Русский язык Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Максимова Ирина Валерьевна

Урок по теме "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слов" 3 класс. Программа "Школа России"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Планируемые результаты: Коммуникативные

Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё мнение.

Овладение способами проверки.

Личностные

 - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные

 - пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные

 - выполнять действия по намеченному плану, оценивать  свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

Записывают число и название работы.

Организует

  •  Прозвенел звонок и смолк –
    Начинается урок.
    Вы за парты тихо сели,
    На меня все посмотрели.
    Пожелайте успехов глазами
    И вперед, за новыми знаниями!

- Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний (5 мин)

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Работают индивидуально

Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку. Формулируют выводы наблюдений

Определяют тему урока.

Организуют устную работу, актуализирует учебное содержание  необходимое и достаточное для восприятия нового материала;  

Создание проблемной ситуации

 Чистописание

 - А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

           На доске:

  СС с ссс ссс

  сказка сказочка сказочник

Составьте предложение с одним из слов.

Словарная работа

    - Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

     На слайде фигурка Красной Шапочки.

   - Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже. Прочитайте хором то, что записано на доске.

     На слайде:

Заяц, лисица, медведь, сорока

  - Запишите в тетради эти слова, поставьте ударения, подчеркните безударные гласные.

     - Шла Красная Шапочка, шла, но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять, куда девочке нужно

идти, перепишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.

   - Как пишутся имена собственные?      ( С большой буквы.)

                  Собака Бим,   бабушка Анна,   сова Клара,    лесник Жак

    - Записали, подчеркнули заглавную букву. Отлично! Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу да и домик уже виден… Но что это?

      Дети видят, как упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне написано «Злой волк».

    - Это проделки злого волка! Что же будет?

повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».

 Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

III. «Открытие» нового знания

 (8 мин)

Цели:

Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигурка выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.

   - Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая-то!). «Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?» -  говорит волк басом. А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш…»

     Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.

    - А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж…» Чем-то похожи эти звуки?! Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них звонкий, а другой – глухой.

    Открывается доска. На доске аппликация домика.

   В окошках домика – парные согласные (буквы-человечки).

   - От удивления у волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.

    Но она нисколько не испугалась и мы тоже. Давайте запишем слова.

   Дети записывают: глаз, зуб, нос, лоб.

  - Рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

   - В этой позиции парный согласный слышится чётко. Почему?

                        (За ним стоит гласный.)

  - Правильно, рядом с ним гласный звук!

умение сотрудничать в совместном решении проблемы (Коммуникативные УУД).

умение моделировать и анализировать;

 (Познавательные УУД)

умение наблюдать и делать простые выводы.

 (Регулятивные УУД).

IV. Первичное закрепление  нового (15 мин)

Цель:

формировать умения обучающихся читать текст задачи, учиться моделировать, анализировать задачи, записывать задачу по алгоритму;

.

Организует выполнение задания

Формулирует задание, контролирует его выполнение, организует проверку

Физкультминутка 

- Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:

                            На лесной ножке

                            Выросли серёжки.

          Что это?           (Ландыш)

     - Правильно, запишите загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны?                   (Парные.)

        На доске:

  Ножка

 Серёжка

   - Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять! Например, словами ноженьки, серёжечки. Но вернёмся к Красной Шапочке.

     Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд». А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал волк.

     Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница?

  - Хорошо, тогда запишите эти слова в тетради.

    Дети записывают: пруд, прут.

                 Мы отправились на пруд,

                 На тропе валялся прут.

                 Вот пруды, а это – прутик,

                 И не путайте их, люди!

                 Как же нам проверить их?

  - Запишите рядом с этими словами проверочные слова из стихотворения.

    Дети записывают: пруд-пруды, прут-прутик.

  - «До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумьи в затылке, и чепчик свалился.

    Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил. Он думал о парных согласных: «Вот растёт гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу».

Учитель записывает на доске:

     В чаще под берёзкой рос гриб.

  - Помогите волку, ребята. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается: гриб, гриб… А может, грипп, кашель, насморк?

  - Докажите.

   Дети записывают: гриб – грибы, грибок.

  - И согласный неопасный!

    «Я понял, понял». – закричал волк.

  - А вы, ребята?

                (Мы тоже поняли.)

  - Сейчас проверим.

    В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь. А у воды рос камыш.

    Запишите эти слова  и проверочные к ним.

  Дети выполняют задание в тетрадях.

Приобрести первоначальные навыки работы

умение наблюдать и делать простые выводы (Познавательные УУД).

оформлять свои мысли в устной и письменной речи (Коммуникативные УУД). принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи(Регулятивные УУД).

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение

Работают по учебнику  Читают, анализируют, находят решение учебной задачи.

 

Организует актуализацию умений

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

  - А сейчас задание в учебнике.

     Упр.

  - Подобрать к данным словам проверочные слова. Пиши сначала проверочное слово, потом проверяемое.

Раздаточный материал.

             Солнечная пого…ка. Мы плывём на ло…ке к зелёному остро…ку.Под бере…ками и ду…ками прячутся гри…ки. Сла…кие яго…ки манят нас.

     Скорее на бере…

умение корректировать выполнение задания (Регулятивные УУД).

умение находить необходимую информацию (Познавательные УУД)

уметь анализировать свои действия и управлять ими (Личностные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

. Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Анализ деятельности на уроке.

 - Над какой темой мы сегодня работали?
- Где и когда пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? –

Оцените себя.

 (Коммуникативные УУД).

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

VI. Домашнее задание

Цели:

 - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Определяются с объемом домашнего задания.

Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Данный урок проходит в игровой форме. Дети совершают путешествие в сказку. В ходе путешествия учатся писать слова с глухими и звонкими согласными в корне"....

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК "Школа России").Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правиль...

Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...

УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....