Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей
статья по русскому языку (2 класс) по теме

В статье  даны основные формы индивидуально- коррекционной работы со слабовидящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pletneva_e.v.doc179.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в  школе для слабовидящих детей».

  Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

1. Учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;

2.  формирование приёмов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе;

3.  дифференцированный подход к детям;

4.  перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;

5. дозирование учебных нагрузок;

6.  применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей;

7. специальное оформление учебных классов и кабинетов;

8.создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;

9. усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.

  Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка с учётом особенностей его развития.

  Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации класса с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.

  Принцип индивидуального подхода в обучении слабовидящих детей предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение

учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребёнка.

  В школах для слабовидящих детей предусмотрены индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия. Внутриклассная дифференциация предполагает учёт диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и

1

исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжёлыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учёта и сочетания нарушенных функций.

Чтобы правильно провести индивидуально-коррекционное занятие по русскому языку, нужно классифицировать  навыки, на которые ученик допускает ошибки. Заполняются диагностические карты по результатам анализа учебной деятельности детей:

  1. Сформированность графических навыков;
  2. Сформированность фонематических представлений;
  3. Сформированность орфографических навыков;
  4. Сформированность навыков языкового анализа;
  5. Сформированность пунктуационных навыков.

1. Графические ошибки:

А) Зеркальное написание букв (с –э, з – е).

Причины:

- несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

-  нарушение пространственной ориентации;

- слабая концетрация внимания.

Б) Замена по оптическому сходству (у –д, в – д, ч – г).

Причины:

- недостаточное владение навыка сопоставления;

- несформирован процесс зрительного узнавания и восприятия;

- низкий уровень сосредоточенности, внимания.

В)  Замена по кинетическому сходству (лишний элемент: б-д, х-ж, и-у, ц-щ,и-ш.

Причины:

- нарушение зрительно-моторной координации, слухо- моторной координации;

- нарушение пространственного стереотипа;

- нарушение переключаемости внимания;

- нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Г) Недописывание элементов букв.

Причины:

- недостаточность самоконтроля;

- недоразвитие мелкой моторики рук;

- плохо знает буквы.

2. Фонетико-фонематические ошибки:

А)-  Пропуск букв (кошка – кшка);

- добавление буквы (ноябрь – нояборь);

- перестановка букв (лопата – лотапа);

Причины: ошибки свидетельствуют о нарушении звукового анализа:

- нарушена зрительно-моторная координация;

- низкий уровень логических операций;

- несформированность навыков самоконтроля;

- недоразвитие фонематического слуха;

Б) Замена по акустическому сходству (шубка – субка).

Причины:

-  недостаточность артикуляционно – сходных фонем;

- недоразвитие фонематического слуха;

2

- неумение распределять внимание;

- недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

В) Обозначение мягкости согласных (рябина – рьабина).

3. Орфографические ошибки:

Все орфограммы разделены на 2 категории:

  1. Правила, в которых задано устойчивое написание (жи-ши, ча-ща, чн-чк, словарные слова)
  2. Правила, в основе которых лежит алгоритм действия (безударное окончание прилагательных и др.)

Основные формы коррекционной работы.

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  1. Формирование целостности зрительного восприятия и зрительной памяти.

- Работа с силуэтными контурами, зашумлёнными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.

- Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.

- Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.

- Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.

- Работа с цветными матрицами Равена.

- Упражнения с доской Сегена.

- Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

- Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.

- Лабиринты.

- Зрительные диктанты.

- Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерности, расположи симметрично, в зеркальном отражении).

- Различные варианты «корректурных проб».

 - Шифрованные диктанты.

2) Развитие изобразительности зрительного внимания.

- Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т.д.) среди ряда аналогичных изображений.

- Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте.

- Выбор заданной буквы среди букв разных по цвету, размеру, шрифту.

2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- Пальчиковая гимнастика.

- Упражнения для выработки свободных движений руки.

- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

- Работа с конструктором.

- Работа с лекалами и трафаретами.

- Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

2) Развитие зрительно- моторных координаций.

- Работа по зрительно- двигательным траекториям.

3

- Графические диктанты.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.

- Рисование по точкам, пунктиру.

- Рисование орнаментов.

3) Развитие слухо- моторных координаций.

- Слуховые диктанты.

- Шифрованные диктанты.

- Работа по словесной инструкции.

3. Развитие фонематического слуха.

1) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

- Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т.п.

- Воспроизведение ритмичного рисунка на слух.

2) Развитие фонематического восприятия.

- Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

- Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.

3) Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

- Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

- Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

- Составление условно-графических схем.

4. Совершенствование речевого развития.

1) Обогащение и систематизация словаря.

- Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

- Расширение словаря синонимов и антонимов.

- Обогащение словаря признаков.

2) Развитие устной монологической и диалогической речи.

- Обучение построению высказывания.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.

- Работа над просодической стороной речи.

5. Развитие словесно-логического мышления.

- Формирование умения понимать и задавать вопросы.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

- Развитие логического запоминания.

6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

4

- Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.

- Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.

- Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

- Совершенствование умения планировать свою деятельность.

- Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

- Овладение осознанным планомерным контролем в процессе и при проверке написанного (составление ориентировочных карточек).

- Развитие комбинаторных способностей.

7. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

1) Упражнения для развития памяти.

- Развитие зрительной памяти и внимания.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.

- Развитие слуховой памяти и внимания.

- Обучение приёмам запоминания, мнемоправилам.

2) Предупредительные орфографические упражнения.

- Работа с перфокартами.

- Списывание – текстуальное, выборочное, творческое.

- Списывание с орфографическим заданием.

- Комментированное письмо.

- Зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные).

- Творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения- миниатюры).

3) Обучение решению орфографических задач.

- «Орфографическое чтение».

- Формирование навыков морфемного анализа.

- Развитие навыка сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Коррекционно-индивидуальное занятие по русскому языку.

  В 4 «А» классе был проведён диктант по русскому языку. На основе анализа ошибок, допущенных в диктанте, построено коррекционное занятие.

Классификация ошибок:

1) Графические ошибки :

А) зеркальное написание – путает Э – З (Это - зто);

Причины:

несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

нарушение пространственной ориентации;

слабая концетрация внимания.

Б) недописывание элементов букв ( лист –не дописывает букву И)

Причины:

  1. недостаточность самоконтроля;
  2. недоразвитие мелкой моторики рук;
  3. плохо знает буквы.

В) кинетические ошибки – Ц-Т ( мать-маць).

5

Причины:

  1. нарушение зрительно- моторной координации;
  2. нарушение пространственного стереотипа;
  3. нарушение переключаемости внимания.
  1. Фонетико- фонематические ошибки:

А) пропуск букв (барсучиха- басучиха)

Причины:

  1. Нарушение звукового анализа;
  2. Нарушение зрительно- моторной координации;
  3. Низкий уровень логических операций;
  4. Несформированность навыков самоконтроля;
  5. Недоразвитие фонематического слуха.

Б) нарушение фонематического восприятия – замена по акустическому признаку (дуб – туп).

Причины:

  1. Недостаточность артикуляционных сходных фонем;
  2. Неумение распределять внимание;
  3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
  1. Сформированность орфографических навыков:
  1. Правила, в которых задано устойчивое написание

 ЧУ-ЩУ   ( чугун – чюгун)

  1. Правила, в основе которых лежит алгоритм действия:

А) правописание безударной гласной, проверяемой ударением (бросает- бросит);

Б) раздельное написание предлогов (у них – уних);

В) окончания глаголов (погреться – погреца);

Г) непроверяемая гласная в корне (барсук – борсук);

Причины:

  1. При пропуске безударной гласной – не слышит её, при  ударной – нарушен алгоритм, работа по инструкции;
  2.  снижена работоспособность;
  3. нарушен звуковой анализ;
  4. Нарушение аналитико – синтетическая деятельности;
  5. Несформированность переключаемости внимания.
  1. Сформированность пунктуационных навыков:

А) запятая в сложном предложении;

Б) запятая при однородных членах.

Причины:

  1. Нарушен алгоритм, работа по инструкции;
  2. Снижена работоспособность;
  3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

На основании анализа этих ошибок разработан комплекс упражнений по коррекции.

  1. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

А) пальчиковая гимнастика;

Б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

6

2. развитие зрительно-моторной координации:

А) рисование и письмо по точкам и пунктирам.

Письмо  в тетради (Исправление ошибок на недописывание элементов букв):

Полили лилию.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

2) Развитие фонематического слуха:

1. Упражнение в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях:

- Найти звук З:

Коза, скользит, водолаз, звонок, косьба, резина.

- Задание: в вырезке из статьи газеты подчеркнуть фломастером слова с Е – Э.

2. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

- Составление условно-графических схем:

- Упражнение в определении количества слогов.

На какие три группы можно разделить следующие слова:

Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, говорит, победит.

( односложные, двусложные, трёхсложные).

- Упражнение в определении ударного слога.

1) Школа, птица, ласточка, дерево, девочка.

2) Скворцы, пенал, хороший, учебник, рябина.

3) Прилетел, карандаш, алфавит, наступил.

 ( в 1 группе – ударение на 1 слог, во 2 – на второй, в третий – на третий).

  1. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

А) Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции:

- Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить

слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.

- Задание: выписать слова, где есть выбор букв:

Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты.

Алгоритм: в слове «руки» орфограмм нет, т.к. нет выбора букв. В слове «берега» - две орфограммы, т.к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочное слово – берег, левобережный.

- Задание: прочитать текст и выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.

Быстро лето пролетело.

Наступил учебный год.

Но и осень нам немало,

Дней хороших принесёт.

Б) Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

Задание: На отдельной карточке выписаны слова, на которые были допущены ошибки в диктанте, с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будет выполнять ученик: вставить пропущенную букву, сделать графическое и словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 3 – 5 слов).

  1. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

А) развитие зрительной памяти и внимания.

7

Задание: Текст записан на доске, анализируются орфограммы. Доску закрывают и текст пишется под диктовку.

-  Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.

Б)  Развитие слуховой памяти и внимания:

Выбирается небольшой отрывок, запоминается наизусть, затем воспроизводится по памяти.

Глуповата, воровата,

Перед всеми виновата.

Но уходит от беды

С целой головою,

Заметая все следы

Золотой метлою. (Лиса)

Домашнее задание: (формирование навыка морфемного анализа)

Задание: Придумать слова по схеме:

  1. Корень (сад)
  2. Приставка + корень (поход)
  3. Корень + суффикс (домик)
  4. Корень + окончание (рука).

 

С(К)ОУ  школа – интернат №4.

Доклад

на тему: «Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в  школе для слабовидящих детей».

Подготовил:

 учитель начальных классов

Плетнева Е.В.

г. Тольятти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности ...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....

Сообщение "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе"

     Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики полу...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...