Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Правописание парных согласных.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе. Способы проверки парных согласных перед согласными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных

Цели урока:

1. Познакомить со способами проверки парных согласных перед согласными. 2. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, мышление, творческую активность учащихся на каждом этапе урока 3. Способствовать воспитанию интереса к предмету.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  2. Учебник «Русский язык» 2 класс. Т.Г. Рамзаева

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд 2)

Разминка: (буквенный диктант) (слайд 3)

-Век живи – век … (Учись).

-Что при испуге уходит в пятки? (Душа).

-Как зовут предводительницу лесных разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»? (Атаманша).

-Тело деревянное, одежда рваная, не ест, не пьёт, огород стережёт. (Чучело).

-Имя богатыря из города Мурома? (Илья).

У Д А Ч И !

Получилось слово: у д а ч и !

На доске написаны строки: (Слайд 4)

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

- Прочитайте  написанные стихотворные строчки и определите, какие буквы будут сегодня написаны на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза.

Дети определяют, что на чистописании они будут записывать буквы т и д. Эти буквы есть в словах бегемот, утра, отправились, в поход и обозначают звук [т ].

Учащиеся дают характеристику этого звука.

В словах бегемот, утра, отправились, поход звук [т]- согласный, глухой, парный, твёрдый.

-Назовите все парные согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.)

Повторение написания букв д и т по образцу.(Слайды 5,6)

2.Минутка чистописания.

Учитель предлагает учащимся определить последовательность букв и самостоятельно закончить написание цепочки букв на минутке чистописания. (слайды 7, 8)

3.Повторение изученного материала.

(Слайд 9)

На слайде слова: т.трад., з.вод, м.двед., гор.д, м.роз, к.р.ндаш.

- Прочитайте слова  и определите, какие буквы нужно написать вместо точек.

-По какому принципу можно объединить все эти слова? ( Это словарные слова. Все слова являются именами существительными.Все эти слова заканчиваются на парный согласный звук.)

- Какие различия вы видите в данных словах? ( Пять слов отвечают на вопрос что? , а существительное медведь на вопрос кто? )

В словах тетрадь, город, завод, медведь, мороз – по два слога, а в слове карандаш – три слога.

Слова тетрадь, город, завод, медведь, мороз – заканчиваются на букву, обозначающую звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.

Учитель обобщает ответы детей, учащиеся проверяют себя (Слайд 10)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце? (слайд 11)

Чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. (Слайд 12)

3.Словарно – орфографическая работа.

(Слайд 13)

О З А Б В Т Е Р А Д К

-Внимательно посмотрите на запись и определите слова, с которыми мы познакомимся на уроке. (Это слова завтрак и обед. ) (Слайд 14)

- Найдите смысловое сходство этих понятий (приём пищи).

-А в чём различие? (Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня).

Дети записывают эти два слова в тетрадь и выделяют орфограммы.

- Какую ещё орфограмму вы заметили в словах? (На  конце слов завтрак и обед   парные  согласные ).

- Проверьте устно их написание. (Завтраки, обеды) (Слайд 15)

4. Актуализация знаний. (Слайд 16)

На слайде пять пословиц с изученными словами и один фразеологический оборот. Дети с помощью учителя восстанавливают пословицы и объясняют их смысл. (Имеет смысл распечатать этот слайд для каждого ученика).

(Слайд 17)  Работа в парах, взаимопроверка.

-Вспомните, о чём мы сегодня  говорили на минутке чистописания и во время повторения изученного? Как вы думаете, с чем будет связана новая тема сегодняшнего урока? (Мы говорили о парных согласных и их правописании на конце слов. Значит, новая тема будет связана с правописанием парных согласных.)

5.Изучение нового материала.

(Слайд 18)

На слайде написаны слова:

Зубки     берёзка

Травка     городской

Ногти      сторожка

- Что объединяет эти слова? (В середине каждого слова есть парный согласный.)

-Перед какими буквами находятся парные согласные? ( Перед буквами согласных звуков).

Дети произносят слова  и замечают , что произношение парных согласных, если они стоят перед согласными, не совпадает с их написанием.

Учащиеся сами пытаются вывести правило о правописании слов с парными согласными перед согласными.

Вывод закрепляется при помощи слайда. (Слайды 19, 20)

Физкультминутка (Слайды 21-22)

На слайде написаны слова: корова, петушки, кружки, глаза, лошадка и др.

Учитель указывает на то или иное слово, а дети выполняют приседание, если в этом слове парный согласный стоит перед согласным, и хлопок, если в слове один парный согласный.

6.Закрепление

1.Прочитайте цепочки слов.

В каждой найдите лишнее.

Ответ обоснуйте.

  1. ло.ка, игру.ка, к.ту.ка, клю.ва;
  2. доро.ка, кры.ка, варе.ка, но.ка;
  3. л.ша.ка, лю.ской,л.па.ка, зага.ка;
  4. мину.ка, моне.ка, гря.ка, конфе.ка;
  5. оши.ка, ру.ка, тру.ка, ла.ка.

 -Какое из этих слов имеет несколько значений? (Рубка)

 (Слайды 24-25)  Учащиеся работают с толковым словарём, делают обобщение с помощью слайдов. 

2.Напишите слова в следующей последовательности:

проверяемое, проверяемое, проверочное. (Слайд 26)

-Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Ду . ок, ду . ки, ду.

Зу.ки, зу., зу.ок

Коло., коло.ок, коло.ки

Голу.ь, голу.ок, голу.ка

3.Распределите слова по группам в соответствии со схемами. Вставьте пропущенные буквы.(Слайды27-28)

П.дгото.ка, кра.ка, гру., ска.ка,

п.са.ка, гри.ки,гра., п.гру.ка, з.кла.ка, бли.кий, б.рё.ка, ду.ки, ма.ь, про.ка, уло., .тга.ка, п.вя.ка, ко.ка, дру.  .

4.Из слов, находящихся в строке, составьте новое слово, используя для этого их первые слоги. (Слайд 29)

Забор, гадкий, камера

Кролик, ватрушка, каша

Овчина, царапина

Русалка, башмак, канат

Рокот, ботва

Пояс, годность, какаду

3.Творческая работа. (Слайд 30)

Прочитайте предложения. Подумай, какие нужно осуществить с ними действия, чтобы получилась зимняя зарисовка?

Зарисовку напишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. (Слайд 31)  Целесообразно  каждому ученику иметь на парте карточки с предложениями. Во время творческой работы  учитель может использовать  зимние зарисовки, репродукции картин, фотографии. (Слайд 32)

Услужливый м.ро. з.т.нул реки л..ком.

По лист.ям шуршит дож.ь .

Ре.кий ветер теребит в.рху.ки д.ревьев.

Во все стороны двинулись мощные потоки в.ды .

До самых бр.вей нахлобучили они белосне.ные ша.ки . Надели пуховые варе.ки.

Шустрые сн.гири порхают по ши.кам елей.

7. Итог урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке? (Слайд 33)

-Какой ответ на вопрос урока мы можем дать?

-Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным? (Слайды 34-36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему «Правописание –ться и -тся в глаголах»

Конспект урока по русскому языкуУМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.ЕвдокимоваТема урока: «Правописание –ться и -тся в глаголах»....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...