Урок русского языка в 3 классе «Упражнение в словообразовании»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Михалёва Лариса Павловна

Система РО Л.В.Занкова. Урок закрепления. Цель: создать условия для комплексного применения предметных умений в словообразовании. УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 3 класс» А.В.Поляковой)

«Упражнение в словообразовании»

Учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №31»

I квалификационная категория

Михалёва Лариса Павловна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: создать условия для применения предметных  умений в словообразовании, речевом моделировании

Задачи урока:

  • ПРЕДМЕТНЫЕ:

      -   Закрепить знания и  умения подбирать однокоренные слова, способствовать тренировке навыков разбора слов по составу;

-   Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах, изученных суффиксов, приставок;

      -  Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
  • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
  • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
  • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.  
  • ЛИЧНОСТНЫЕ:

Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.

Сценарий урока

Этапы урока

Цели этапа

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.        Мотивация к учебной деятельности.

1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, интересных заданий)

- Возьмите друг друга за руки.

Девиз: Берись дружно – не будет грузно.

- Почему я выбрала данную пословицу девизом нашего урока? На сегодняшнем уроке мы выполним разные виды работ, в том числе будем работать в группах. А работа в группах требует сплочённости, дружелюбия.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания

1) выборочный контроль выполнения домашнего задания

- Сколько слов вы нашли и записали в «Шкатулку родственных слов»? Какое из записанных слов вам показалось самым интересным?

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

3.  Актуализация и фиксирова-ние проблем в пробном действии. Постановка проблемы – «Мозговой штурм».

  1. Чистопи-сание
  2. Повторе-ние изученно-го о родственных словах и составе слов

1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

3) уточнение и согласование темы урока учащимися, уточнение практического применения знаний по данной теме;

4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение.

На доске:

во об сло зо ра ва  е ни

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слоги для минутки чистописания?

- Тема «Словообразование» новая для нас?

- Предположите, какую работу мы будем выполнять на сегодняшнем уроке?

- Какие части слова вы знаете?

- С помощью каких частей слова мы образуем новые слова? Какая часть в слове главная?

Запишите пословицу в тетрадь.

С/работа с последующей взаимопроверкой и сличением с эталоном на экране.

- Подберите родственные слова к слову дружно. (Друг, подруга, дружный, подружиться, дружбан, дружит, друзья)

- Зачем нужны нам знания по словообразованию?

(Правильно выполнять разбор слов по составу, подбирать к словам родственные для проверки орфограмм, быть более грамотными)

Познавательные:

общеучебные: умение  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

4. Первичное закрепление.

  1.  Работа с учебником. Подбор проверочных слов, обоснование написания орфограмм
  2. Игра «Место орфограммы в слове»

3)Определение алгоритма разбора слов по составу и с/р (дифференцированная).

Организовать первичное закрепление:

1) учащиеся определяют в какой части слова находятся орфограммы и каковы способы их проверки;

2) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

4) формировать умения составлять план для достижения учебной цели;

5) тренировать орфографическую зоркость;

6) организовать самостоя-тельную разноуровневую работу обучающихся.

1)  Учебник с.113 упр.221 (групповая работа по 1 предложению)

- Выделите ту часть слова, в которой встретилась орфограмма.

- Какие орфограммы в корне слова встретились вам в этом упражнении? (Безударный гласный, проверяемый ударением, парный звонкий-глухой согласный)

Повторение способов проверки.

2) Определим место орфограммы «Безударный гласный» в словах с помощью жестов.

Побег, денёк, кисточка, рассвет, в доме, подруга, водить, братик, на реке, зимняя.

Уточнение способов проверки безударного гласного в корне, приставке, суффиксе.

  1. –А что поможет нам действовать организованно и быстро разбирать слова по составу? (Алгоритм, план действия)

- Определим алгоритм разбора слов по составу. (У некоторых детей карточки А4 с обозначением частей слова. По сигналу учителя они выстраиваются у доски, определяя план разбора слов по составу. Остальные оценивают результат – сигналы красные и зелёные)

Самостоятельная работа по карточкам (разбор слов по составу) – Взаимопроверка

Физкультминутка «Если нравится тебе…»

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу)

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Коммуникативные: контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

5. Включение в систему знаний и повторение.

(Творческое применение знаний)

Работа в группах

Индивидуаль-ная работа

  1. организовать слаженную самостоятельную групповую творческую работу обучающихся;
  2. организовать самостоятельную индивидуальную работу обучающихся

По 2 человека от групп получают задание подобрать родственные слова к данным – игра «Снежная крепость»

  1. Игра «Снежная крепость»

На карточках родственные слова, среди них лишнее слово - неродственное с таким же корнем – и формы слов.

- Постройте снежную крепость, используя только родственные слова. Крепости «строятся» на отдельных стендах.

- Коллективная проверка.

     В это же время для остальных учеников – творческая работа в группах. Каждой группе дано по 1 предложению с пропущенным прилагательным. Вместо него – схема слова.

  1. Творческая работа. Составление текста о зиме.

Каждой группе – по 1 предложению с пропущенными прилагательными. Вместо них – схемы слов.

Метель замела лесные (зимние) дорожки.

Скрипит под ногами блестящий (мягкий) снег.

Уснули до весны голые деревья.

Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.

Проверка – представители групп читают получившиеся предложения.

Что у нас получилось? (Текст-описание.) Какова тема этого текста? («Зима»)

- Запишите по 2 предложения: своей группы и любое понравившееся.

- Слова какой части речи мы добавляли в данные предложения? (Прилагательные.)

- Какую роль выполняют прилагательные в предложении? (Украшают нашу речь.)

  1. Игра «Мастерская слова»

Коробки с карточками: приставки, корни, суффиксы, окончания.

Индивидуально ученики, которые справились раньше,  могут подойти к дополнительному столу и составить слово.

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; пользоваться знаками, символами (при разборе слов по составу)

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе)

Личностные: понимание красоты природы России и родного края на основе материала творческой работы

6. Рефлексия УД на уроке

1) зафиксировать содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом, дать анализ успешности усвоения знаний;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.

- Подведём итог урока, используя выражения

Я (мы) узнал(и)…

Я (мы) вспомнил(и)…

Я испытал затруднения, когда…

Сначала итоги подводят консультанты в группах, используя оценочные листы групп.

- Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались.

Оцените свою работу на уроке (сначала оценивают консультанты).

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

7. Домашняя работа

1) обсудить и записать домашнее задание.

«Шкатулка родственных слов» по группам:

1 – подобрать родственные слова к слову лом

2 – … весёлый

3 – … редкий

4 – … мастер

С одним из слов составить распространённое предложение.

Песня «Если мы будем дружить».

Берись

дружно

– не будет

грузно.

Метель замела                дорожки.

Уснули до весны                    деревья.

 изморозь покрыла ветви.

Скрипит под ногами      

                       снег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию»....