаголах.

–ться, - тся в глаголах. Безударные личные окончания глаголов»

1

Обсуждение рубрики «Вспомни»: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приема построения текста

71

Работа над ошибками, допущенными при списывании

1

16.12.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

72

Итоговая контрольная работа за первое полугодие по теме «Повторение изученного в I и II четвертях»

1

19.12.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

73

Правописание глаголов. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

20.12.

самостоятельная работа, самопроверка

74

Правописание глаголов.

1

21.12.

Упражнения на определение спряжения глаголов, начальной формы

75

Правописание глаголов.

1

22.12.

Упражнения на определение спряжения глаголов, начальной формы

76

Педагогическая диагностика успешности обучения

1

23.12.

Работа с глаголами-исключениями

77

Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в I 1и II четвертях»

1

26.12.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

78

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

27.12.

самостоятельная работа

79

Настоящее время глагола

1

28.12.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

80

Правописание суффиксов глаголов

1

12.01.

Сравнения языкового материала в рубрике  «Давай подумаем». Обсуждение рубрики »Тайны языка», работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору

81

Прошедшее время глагола

1

13.01.

Наблюдения над языковым материалом в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление

82

Прошедшее время

1

16.01.

Обсуждение материала рубрик «давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

83

Правописание суффиксов глаголов

1

17.01.

Наблюдение над формами глаголов в рубриках  «Обрати внимание» и «давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка».

84

Будущее время глагола

1

18.01.

Работа по выбору и с трудным заданием

85

Правописание суффиксов глаголов

1

19.01.

Проблемный вопрос в рубрике «давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм

86

Изменение глаголов по временам

1

20.01.

Работа со схемой в рубрике «Вспомни». Выведение правила об образовании форм будущего времени («давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание

87

Изложение с элементами сочинения

1

23.01.

Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение над языковым материалом в рубрике

«Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту

88

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

24.01.

Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «давай подумаем» и «Обрати внимание., формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием

89

Условное наклонение глагола

1

25.01.

Индивидуальная работа с текстом. Пересказ текста от 1-го лица с элементами сочинения. Анализ и исправление речевых ошибок в предложениях

90

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

26.01.

Урок повышенной сложности. Введение понятий изъявительное, повелительное и условное наклонения на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонения). Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные — по выбору

91

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

27.01.

Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные — по выбору

92

Обучающее сочинение-повествование «Сугроб с хоботом»

1

30.01.

Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту

93

Повелительное наклонение глагола. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

31.01.

Выполнение упражнений на повторение ранее изученных орфограмм. Проведение словарного диктанта

94

Повелительное наклонение глагола

1

01.02.

Коллективная работа с текстом учебника. Составление плана для продолжения рассказа. Написание продолжения рассказа В. Драгунского. Чтение и обсуждение работ учащихся. Сравнение детских работ и авторского текста

95

Словообразование глаголов

1

02.02.

Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. Знакомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнение упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение над языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору

96

Обучающее сочинение-повествование «Сказка про деда Мороза»

1

03.02.

Наблюдение над языковым материалом: знакомство с еще одним способом образования формы повелительного наклонения (сложная форма). Работа в парах и индивидуальная работа. Работа над исправлением ошибочных высказываний (коллективно). Решение  проблемной ситуации  (рубрика «давай подумаем»)

97

Глагол в предложении. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

06.02.

Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2-м классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое»

98

Глагол в предложении.

1

07.02.

Чтение и обсуждение текста учебника. Обсуждение вопросов: «К какому типу текста относится история (описание, повествование, рассуждение)? Сочинение это или изложение?» Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т.д. Написание сказки

99

Правописание глаголов

1

08.02.

Наблюдение над языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика).

100

Правописание глаголов

1

09.02.

Выполнение тренировочных упражнений

101

Работа над правильностью и точностью письменной речи

1

10.02.

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил.

102

Морфологический разбор глагола

1

13.02.

Выполнение тренировочных упражнений

103

Диктант (текущий) по теме «Глагол»

1

14.02

Подведение итогов конкурса «Сказка про деда Мороза». Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передается разговор двух людей). Ознакомление с понятием «монолог», «диалог». Работа над исправлением приведенных речевых ошибок в высказываниях

104

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение (проверь себя)

1

15.02.

Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение проблемы: «Какие признаки глагола являются неизменными?» Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола

105

Обучающее изложение

1

16.02.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

106

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Наречие.

1

17.02.

Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах . Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

107

Наречие.

1

20.02.

Урок повышенной сложности. Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3 лица. Написание краткого изложения. Сравнение и анализ приведенных в учебнике детских работ с изложениями учеников класса. Выявление достоинств и недостатков текстов

108

Наречие

1

21.02.

Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдения над языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия.

109

Правописание гласных на конце наречий

1

22.02

Выполнение тренировочных упражнений

110

Наречие

1

24.02.

 Наблюдения над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение

111

Как образуются наречия

1

27.02.

112

Обучающее  мини-сочинение «Зимний день»

1

28.02.

Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать словосочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний (коллективная работа)

113

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Морфологический разбор наречий.

1

29.02.

Наблюдения над языковым материалом: сопоставление качественных имен прилагательных и образованных от них наречий. Формулирование выводов на основе наблюдения. Выполнение тренировочных упражнений

114

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

1

01.03.

Коллективная работа с текстом учебника: чтение, озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений. Ответ на вопрос: « Зачем автор использует образные выражения в тексте?» Коллективное обсуждение: «Какие еще слова и выражения можно использовать в описании природы зимой?» Индивидуальная работа: написание мини-сочинения на тему «Зимний день»

115

Мягкий знак на конце слов после

шипящих

1

02.03.

Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем»). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий

116

Мягкий знак на конце слов после шипящих

1

05.03.

Наблюдения над языковым материалом: правописание наречий на шипящую. Коллективное обсуждение правила.

Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы

117

Обучающее  сочинение-повествование  «Зайчонок» по заданному плану

1

06.03.

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы

118

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Имя числительное.

1

07.03.

самостоятельная работа

119

Имя числительное. Изменение имён числительных

1

09.03.

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа)

120

Слитное и раздельное написание числительных

1

12.03.

Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и различать порядковые и количественные имена числительные. Введение понятий «простое»,

«сложное» и «составное»  числительное.

121

Правописание мягкого знака в именах числительных

1

13.03.

Упражнение в определении состава данных имен числительных.

122

Итоговая контрольная работа по теме «Глагол», «Наречие».

1

14.03.

Запись числа словами

123

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Работа с текстом.

1

15.03.

Наблюдения над языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил

самостоятельная работа, самопроверка

124

Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в III четверти»

1

16.03.

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос: «В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова?»  Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила

125

Изменение имен числительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

19.03.

126

Изменение имен числительных.

1

20.03.

Коллективная работа с рубрикой «Обрати внимание». Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов

127

Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных

1

21.03.

128

Правописание числительных

1

22.03.

Наблюдения над языковым материалом. Ответ на вопрос: «Как изменяются имена числительные?» Сравнение склонения имен числительных со склонением прилагательных и существительных. Формулирование выводов. Наблюдение над изменением сложных порядковых и количественных числительных. Выполнение упражнений по выбору учителя. Наблюдение над изменением числительных «один», «два» и «оба». Тренировочные упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

129

Обучающее сочинение-рассуждение «Народные приметы»

1

04.04.

130

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

05.04.

Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: «На склонение каких частей речи похоже склонение количественных числительных?» Коллективная работа с материалом рубрики «Тайны языка». Выполнение упражнений (фронтальная работа). Сравнение склонения порядковых имен числительных со склонением имен прилагательных. Формулирование выводов. Коллективное выполнение тренировочных упражнений

131

Имя числительное в предложении

1

06.04.

Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных («Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных», «Правописание падежных окончаний числительных»)

132

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

1

09.04.

Чтение и анализ текста учебника. Выявление особенностей построения данного текста. Проведение игры-соревнования «Кто знает больше народных примет?». Выбор наиболее ярких, выразительных примет. Самостоятельная работа: написание рассказа-описания, в основе которого лежит народная примета. Анализ детских работ

133

Словосочетание

1

10.04.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

134

Словосочетание

1

11.04.

Анализ языкового материала: имя числительное как член предложения. Выполнение тренировочных упражнений на нахождение числительных в тексте и определение их синтаксической функции

135

Слово. Словосочетание. Предложение

1

12.04.

Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи

136

Обучающее  сочинение-рассуждение.

1

13.04.

Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и несловосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании

137

Правописание слов в словосочетаниях. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

16.04.

Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и несловосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании

138

Связь слов в словосочетании: согласование

1

17.04.

Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: Что общего и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний

139

Правописание словосочетаний с типом связи согласование

1

18.04.

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту

140

Связь слов в словосочетании: управление

1

19.04.

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний

141

Правописание словосочетаний с типом связи управление

1

20.04.

Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными?* Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения

142

Обучающее сочинение-повествование «В нашем классе»

1

23.04.

Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил.+ нескл. сущ., сущ.+ порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм

143

Связь слов в словосочетании: примыкание. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

24.04.

Наблюдения над языковым материалом. Ответ на вопрос: *Меняется ли форма зависимого слова при изменении фор- мы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом

144

Правописание словосочетаний с типом связи примыкание

1

25.04.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2 лица ед.ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях

145

Правописание словосочетаний с типом связи примыкание

1

26.04.

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Индивидуальная работа: выполнение задания к упражнению 1. Сравнение и обсуждение результатов работы

146

Словосочетание в предложении

1

27.04.

Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения

147

Контрольное списывание по теме «Правописание слов в словосочетании»

1

30.04.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий). Письмо по памяти. Подготовка и проведение словарного диктанта

148

Работа над ошибками, допущенными при списывании

1

02.05.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание глаголов, числительных, наречий). Письмо по памяти.

самостоятельная работа

149

Обучающее  сочинение-рассуждение

1

03.05.

Введение понятия о словосочетании как строительном материале распространенного предложения. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы имени существительного (выбор падежа и предлога) в словосочетания с типом связи управление

150

Сложное предложение.

Работа над ошибками, допущенными при списывании.

1

04.05.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

151

Как связаны части сложносочиненного предложения

1

07.05.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

152

Знаки препинания в сложном предложении

1

08.05.

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту

153

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

10.05.

Наблюдение над языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнение на нахождение сложного предложения в тексте. Анализ языкового материала. Ответ на вопрос: в каких сложных предложениях можно задать вопрос от одной части речи к другой? Введение понятий «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложения. Знакомство и овладение алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Знакомство со схемами сложных предложений

154

Обучающее сочинение-описание «Дым столбом»

1

11.05.

Наблюдение над языковым материалом (рубрика «Давай подумаем»): союзы «и», «или» в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы «и», «или», «а», «но». Знакомство с сочинительными союзами «зато», «однако», «да»

155

Как связаны, части сложноподчиненного предложения.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

14.05.

Наблюдение над языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом (рубрика «Тайны языка»). Знакомство и овладение алгоритмом постановки запятой между частями сложносочиненного предложения. Тренировочные упражнения: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом

156

Контрольное изложение

1

15. 05.

Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении

157

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

16.05.

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся

158

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

1

17.05.

Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: «Можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку?» Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой

159

Итоговая контрольная работа за II полугодие по блоку «Как устроен наш язык»

1

18.05.

Подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись текста по памяти.

160

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

1

21.05.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

161

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

22.05.

Наблюдение над языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений)

162

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

23.05.

Наблюдение над языковым материалом: постановка запятой в сложноподчиненном предложении.

163

Обучающее сочинение «Мальчики»

1

24.05.

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок». Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка»). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами.

164

Сложное предложение.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

1

28.05.

165

Контрольный диктант по теме «Орфографические и пунктуационные правила»

1

29.05.

Наблюдение над языковым материалом: постановка запятой в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка»). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [, ( ),].

коллективная работа

166

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

30.05.

Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку

167

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

31.05

Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся

168

Повторение и обобщение изученного материала

1

Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами

169

1

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок».

170

Повторение и обобщение изученного материала

1

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении

Работа в тетради «Учусь писать без ошибок».

Творческие речевые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по русскому языку 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века)

Рабочая  программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века) рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, ра...