Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ягодкина Наталья Николаевна

Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.Организационный  момент.                                                                        

II. Объявление  темы и совместное определение  целей урока.

---  Прочитайте  тему  урока и подумайте, пожалуйста, о чём мы будем говорить и что должны для себя понять?

---Да, сегодня мы должны будем уяснить, что такое родственные слова, что такое однокоренные слова; научиться их подбирать; научиться их видеть среди других слов. Но не только о словах мы будем вести разговор. Понять тему урока нам поможет…

---Дети отгадывают загадку ,которую читает  учитель.

                                 Белое а не снег, жидкое, а не вода.

--- Да, верно, это молоко. Сегодня мы будем говорить не только о родственных словах ,но и попробуем  с помощью этих слов разобраться, полезно ли молоко, почему детям важно пить молоко?                       Слайд №1

---Работать будем не в тетрадях, а на отдельных рабочих листах с заданиями.

---Улыбнулись , и в путь!  Я  желаю нам удачи!    Запишем дату.

III .Чистописание.

---    Чтобы руку развивать, надо буквы прописать. А перед письмом- упражнения для пальчиков(дети делают упражнения, развивающие мелкую моторику)

                     Раз,два,три,четыре,пять

                     Вышли пальцы погулять.

                    Этот пальчик самый сильный

                    Самый толстый и большой…

(образец  для чистописания дан на доске).

---Молодцы, а теперь  найдите на листе задание №1.    Прежде чем начать прописывать, повторим правила  сохранения хорошей осанки:( используется специальная таблица). Пропишите образец до конца строки. Следим за осанкой.

---Молодцы, хорошо справились с заданием.

IV.Повторение изученных правил правописания.                                1                                

---Знакомую загадку  надо записать , вставив пропущенные буквы.                    

          Белое, а не сне. , ж.дкое , а не в.да. Это задание №2 на листе.  Слайд№2

            (Дети  выполняют  задание  самостоятельно.  После   обязательно  идёт  проверка  с объяснением.)                                                                                                                                          Слайд №3

 V.  Физкультминутка. Упражнение «Потягушечки». Дети выполняют  2-3 упражнения на расслабление позвоночника и для мышц плечевого пояса.

VI. Изучение новых понятий.

1)Вводная беседа.       --- Жили-были ребята-второклассники. Хорошие ребята. Любили конфеты, печенье, котлеты. Но вот в особенные школьные дни отказывались пить… . Как вы думаете ,что? Да, верно, МОЛОКО.

---А поднимите руку, ребята, кто из вас любит пить молоко. Видите, как вас мало. Я надеюсь, что после нашего разговора ваше отношение к этому исключительному продукту изменится.

2)Знакомство с родственными словами.    ---  Найдите задание №3 и запишите грамотно это слово. Проверим.( Один ученик работает у доски).

---А как сказать ласково? ( молочко).

---А если суп сварим, как его назовём?( молочный).

---Все слова записаны. А теперь скажите, что-то похожее есть в этих словах?

             ( Дети высказывают свои мысли. В ходе этих рассуждений повторяется  понятие «КОРЕНЬ СЛОВА».)

3)Вывод.       ---Итак, делаем вывод. Какие слова перед нами и почему?(Перед нами родственные или однокоренные слова. Потому что:

1)Родственные слова имеют общее значение, поэтому мы называем их  «родственными».

2)Родственные слова имеют общую часть в написании, поэтому мы ещё называем их «однокоренными».

4) Фиксирование полученных сведений.    --- Продолжим выполнять задание №3.    Давайте запишем, что же общего  имеют родственные слова:

                                                                                                                                            2

    1) общий корень;   2) общее значение.( На доске появляется карточка- помогайка   на бумаге жёлтого цвета.)

  VII. Физкультимнутка. Дети, стоя, выполняют упражнения под весёлое стихотворение «Купил Матроскин себе курочку…» и делают движения, имитирующие движения животных.

VIII. Дополнительная  информация. Сообщение ученика.

---А кто из вас знает,ребята, почему молоко называют исключительным продуктом? Давайте послушаем  Катю.(Ученица рассказывает заранее подготовленный материал о том, из каких веществ состоит молоко.)                                                            Слайды № 4-6

---Делаем вывод. Почему же молоко такой замечательный продукт?  Слайд №7

IX. Первичное  закрепление.

1) Составление  кластера « Цветок» на разноцветных лепестках. ---Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.

---Так какое же оно, молоко? Найдите задание №4. Слова какой части речи мы будем подбирать, чтобы ответить на этот вопрос?(Прилагательные). ---Записываем их в столбик, будьте внимательны:( дети называют слова и помещают лепесток со словом на доску)

                                  полезное                          вкусное

                                                       МОЛОКО

                                   жирное                           сладкое                                 Слайд №8

                               

2) «Найди пару».     --- А теперь, зная признаки родственных слов, попробуйте подобрать их к каждому слову на лепестке. ( Дети самостоятельно  подбирают однокоренные слова).

Попробуйте выделить в них корень. Получилось? Проверяем.(Дети читают пары слов, называя корень , проговаривая понятия «ОДНОКОРЕННЫЕ»,  «РОДСТВЕННЫЕ»)

Полезное-польза ,  вкусное-вкус ,   жирное- жир ,   сладкое-сладость  Слайд 9 

( Учитель поправляет детей, если они  вместо родственного слова  изменяют  форму слова, обращает внимание на корень « польз» или « полез»).

---Молодцы! ( Если дети устали, можно сделать упражнения  для глаз.)                               3                                                      

X. Дополнительная информация. Сообщение  ученика.

1) Сообщение.           --- Вспомните, кого купил себе герой знаменитого мультфильма кот Матроскин? А для чего он приобрёл себе корову?

---Но  только ли корова даёт людям молоко? Что вы знаете об этом?

---А вот, что расскажет нам Алёна.( Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о животных, чьё молоко очень полезно для человека).                               Слайды 10-16.

2)Игра «Найди лишнее».     ---   Ребята, найдите на листе задание под №5. Попробуем найти родственные слова. По каким признакам будем искать? (Дети соединяют пары слов из каждого столбика,  находят  родственные  слова.   Первую  пару  делают  вместе, а следующие – самостоятельно.)

Корова          козье

Коза               верблюжье

Лось               коровье

Буйвол           лосиное                                                                              Слайды № 17-18

---У  какого слова нет пары? ( у слова « буйвол»)

3)Хитрый вопрос.    ---  А как вы думаете,  маленьких   буйволят   чем   выкармливают   их  мамы- буйволицы?

--- Гимнастика- «потягушечки» для позвоночника и для мышц ног.

Дети выполняют 3-4 упражнения на потягивание, на расслабление мышц плечевого пояса, на изменение положения ног.

XI. Закрепление материала.

1) Беседа   .---Ребята, а как быть, если молоко пить нельзя, ведь такое тоже бывает?                                                                                                                              

--- Да, нужно употреблять продукты, сделанные из молока, потому что молочный белок в них легче усваивается организмом, чем в самом молоке.

2)Игра  на внимание.      --- Девочки называют  молочный продукт, отгадывая загадку, а мальчики – родственное  слово к этому названию.                          4            

                                                                                                                                             

---Кому труднее? Будьте внимательны!                                                Слайды № 19-23

3)Составление предложения.---Составьте и запишите красивое предложение, используя название какого-либо  молочного продукта.  Это  задание №6.

---Читаем, что у вас получилось.  

---Молодцы!                                                                                                                        XII.Итог урока. 

1)  Вопросы.       1.С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

                               2. Чему учились?

                              3. С какими трудностями столкнулись?

                              3. А почему всё же детям надо пить молоко?

                              4. Что предлагаете?            

---Давайте с сегодняшнего дня будем дружно пить молоко или кефир. Ведь это совсем не трудно, а даже полезно. Тем более, что у нас в классе есть дети, которые любят молоко и мало болеют.(Дети ещё раз поднимают руки)

---В какие дни в школе ребятам дают молоко?

X III .Домашнее  задание. Написать в рабочей тетрадке 4 предложения о нашем сегодняшнем уроке: что понравилось, что запомнилось.

   ---Все сегодня молодцы, но особенно хочется отметить …..

XIV. Релаксация.

---Вам в награду за работу стаканчик вкуснейшего молочка!

Пока дети пьют молоко, звучит песня « На лугу».              Слайд №24        

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                       5

                                                                                                                                                                                                                               

  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

 

                             План-конспект   урока   по   русскому   языку

на тему:  «Родственные или однокоренные слова.

                       Почему детям надо пить молоко?».

        2 класс по программе «Школа России».

                                                                   Учитель:  Ягодкина Н.Н.

                               

                                  2013  год.

Тема   урока:  «Родственные или однокоренные слова. Почему детям надо пить молоко?»

Цели урока:

1)образовательные: уяснить значение понятий «родственное слово», «однокоренное  слово», учить подбирать родственные ( однокоренные) слова; учить отличать их в потоке слов. Дать полезные сведения о молоке и молочных продуктах.

2)развивающие: развивать  умение  ставить перед собой цель и достигать её; учить самоконтролю и самопроверке работы; учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать устную и письменную речь; развивать первичные ораторские умения детей; развивать умение искать нужную информацию и выделять главное.

3)воспитательные: воспитывать правильное отношение к полезным продуктам- привитие культуры здорового питания; воспитывать умение слушать своих товарищей; уважать чужое мнение.

План  урока:

1.Организационный  момент.

2.Объявление темы и целей урока.

3.Чистописание.

4.Повторение изученных правил правописания.

5.Физпауза.

6.Изучение новых понятий.

7.Физкультминутка.

8.Сообщение ученика №1

9.Первичное закрепление.

10.Сообщение ученика №2.

11. Закрепление   материала.       

                СПИСОК  ПРИЛОЖЕНИЙ.

1.Материал для  сообщений детей на уроке «Из чего состоит молоко»,

«Привычное и непривычное молоко».

2.Лист для письменной работы на уроке.

3. Презентация к уроку «Почему детям надо пить молоко?»

                   Использованная  литература.

1.Журнал «Начальная школа» Издательский дом «1сентября» №1 за 2011год

2. Интернет ресурс.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                              6

                                                                                                       

  Лист  для письменной работы  ученика(цы)______________

                        ___________________________________

_____________________________________________________________

Тема:               Однокоренные или родственные  слова.

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________________

            Однокоренные или родственные слова имеют общее:

1.______________________2.____________________________

4) Молоко (какое?)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5)  Найди пару.

Корова                        козье

Коза                            верблюжье

Лось                            коровье

Буйвол                       лосиное

6)Предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________

                 ПЕЙТЕ  ДЕТИ  МОЛОКО, БУДЕТЕ  ЗДОРОВЫ!!!                                       7

                                   

        Материал  для сообщений детей.

1.   Из  чего состоит молоко?

Многие люди считают молоко едва ли не самым лучшим продуктом. Они так думают, потому что в нём содержится много полезных веществ.

В молоке содержится сахар или углевод-лактоза-- это важный  источник энергии, работоспособности.

Много в молоке кальция, фосфора. Они нужны для укрепления костей и производства свежей крови.

В молоке много  молочного жира—источника энергии.

Большую часть в составе молока  занимает вода-важнейший растворитель. С ней из  нашего организма выходят вредные вещества.

Самой главной частью молока является белок- необходимый для  укрепления мышц и роста детского организма.

В нём много и витаминов—В2,А,В1,С,Д. Они нужны для сохранения здоровья.

А ещё в молоке есть железо, медь, йод, цинк и другие микроэлементы.

Вот почему детям надо пить молоко!.

2. Привычное и непривычное молоко.

Самое привычное для нас коровье молоко. Оно близко к нашему, человеческому, поэтому дети могут его пить и расти.

Очень полезно для малышей козье молоко. От него у детей нет аллергии и в нём больше всего витаминов.

Очень полезно кобылье молоко- кумыс.

Самое жирное молоко лосиное, поэтому лосята растут , как на дрожжах.      8

Овечье молоко любят в Испании. Из него делают овечий сыр.

А в Египте молоко берут у буйволиц. Оно очень сладкое.

Неважно, чьё молоко пьют люди. Важно, что с ним они получают важные для жизни вещества.

                                                                                                                                         9

12.Домашнее  задание. Оценивание работы детей.

13.Релаксация.

.

Оборудование к уроку: мультимедийный   проектор, ноутбук, диск с песней  «На лугу…» , листы  с  заданиями ,  разноцветные листы со словами, презентация к уроку, порционное молоко или йогурт.                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Конспект урока по русскому языку «Распознавание и подбор однокоренных слов».

Данный урок по ФГОС. На уроке закреплялась работа с однокоренными словами....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается  урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...