разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Фахертдинова Сирина Камильевна

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;

Развивающие – развитие правильной связной речи,  орфографической зоркости,  аналитического мышления,   обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитательные –  воспитание интереса к изучению языка,  осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.  

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?

Он в Италии родился,

 Он своей семьёй гордился.

 Он не просто мальчик-лук,

 Он надёжный, верный друг.

 (Чиполлино  из повести-сказки  Джанни  Родари  «Приключения  Чиполлино»

-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с  людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка?  Тогда не будем терять время.

  1. Орфографическая минутка: ( на карточках)

-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините их  по смыслу со словами 2 столбика.

 Как     сне… на      гол…ву.                                медленно

В    ч…с     по    ч…йной    ло…ке.                        растеряться

Пот…рять    почву    под    н…гами.                        неожиданно

Хоть     гла…      вык…ли.                                        запомнить

Зарубить     на    н…су.                                        темно

Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.        (п о слайду)

  1. АОЗ:            ( слайд №1 )

Придумайте задание к следующим словам.

Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.

Микро итог: о лексическом значении.

Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.

Давайте вспомним грамматические признаки.

 ( таблица)

Вывод:  слова имеют  лексическое значение и  грамматическое значение

  1. Целеполагание:         (слайд №2 )

Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.

Прочитайте предложения. Что можете сказать?

Мышка живут в норе.

Лисы  живет в норке.

Во дворе растет зеленый сосна.

Какие нормы нарушены?

Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).

А по смыслу все слова сочетаются в предложении?

         (показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)

Вывод:  слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.

Так  чему  мы сегодня будем учиться  на уроке?

Задача  нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении.  Для  Чиполлино это тоже  будет  очень  актуально.

              (показ слайда №4 )

  1. Работа по теме урока:

1)Упр. №242

Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?

Работаем в парах по рядам.

Проверка: почему вы выбрали это слово.

Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?

2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?

ПЕНЬ?  

2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.

         (показ слайда №5)

Найдите ошибку в предложении. Что заметили?

Мальчик встал, как вскопанный.

Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.

А теперь разберем лексическое значение слов?

(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)

Работа по группам.  (упр. №244)

  1. Рефлексия:

А теперь мне хотелось бы убедиться, что  вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.

Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.

  1. Бурундук  любит ягоды и плоды шиповника.
  2.  На облаке сидел молодой воробышек.  
  3.  На полянке распустились  ромашки.
  4. Коровы жуёт сочную траву.
  5.  В воде играют пушистые зайчики.

Проверка: 2, 4, 5.

Оцените свои успехи на полях кружочками.

  1. Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?

Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).

- Ребята,   Чиполлино очень    доволен  новыми знаниями,  рад знакомству с вами и предлагает вам  прочитать  повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

(Показ книги).

  1. Д.з: упр. 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....

Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова

   Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...