технология обучения фонемному разбору. Изучение согласных звуков и букв Е, Ё, Ю.Я
статья (русский язык) по теме

Абраменко Любовь Викторовна

     Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической  памяти у младших школьников, т.к. ребёнок на этом этапе ещё может  не готов усваивать то, что он  не  может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ему что-либо непонятно, когда испытывает затруднения, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕМНОМУ РАЗБОРУ. ИЗУЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ Е, Ё, Я, Ю»

     Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической  памяти у младших школьников, т.к. ребёнок на этом этапе ещё может  не готов усваивать то, что он  не  может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ему что-либо непонятно, когда испытывает затруднения, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребёнком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.

В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо.

Русское письмо относится к алфавитным системам письма, т.е. звуки устной речи обозначаются определенными буквами.

И устная, и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

А.Р. Лурия определил психофизиологическую структуру письма:

Возникновение мотива к письменной речи.

Создание замысла (о чем писать?); на его основе создания общего смысла (что писать?) содержания письменной речи.

Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.

Первое условие – определение последовательности звуков в слове.

Второе – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции (проговаривание). Проговаривание помогает уточнить звуковой состав слова.

Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. (Это возможно благодаря взаимодействующей работе ряда анализаторных систем).

Письмо является сложным психическим процессом.

Необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия.

Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.

В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются, так как они слышатся и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КАНАВА, СЛЫШУ). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма, необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.

, Проговаривание позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превратить недостаточно ясные звуковые нюансы в четкие фонемы».

Установлено, что систематическое усиление речевых кинестезий путем слогового проговаривания является эффективным средством формирования навыков правописания русских орфограмм, неконтролируемых орфографическими правилами, обеспечивает звуковой анализ сложных слов, сопоставление многих морфем и этим самым развивает звуковой слух.

.

VIII. Обследование состояния функций фонематического слуха.

Опознание фонем среди других:

- а, у, ы, о, у, а, о, ы, и;

- п, н, м, к, т, р.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:

- звонких и глухих: п-б, д-т, к-г. ж-ш. з-с,в-ф;

- шипящих и свистящих: с, з, щ, ш, ж,ч;

-соноров: р, л, м, н;

3.Повторение за логопедом слогового ряда:

- со звонкими и глухими звуками: да-та, та-да-та ,да-та-да;

- с шипящими и свистящими: са-ша-са, шо-су-са, за-жа-за;

- сонорами: ра-ла-ла, ла-ра-ла;

4. Выделение исследуемого звука среди слогов: ла, ка, ша, со, ны, ма, си;

5 Выделение исследуемого звука среди слов: лужа, рука, дорога, кровать;

6. Называние слов с исследуемым звуком;

7. Определение исследуемого звука в назывании картинок;

8. Определение места звука в словах (начало, середина, конец);

9. Раскладывание картинок в два ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш».

X. Обследование звукового анализа слова.

Определить количество звуков в словах: ус, дом, баран, ромашка

Выделить последовательно каждый звук в словах: мак, зонт, танкист, самолет.

Определить третий звук в слове: сосна, чулки.

Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, щенок, стол.

Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

Сравнить слова по звуковому составу: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук.

Закончить слова: бара…, пету…, само….

Отмечается сформированность навыков звукового анализа.

б) прочитать слова с пропущенными буквами (руч…а,…апочки, к…ышка).

- прочитать слова различной звукослоговой структуры (рак, осы, сажа, луна, очки, отряд, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце); найти слово с определённой структурой

Работа по развитию фонематических процессов проводится по следующему плану:

Опознание изучаемого звука в чужой речи.

Ребенку предлагается послушать текст и определить, какой звук встречается чаще всего. Текс подбирается так, чтобы изучаемый звук находился в начале, средине и конце слова.

Сумка, масло, нос.

10. При изучении йотированных букв, мягкого и твердого (с первого и по четвертый классы) можно использовать игру "Плюс-минус". Игра заключается в том, что проставляется над буквой знак "+", или "++", или "–" (зависит от того, сколько звуков обозначается одной буквой). При изучении йотированных букв я, ю, е, ё используются схемы и , четко заучиваем правила (всем известные).

Звуковые схемы:

Два звука йотированная буква обозначает: в первом случае – так как стоит в абсолютном начале слова, то есть первая в слове;

в третьем случае йотированная буква стоит после гласной;

в четвертом случае йотированная буква стоит после ь и ъ знаков.

Один звук йотированная буква обозначает, когда стоит после согласной, как во втором случае.

При изучении ь и ъ знаков знакомимся с правилом: ь и ъ знаки – это только буквы, знаки, а звуков они не обозначают. Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете букв и звуков (при звукобуквенном анализе слова), над буквами ь и ъ знаки пишем "–" (минус).

Например:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и буквы В в"

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и  буквы В в"...

Урок обучения грамоте. Тема «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц»

Тема: «Твердый согласный звук [ц], буквы Цц».Цель: 1) Закрепить знания о непарных твердых и мягких  согласных звуках.        2) Развивать ...

Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. Согласный звук [ щ' ]. Буква Щ, щ....