Главные вкладки

    Конспект урока русского языка для 2 класса "Распространённые и нераспространённые предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Додонкова Екатерина Святославовна
    Данный конспект урока адресован учащимся 2 класса. Построен в соответствии с требованиями ФГОС по программе развивающего обучения Л,В. Занкова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx28.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Дата:

    Класс

    2 класс

    Программа

    Программа развивающего обучения Л.В.Занкова

    УМК

    Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2011

    Тип урока

    Сообщение новых знаний

    Тема

    Распространённые и нераспространённые предложения.      

    Планируемые предметные результаты

    различать предложения по наличию второстепенных членов: распространённые и нераспространённые предложения;  распространять грамматическую основу предложения второстепенными членами.

    Личностные результаты

    • Положительная мотивация к учебной деятельности;
    • Адекватная самооценка;
    • Осознание ответственности за общее дело;
    • Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;
    • Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
    •  адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
    • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
    • осуществлять самоконтроль.
    • высказывать своё предположение;
    • формулировать тему и цель деятельности на уроке
    • оценивать совместно с учителем результат своих действий.

     Познавательные УУД:

    • анализировать, сравнивать объекты;
    • определять свои границы знания / незнания
    • сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

      Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной форме;
    • слушать и понимать речь других;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
    • учиться работать в группе; выполнять различные роли;

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, литературное чтение

    Ресурсы

    У учителя : мультимедиа-проектор, экран, ноутбук , карточки для оформления плана урока, словарь Ожегова, словарь синонимов.

     У учащихся:  1.учебники

                               2.рабочие тетради

                             3. листы самооценки

                               4. карточки с заданием для работы в группе

     Форма использования   мультимедиа – проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом.

    Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

    Характеристика этапов урока

    Этап урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Самоопределение

     к деятельности

    2 мин 

    1. Организационный момент.

    Друзья мои, я очень рада

    Войти в приветливый ваш класс,

    И для меня уже награда-

    Вниманье умных ваших глаз!!!

    - Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. А теперь откроем глаза, улыбнёмся и улыбкой передадим друг другу радостное настроение. Пусть оно сопровождает вас весь урок.

    -Моё настроение + тепло ваших рук = солнце!!!!

    2. Мотивирование к учебной деятельности

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство. А помогать нам сегодня будут Колобки. Давайте познакомимся с ними.

    Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  

    Актуализация и фиксация затруднения.

    5 мин

    3. Актуализация и фиксация затруднения.

    - Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).   Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Наше агентство состоит из 5 отделов. Распределите обязанности в каждом отделе. Теперь,  представьтесь. Что означает слово «детектив»? А где можно узнать о лексическом значении слова?

    - Давайте посмотрим толкование этого слова в разных словарях.

     (Дети знакомятся со значением слова в разных словарях)

    - Итак, мы тщательно ознакомились с информацией. Теперь, пора ознакомиться с материалами дела.

    - Неизвестное лицо прислало нам материал для  расследования. О нём  известно, что  с ним не любят встречаться прохожие на улицах. Думаю, к  концу урока нам удастся узнать, кто это.

    - Давайте посмотрим, что находится в конверте?    

    - Наши коллеги уже ознакомились с содержанием письма. Теперь пришла наша очередь.

    - Какое странное письмо.

    -Сначала  было написано вот это предложение:

     «Воришки похитили!!!»

     -Но автор почему-то зачеркнул его и написал следующее:

     «Воришки похитили все продукты из моей кладовки!!!»

    -Объясните действия автора, зачем он это сделал?

    - Почему автор зачеркнул первое предложение?

    - Чем отличаются эти предложения друг от друга?

    - Какое из двух предложений распространено? А какое совсем не распространено?

     Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

    Распределяют обязанности в группах.

    Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

    Постановка темы и цели урока

    3 мин

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Какую цель поставите?

    - Для чего нам нужно это знать? Где нам это может пригодиться?

    - А теперь давайте разработаем план урока.

    1. Чистописание.

    2. Словарная работа.

    3. Работа над темой.

    4.  Закрепление.

     5. Итог.

    6.Рефлексия.

    - Листы самооценки у вас лежат на столах, в которых вы будете фиксировать результаты своей  розыскной  деятельности на каждом этапе урока. Какую систему самооценки вы используете на уроках?

    Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, . формулирует некоторые задачи урока

    Совместно с учителем формулируют  тему и задачи урока.

    Актуализация опорных ЗУН и

    5 мин

    Пальчиковая гимнастика

    1) Минутка чистописания.

    - Откройте тетради и запишите дату начала нашего дела о похищении. Детективы должны уметь разборчиво и правильно писать. Давайте произнесём первое предложение орфографически верно.

    - Уважаемые коллеги! У нас появился первый свидетель.

    - К нам в агентство прилетала птица, в народе её называют вещунья. Эта птица всё знает, но быстро забывает. Она хотела нам подсказать, кто является автором письма, но пока она летела, то запомнила только одну букву из имени и длинный хвост – (о и верхняя петля).

    - Давайте её запишем, чтобы не забыть.

    Запишите «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке.

    -Оцените себя.

    2) Словарная работа.

    - Как вы думаете, какая птица к нам прилетала? (сорока)

    - А как пишется это слово? Где можно проверить правописание данного слова? (в орфографическом словаре) Назовите орфограммы.

    - Запишите слово три раза.

    - А как сороку можно назвать по-другому? Подберите синонимы. Что такое синонимы?(Белобока, балаболка, трещотка, вещунья.)

    -Оцените себя.

    Организует чистописание и словарную работу.

    Организует диалог с целью актуализации опорных знаний по теме предыдущего урока.

    Пишут каллиграфически правильно образцы, сверяют с образцами на доске.

    Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока.

    Открытие нового знания

    5 мин

    - Что такое грамматическая основа?

    - Какие главные члены предложения вы знаете?

    - Как они подчёркиваются?

    - Составьте  со словом агент предложение, которое содержит только грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

    Запишите. (Один учение у доски.)

    - Выделите  грамматическую основу.

    - Исходя из темы урока,  определите, какое это предложение: распространённое или нераспространённое?

    - А теперь распространите это предложение, дополните его второстепенными членами предложения.

     Запишите. (Один учение у доски.)

    - Выделите  грамматическую основу.

    - Исходя из темы урока,  определите, какое это предложение: распространённое или нераспространённое?

    - Давайте сделаем выводы.

    -Какие предложения называются нераспространёнными?

    -Какие распространёнными?

    - Какие предложения чаще встречаются в речи?

    (Распространённые предложения  выразительнее, точнее и чаще встречаются в нашей речи. С помощью распространенных предложений наша речь становится богаче, ярче.)

    - Какие

    (Дети делают выводы).

    -Оцените себя.

    Указывает объект наблюдения.

    Включает учащихся в обсуждение

    Работают с информацией,  сравнивают и анализируют.

    Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы.

    Первичное закрепление

    10 мин

    1) Работа в группах.

    -  К нам только что пришло СМС от автора письма, в котором выясняются новые улики преступления. А СМС-ки, всем известно, очень краткие.

    -Текст СМС вы видите на карточках.

    Изодрали!

    Разбросали!

    Разлили!

    Украли!

    - Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)Докажите.

    -Какие главные члены предложения присутствуют?

    - У нас накопилось достаточно материалов по расследуемому делу, пора выдвигать ваши версии.

    - Каждый отдел должен распространить данные предложения второстепенными членами, записать их и подчеркнуть в них грамматические основы. Время работы ограничено.

    2) Проверка работы в группах с фронтальным обсуждением.

    - Выдвиньте свои версии о совершённом преступлении.

    - Назовите синонимы, которые вам встретились в задании.

    - Оцените себя.

    Указывает объект наблюдения

    Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует деятельность учащихся (работа в группах) и взаимопроверку результатов групповой деятельности.

    Работают с представленной информацией, Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи.

    Участвуют в обсуждении Формулируют вывод  и аргументируют его.

     Представляют результаты групповой работы.

    Самостоятельная работа

    7 мин

    - Ну вот, мы и приближаемся к завершению  нашего расследования. Данное упражнение поможет нам расставить все точки над «i».

    1) Дети, опираясь на слова и рисунки, составляют нераспространённые предложения (подлежащее и сказуемое). Подчёркивают главные члены.

    2) Взаимопроверка самостоятельной работы в парах.

    - Кого пропустил художник? (поросёнок)

    -Правильно. Вот мы и узнали, кто совершил преступление.

    - Это поросята.

    - Но наше дело ещё не окончено. Надо выяснить, кто автор анонимного письма.

    - Появилась новая зацепка в деле.

    - Давайте сопоставим факты и вспомним всё, что мы знаем об авторе.

    - А может быть вы догадались, кто он?

    - Посмотрите на слайд. (Чёрный кот)

    - А почему кота сторонятся люди?

    - Как вы думаете, почему кот не афишировал себя и  не хотел, чтобы мы узнали о нём?

    -А вот как всё было на самом деле? Кот хочет сам рассказать.

    Ночью сторожил в кладовке

    И заснул у мышеловки.

    Сон прошёл, кругом гляжу.

    Припасы я не нахожу!

    Мешки все изодрали,

    Зерно поразбросали.

    Масло из банки разлили,

    А банку куда-то укатили!

    - Да, похозяйничали маленькие поросята!

    - Ещё один этап закончен. Оцените себя. Поставьте самооценку.

    Организует  самостоятельную работу  по учебнику.

    Указывает объект наблюдения.

    Включает учащихся в обсуждение после самостоятельной  работы.

    Самостоятельно  работают с информацией, представленной в учебнике, сравнивают и анализируют.

    Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

    Подведение итогов

    4 мин

    - Вы, ребята, молодцы! Настоящие детективы.

    - Как вы думаете, какими умениями должен обладать детектив, чтобы быть успешным? (Быть внимательным, наблюдательным, уметь анализировать, устанавливать закономерности, уметь логически мыслить.)

    - Ребята, мы сегодня не только играли и вели расследование, но ещё и получили новые знания.

    - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

    - Мы достигли её?

    - Зачем нам нужно уметь распространять  предложения?

    - Каким путём мы двигались к цели? (план)

    - Давайте проанализируем этапы урока.

    - Какой этап урока был самым сложным?

    - Какой самый интересный?

    - Что было самым лёгким?

    - Поставьте самооценку за весь урок.

    Задает вопросы 
    о цели урока. Спрашивает, какая цель останется 
    на следующие уроки.

    . Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

    Рефлексия

    4 мин

    - Выберите ту пословицу, которая  наиболее соответствует вашему настроению, вашим мыслям.  

    Если за день ничему не научился — зря прожил день.

    Всякое уменье трудом дается.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Чем больше говоришь, тем краше речь.

    Если спорится работа — спать неохота.

    Уменье везде найдет примененье.

    Каков ум- такова и речь.

    Знания и труд рядом живут.

    В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе — одолеешь и гору.

    - Перед вами портфель и корзина. Если вы получили радость познания на уроке и вся полученная информация для вас важна и пригодится в будущем, то положите ваши листы самооценки в портфель знаний? Если  вы считаете, что полученные знания вам не нужны, и вы их с лёгкостью забудете, выбросите листы самооценки в корзину.

     

    Организует рефлексию.

    Высказывают свои впечатления от урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка на тему: «Глагол в предложении».

    Конспект урока русского языкана тему: «Глагол в предложении»....

    Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?"

    Учащиеся учатся составлять предложение, устанавливать связь слов, читать предложения, делая логическое ударение....

    Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"

    Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"...

    Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

    Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

    Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".

    Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....

    Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

    Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...

    Конспект по русскому языку. Тема " Распространённые и нераспространённые предложения" 2 класс Школа России

    Урок откырытия новых знаний . Цель: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, находить в них грамматическую основу....