Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Склонений – три. А спряжений?» 4 класс УМК «Гармония»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

2. Методическая характеристика учебного занятия

Данный урок по русскому языку разработан по УМК «Гармония» для  учащихся  4 класса. При планировании урока применен деятельностный метод, при котором учащиеся  самостоятельно добывают знания под руководством учителя.  Урок имеет следующую структуру:

- организационный момент (самоопределение к деятельности). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приемы работы: пожелания удачи учащимся и друг и другу, девиз урока.

 

- стадия вызова. Цель: 1. Побуждение имеющихся знаний; 2. Побуждение к получению новой информации. На данной стадии ученики вспоминают, что им известно об имени существительном и глаголе, систематизируют информацию (составление кластера), т.е, используется прием «составление списка известной информации». Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах.

 

-  стадия осмысления. Цель: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией (спряжение глагола), постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».  На данной стадии осуществляется поиск на поставленные ответы, под руководством учителя. Методы: самостоятельная работа, подводящий к теме диалог, работа в парах.

- стадия  рефлексии. Цель: проверка приобретенных знаний. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Используемые приемы и методы: самостоятельная работа, тестирование, ответы на поставленные вопросы.

- подведение итогов работы.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения,  позволяет не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Материалы данного урока мною апробированы на  учащихся 4 класса по УМК «Гармония». План-конспект можно использовать при проведении уроков по данной теме по различным УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока408.5 КБ
Office presentation icon презентация325 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вознесенское Амурского муниципального района Хабаровского края

Конспект урока по русскому языку

Тема урока:

 «Склонений – три. А спряжений?»

4 класс

УМК «Гармония»

Учитель  начальных классов

Ермохина Людмила Андреевна


Тема урока: Склонений – три. А спряжений?

Цель урока для учащихся: продолжить формирование умений самостоятельно работать с информацией, текстом, делать выводы, выделять главное, обобщать, сравнивать, участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, аргументировать,  участвовать в обсуждении.

Цель урока для учителя: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способов спряжения глагола; развитие коммуникативных, организационных, информационных компетенций.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания об имени существительном и глаголе;
  2. Организовать деятельность по определению способов  спряжения глаголов;
  3. Отрабатывать теоретические знания о спряжении глаголов  при выполнении упражнений.

Планируемые результаты:

  1. Умение определять учащимися темы и цели урока;
  2. Выбирать действия по достижению цели;
  3. Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
  4. Умение спрягать глагол.

Используемые образовательные технологии: технология критического мышления.

 Оборудование:

Учебник: Автор. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. «Русский язык», рабочая тетрадь к комплекту, набор карточек,  кластер, презентация, мультимедийная установка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.  

Приветствие учителя.  Предлагаю повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошего настроения себе и товарищам на уроке.

Вопрос к учащимся:  как Вы думаете, что нам пригодится для успешной работы на уроке (ученики высказываются).

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».


Структура урока:

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Стадия вызова

1. Побуждение имеющихся знаний;

2. Побуждение к получению новой информации

Класс делится на 3 группы.  1 группа – учащиеся, сидящие на 1 ряду, 2 группа – учащиеся, сидящие на втором ряду, 3 группа - учащиеся, сидящие на 3 ряду.  Каждой группе раздаются карточки - задания, на которых записаны слова (все слова написаны одним шрифтом):

  1. Защитить, заботиться, смелость, сделать.
  2. Улыбка, смеяться, радоваться, улыбаться.
  3. Веселиться, настроение, плакать, грустить.
  4. Кричать, звать, прикрикнуть, крик.

(Цветом  выделены правильные ответы)

Задание:

1. Найдите лишние слова (выделены цветом);

2. Объясните, почему вы выбрали эти слова?

1. Выполняют задания.

2. Отчёт групп о результатах работы (учащиеся из каждой группы дают ответы).

3. Дискуссия учащихся  (доказывают свою точку зрения)

Актуализация знаний, необходимых для  понимания новой темы.

Каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, что забыл и что необходимо вспомнить.

Давайте проверим, верно, ли вы выбрали слова? (Слайд 3)

Самопроверка

Какой частью речи являются эти слова? (существительными);

Что такое существительное?

Ответы на поставленные вопросы.

Давайте вспомним, что мы ещё знаем об имени существительном?

Как изменяются имена существительные    по падежам? Слайд 5

Как изменяются имена существительные по числам? Слайд 6

 Как изменяются имена существительные по родам? Слайд 7

Как называется изменение существительного по падежам?

(склонение)

Сколько склонений у имен существительных? (3)

Какие? Слайд 8

Заполнение кластера (слайд 4 - 9). Каждый ученик заполняет кластер  самостоятельно (шаблон выдан каждому ученику) по заданию учителя в течение урока (в ходе совместной деятельности).

По мере заполнения кластера демонстрируются  слайды с ответами для самопроверки - 5, 6, 7, 8).

Определение темы урока

Задание:

Добавьте недостающее слово (слайд 9):

Предполагаемые ответы учащихся (пришла, стоят)

Какой частью речи оно является?

(Глагол)

 Что вы знаете о глаголе?

(слайд 10)

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Глагол - часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы что делать, что сделать, что будет делать; 2. Изменяется по временам, числам, родам, лицам.

Все глаголы изменяются по лицам?

 

Предполагаемые ответы учащихся

 (нет, глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам)

На доске записаны 2 глагола:

Несут    служат

Сравните их по плану:

время, лицо, число, окончание. 

Предполагаемые ответы учащихся:

(имеют одно лицо - настоящее, время: настоящее, число – множественное, разные окончания – ут, ют)

Работа с учебником.

С.27  - прочитать памятку

знакомятся с памяткой (личные окончания каждого спряжения)

Снятие  утомления, вызванное учебной деятельностью

Физкультминутка

 

Выполняют предложенные упражнения

Снятие утомления, развитие внимательности

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому

Упражнение 391 стр.26

 Выполнить задания (задания записаны в тетради – учебнике, с.27). Цель: организация усвоения нового способа действий.

Запись на доске:

1. Проспрягайте глаголы:

1 вариант -  идти, говорить

2 вариант  -  нести, замолчать.

2. Сравните окончания глаголов в одном и том же лице и числе.

3. Сформулируйте вывод

Работают в тетради – задачнике № 2 – письменно.

Два человека работают у доски (самостоятельно).

Работа с правилом учебника,  стр.27

Работа с таблицей учебника (личные окончания спряжений).

 Давайте сформулируйте  тему и цель урока?

Подсказки  для учащихся:

Предполагаемые ответы  на вопросы:

Имя существительное     -   склоняется

(изменяется) ...

(склоняются)

Глагол - склоняется  (изменяется) спрягается ...

(спрягаются)

Какова же тема урока?

Тема урока: спряжение глаголов

Попробуем определить цель урока.

Цель урока: узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы

Сколько спряжений у глаголов?

Предполагаемые ответы: (правильный - 2)

Заполняем последнее звено в кластере (Слайд 10)

Самопроверка (слайд 11)

Рефлексия

Проверка приобретенного знания

Первичное закрепление.

Цель: реализация способа действия.

Определение спряжения глагола по его окончанию (упражнение № 393).

1. Задания к упражнению даны в учебнике:

- Записать глаголы в два столбика:

I спряжения и  II спряжения, выделяя окончания, указывая лицо и число;

- поставить ударение и отметить все орфограммы.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают,  гонит, включите.

Самостоятельное выполнение упражнения.

Один ученик выполняет у доски (текст задания написан  на доске).

Озвучивание результатов работы ученика и проверка работы учащимися.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и класса

- Что можно сказать о глаголах по их окончаниям?

Предполагаемый ответ:

По окончанию глагола  можно определить  спряжение

Формулировка вывода

Упражнение 396.

Подбор сказуемого к подлежащему, определение спряжения, лица и числа у  глаголов.

Работа выполняется в форме эстафеты:

Эстафета «Чей ряд быстрее?» (работа в парах).

Задание:

Каждый ряд получает карточки.

1 вариант - слова  - глаголы.

2 вариант - слова существительные.

Задание:

Работая в паре к каждому подлежащему найти своё сказуемое. Над глаголами указать спряжение, лицо и число.

Работа выполняется на карточках, по окончанию работы карточка вывешивается на доску.

Награждаем победителей аплодисментами.

Самооценка результатов своей деятельности и класса

Подведение итогов урока

Прочитайте ещё раз тему урока в учебнике.

Какой вопрос вам задали авторы?

Учащиеся читают вопрос по учебнику

Ответили ли мы на вопрос автора?

Да. (Склонений три. А спряжений? - 2)

Расскажите, опираясь на правило, об окончаниях глаголов первого и второго спряжения.

Приведите примеры.

Проговаривание  нового знания (правила),  с опорой на кластер.

Слайд 11

Формулируют правило и приводят ответы

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Задание (на карточках):

Мы задумали глаголы. Определи спряжение по его окончанию:

Содержание карточки:

ете_________________________________

ишь_________________________

ите___________________________

Работа на карточках.

Проверка правильности выполнения работы с использованием таблицы, с.27 учебника (личные окончания спряжения)

Самооценка  результатов своей деятельности

2. Тест: выбрать правильный ответ (устно):

1. Глаголы:

Склоняются

Спрягаются

3. У глаголов при спряжении изменяется:

Окончание  

Основа

Самопроверка

 (учитель называет правильные ответы)

Самооценка  результатов своей деятельности

Домашнее задание.

Цель: творчески мыслить.

Самостоятельно работать. Применять полученные на уроке знания.

 стр.26,27,28 упр. 397,  399 (на выбор ученика), выучить правила.

Задания по выбору (не обязательные для выполнения):

предлагаю составить проверочную карточку для одноклассников с заданиями по данной теме.

Запись д/з

Выполнение домашнего задания

Итог урока:

Какую цель ставили?

Удалось решить?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать? 

Учитель выслушивает ответы учащихся

Самооценка  результатов деятельности своей и всего класса

Самооценивание на уроке.

Выбери ответ  и обоснуй выбор:

Сегодня на уроке:

1. Я научился…..

2. Я понял……

3. Мне было  интересно….

4. Мне было трудно ……

5. Мне еще нужно поработать…..

Выслушиваю ответы.

Удалось ли нам реализовать девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»?

Подведение итога работы на уроке.



 




2. Методическая характеристика учебного занятия

Данный урок по русскому языку разработан по УМК «Гармония» для  учащихся  4 класса. При планировании урока применен деятельностный метод, при котором учащиеся  самостоятельно добывают знания под руководством учителя.  Урок имеет следующую структуру: 

- организационный момент (самоопределение к деятельности). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приемы работы: пожелания удачи учащимся и друг и другу, девиз урока.

- стадия вызова. Цель: 1. Побуждение имеющихся знаний; 2. Побуждение к получению новой информации. На данной стадии ученики вспоминают, что им известно об имени существительном и глаголе, систематизируют информацию (составление кластера), т.е, используется прием «составление списка известной информации». Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах.

-  стадия осмысления. Цель: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией (спряжение глагола), постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».  На данной стадии осуществляется поиск на поставленные ответы, под руководством учителя. Методы: самостоятельная работа, подводящий к теме диалог, работа в парах.

- стадия  рефлексии. Цель: проверка приобретенных знаний. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Используемые приемы и методы: самостоятельная работа, тестирование, ответы на поставленные вопросы.

- подведение итогов работы.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения,  позволяет не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Материалы данного урока мною апробированы на  учащихся 4 класса по УМК «Гармония». План-конспект можно использовать при проведении уроков по данной теме по различным УМК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс УМК «Гармония» Ермохина Людмила Андреевна учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Вознесенское

Слайд 2

Склонений – три. А спряжений?

Слайд 3

Смелость Улыбка Настроение Крик

Слайд 4

Имя существительное Склонение Число Род Падеж

Слайд 5

Имя существительное Склонение Число Род Падеж и р д в т п

Слайд 6

Имя существительное Склонение Число Род Падеж и р д в т п Мн. Ед.

Слайд 7

Имя существительное Склонение Число Род Падеж м ж ср и р д в т п Мн. Ед.

Слайд 8

Имя существительное Склонение Число Род Падеж м ж ср и р д в т п 1 2 Мн. Ед. 3

Слайд 9

Добавьте недостающее слово: … суровая зима; … много снега.

Слайд 10

Глагол Время Число род м ж ср 3 2 1 Наст. Прош. Мн. Ед. Буд. ? ? ? лицо

Слайд 11

Глагол Время Число род м ж ср 3 2 1 Наст. Прош. Мн. Ед. Буд. 2 1 спряжение лицо

Слайд 12

- Как живешь? Вот так! Как идешь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Ночью спишь? Вот так! Как берёшь? Вот так! Как даёшь? Вот так! Как танцуешь? Вот так!

Слайд 13

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о словах?" (3 класс, программа "Гармония")

Урок-обобщение о морфологических признаках частей речи....

Конспект урока по русскому языку "Что мы знаем о словах?" 4 класс УМК Гармония

Тема урока: Что мы знаем о словах?Класс: 4 классУМК: «Гармония» Тип урока: Обобщение и систематизация. Цель: Систематизировать знания о роли  слова  в речи.Задачи: ...

конспект урока по русскому языку тема "Глагол как часть речи" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2классе по учебнику авторов -В.П.Канакина В.Г.Горецкий на тему:"Глаголкак часть речи"...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правопис...

Конспект урока по русскому языку Тема урока «Род имён прилагательных» 3 класс

Конспект урока по русскому языкуТема урока «Род имён прилагательных»3 классЦель - научиться определять род имён прилагательных....