Урок русского языка во 2 классе учителя начальных классов Кобыляцких Веры Станиславовны
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Кобыляцких Вера Станиславовна

Тема: Правописание парных согласных в слове.         

Цель: Закрепление умений и навыков находить в словах орфограммы и применять данное правило.

Задачи:                                                                                           

Развивающие:

  1. Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в парах.
  2. Содействовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  1. Способствовать развитию навыков правописания слов с парными согласными, развивать орфографическую зоркость при письме.
  2. Развивать фонематический слух, умения в написании слов с парной согласной.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov.urok_.doc101.5 КБ
Office presentation icon pril127.ppt673 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Новотроицкая средняя общеобразовательная   школа  Тальменского района Алтайского края

Урок русского языка во 2 классе

учителя начальных классов Кобыляцких Веры Станиславовны

Тема урока: Правописание парных согласных в корне

Тип урока: Закрепление  знаний

Технология личностно - ориентированного обучения с использованием ИКТ.

 

 Учебник С.В.Иванова 2 класс

                          УМК – «Начальная школа  21века»

                                               с.Новотроицк 2011

        

Тема: Правописание парных согласных в слове.        

Цель: Закрепление умений и навыков находить в словах орфограммы и применять данное правило. 

Задачи:                

Развивающие:

  1. Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в парах.
  2. Содействовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  1. Способствовать развитию навыков правописания слов с парными согласными, развивать орфографическую зоркость при письме.
  2. Развивать фонематический слух, умения в написании слов с парной согласной.

Воспитывающие: 

  1. Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету.

Оборудование: презентация, ноутбук, сигнальные карточки, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Орешек знаний твёрд

Но всё же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Девиз: «Хочу всё знать!»

 - Хочу всё знать!

Обеспечение мотивационной готовности и положительного настроя учащихся к работе на уроке.

Слайд 1

2. Минутка чистописания.

 - Я называю слова, а вы должны услышать звук, с которого начинается слово и записать букву, обозначающую этот звук. Соблюдайте между буквами расстояние.

 - Записываем буквы в первую строчку:

башня, весна, гусь, день, жарко, заяц – б, в, г, д, ж, з.

- Записываем буквы во вторую строчку:

парта, фикус, кино, туфли, шоколад, синица – п, ф, к, т, ш, с.

 - Назовите буквы, которые вы записали.

 - Я повторно зачитываю слова, а вы если услышите, что первый звук звучит мягко, подчёркиваете букву зелёным карандашом, если твёрдо – синим.

 - учащиеся записывают каллиграфически правильно буквы и правильно называют буквы.

Учащиеся называют звук и говорят, как подчеркнули букву.

Развитие фонематического слуха.

Слайд 2

3.Целеполагание и планирование работы.

 - Как вы назовёте эти звуки и буквы?

 - Как вы думаете, зачем они пришли к нам на урок?

- На уроке будем писать слова с парными согласными и подбирать к ним проверочные.

 - Парные звонкие и глухие согласные.

(дети высказывают свои предположения, раскрывая тему урока). Учитель обобщает ответы детей, конкретизирует тему.

Вопросы побуждают детей к определению целей и своих личностных целей.

4.Словарная работа.

 Запись на доске:

РОАДН

ЬЕТТАДР

СДОЕС

ОПОГАД

 - Какие слова зашифрованы?

 ( Запись слов с комментированием).

 - Найдите «лишнее» слово и докажите почему?

 - НАРОД

 - ТЕТРАДЬ

 - СОСЕД

 - ПОГОДА

 - На – род

слово двусложное, первый слог стоит в слабой позиции, проверить нельзя, запоминаю букву «а» в слоге «на».

- Второй слог в сильной позиции, есть орфограмма парный согласный на конце слова, можно проверить – народы, пишу букву «дэ».

(Аналогично проводится разбор остальных слов).

 - Лишнее слово – погода. В слове 3 слога и оно не относится к теме урока.

Работаем над развитием логического мышления, памяти.

Слайд 3

5 Актуализация  знаний учащихся.

 - Какое стихотворение знаете про парные согласные?

 - Как же проверить парную согласную на конце или середине слова?

- О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили?

 - Если слышишь парный звук,

Будь внимательней, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

 - Изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.

 - Мы говорили о трёх случаях проверки:

 1) изменили форму слова сад – сады

2)  подобрали родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ножка-ноженька

3) подобрать краткую форму прилагательного сладкий – сладок.

Создание условий для осознания необходимости знаний, умений, позволяет учащимся думать обдуманно.

Слайд 4

Слайд 5

6.Физкультминутка.

7.Работа в парах.

- Давайте сделаем разминку, чтобы отдохнуть и продолжить работу с новыми силами.

 - Мелкие шажки

 Раз, два, три.

 - Лёгкие прыжки

 Раз, два, три.

 - Отличная зарядка,

 - Мягкая посадка.

 - Какие слова на написание парной согласной вы встретили?

 

- Назовите «золотое» правило грамматики.

 - Поработаем в паре.

 - Работаем по алгоритму.

(У каждой пары карточка на которой написано слово с пропущенной орфограммой).

Слова – шкаф, друг, мороз, труд, зубчик. Проговаривают орфографически правильно для написания слов в тетрадь.

 - Шажки – шажок, прыжки – прыжок, раз – раза (меняем форму слова);

-зарядка - зарядочка, посадка -посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом);

-лёгкие - лёгок, мягкие - мягок (подберём краткую форму прилагательного).

- Пишем то, что пишется.

А не то, что слышится.

 Слайд 7

Дети понимают, что результат работы зависит от того, как они умеют работать вместе, слушать друг друга, договариваться.

  1. Слышу звук…
  2. Есть выбор букв…
  3. Проверяю, рядом гласный подставляю…
  4. Перед гласной…слышу звук…
  5. Пишу букву…

Упражнения помогают снять напряжение, активизировать внимание.

Слайд 6

Актуализация и обогащение субъектного опыта учащихся.

Создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность.

Формируется умение сотрудничать.

Обеспечение условий для проговаривания алгоритма как одного из важнейших шагов в формировании умственных действий.

Слайд 8

8.Работа с деформированным предложением.

 - Какое сейчас время года?

 Деревья сбросили листву. Наша берёзка тоже сбросила свой наряд (на доске прикреплено изображение берёзы, около берёзы разбросаны листья, на которых написаны слова: стройная, наряд, сбросила, берёзка, осенний).

 - Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

 - В каких словах имеется парная согласная на конце?

 - Как её проверить?

 - Подберите к слову «могучий» слово, близкое по значению.

 - Как понимаете выражение «сбросила наряд»?

 - Разберите предложение по членам.

 - Осень.

 -Надо собрать листочки и составить из слов предложение.

(ученик записывает составленное предложение у доски).

Ответы учащихся.

Работа над развитием речи, эмоциональной окраской.

Слайд 9

9.Гимнастика для глаз

Гимнастика проводится по тренажёру. На уроке проводится 2 физкультминутки, первая через 15 – 20 минут после начала урока, а вторая за 5 – 10 минут до звонка. Это может быть дыхательная гимнастика или гимнастика для глаз.

10.Оперативный контроль

 - Урок подходит к завершению и хотелось бы проверить, как вы научились писать слова с парными согласными на конце.

 - Прочитайте внимательно сочетание слов. Постарайтесь их запомнить (через 2 минуты вторые слова каждого сочетания закрываются).

красный мак

вкусный пирог

больной зуб

вороний глаз

тёплый шарф

тяжёлый труд

 - Ориентируясь на первые слова, написать вторые слова (первые писать не надо).

Проверка на доске (вторые слова открываются).

- Что объединяет все слова между собой?

 - подберите к ним проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

Слайд 10

Дети записывают по памяти слова на основе ассоциаций.

 - Парный согласный на конце слова.

Письмо по памяти на основе ассоциаций.

11.Домашнее задание по учебнику.

 - Даны опорные слова: ё., медве.ь, ле., листопа., жёлу.ь, ду., бере..

Три задания по выбору:

1.Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова.

 2.Записать с данными словами словосочетания во множественном числе. Составить с одним из словосочетаний предложение.

3.Составить и записать текст с опорными словами на тему «Осень в лесу».

Слайд 11

.

Выбор учащимися упражнений различной сложности обеспечивает дифференцированный подход: каждый выбирает упражнение по силам.

12.Подведение итога урока.

Рефлексия.

  - Интересно ли вам было на уроке?

 - Какое задание вызвало интерес?

 - Какое задание вызвало затруднение?

 - Какое открытие для себя сделали?

- Я предлагаю вам такие выражения:

Спустя рукава.

Засучив рукава.

До седьмого пота.

Не покладая рук.

- Как вы понимаете значение данных выражений?

- Оцените свою работу на уроке выражением, которое соответствует вашей работе.

Дети называют цели урока и соотносят с результатами урока, говорят, чему учились на уроке, чему ещё предстоит учиться, оценивают свою работу.

Слайд 12

Формирование контрольно – оценочного компонента УД.

Дети не знакомы с понятием «фразеологизм», но на основе жизненного опыта могут дать объяснение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Парные согласные.

Слайд 2

Орешек знаний твёрд. Но всё же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет Девиз: «Хочу всё знать!»

Слайд 3

Чистописание Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С

Слайд 4

Словарная работа Какие слова зашифрованы ? РОАДН СДОЕС ДАЗПА ЬЕТТАДР ОПОГАД

Слайд 5

Проверь: Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй.

Слайд 6

Случаи проверки. 1.Измени форму слова: сад – сады. 2.Подобрали родственное слово, часто с уменьшительно – ласкательным словом: ножка –ноженька. 3.Подобрать краткую форму прилагательного: сладкий – сладок.

Слайд 7

«Золотое правило грамматики». Пишем то, что Пишем то, что пишется, а не то, что слышится.

Слайд 8

Алгоритм. 1.Слышу звук… 2.Есть выбор букв… 3.Проверяю, рядом гласный подставляю… 4.После согласного слышу звук… 5.Пишу букву…

Слайд 9

Физкультминутка. Мелкие шажки Раз, два, три. Лёгкие прыжки Раз, два, три. Отличная зарядка Раз, два, три. Мягкая посадка.

Слайд 10

Составь предложение.

Слайд 11

Оперативный контроль. красный мак вкусный пирог больной зуб вороний глаз тёплый шарф тяжёлый труд

Слайд 12

Домашнее задание Ё., медве.ь, ле., листопа., жёлу.ь, ду., берё.. 1.Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова. 2.Записать с данными словами словосочетания во множественном числе. Составить с одним из словосочетаний предложение. 3.Составить и записать текст с опорными словами на тему «Осень».

Слайд 13

Рефлексия. Спустя рукава. Засучив рукава. До седьмого пота. Не покладая рук.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Урок русского языка во 2 классе (учитель начальных классов, учитель логопед) ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ

ДЕВУШКА Весна приготовила для ребят задания по теме "ГЛАГОЛ". В конце урока дети украсили поляну подснежниками,...

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...