Главные вкладки

    Урок во 2 классе по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». УМК «Начальная школа 21 век».
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Урок проводился во 2 классе по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». УМК «Начальная школа 21 век».

    Данный урок является 10-м в блоке «Правописание безударных гласных в корне слова»-всего 16.

    Главной была цель учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов.

    В соответствии с этой целью были выдвинуты следующие задачи: развивать умение распознавать в корне букву, которую нужно проверить перед написанием; совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в коллективе; отработка каллиграфического навыка; воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность при оформлении работ, чувство красоты, гармонии; воспитывать самостоятельность;  увеличивать двигательную активность у учащихся на уроке; продолжать работу по предупреждению близорукости и нарушения осанки.
     В нем используются полученные ранее знания:

    Ø Написание заглавной буквы в словах

    Ø Однокоренные слова, корень, родственные слова, форма слова

    Ø Введены понятия частей речи (термины имя существительное, прилагательное, глагол)

          Виды работ:

    ·        Словарная работа;

    ·        Самопроверка, взаимопроверка;

    ·        Самостоятельная работа;

    ·        Работа в парах, в минигруппах;

    ·        Дидактическая игра.

    Технологии: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая  деятельность, здоровьесберегающие.

    Компетенции, которые я закрепляю на уроке: самостоятельность мышления,  уверенность в себе, умение ставить цель, выступать устно, готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, готовность решать сложные вопросы, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками, словарями.

    Использовала методы: проблемное изложение,  наглядно – иллюстративный, частично-поисковый, индивидуально-фронтальный опрос. Присутствовал деятельностный подход в обучении.

    Использовала приемы: словесные ,  наглядные, ситуативные задания.

    Формы работы –  индивидуальная, групповая.  

    Оборудование: тетрадь, карточки для выполнения работы в парах и групповой работы, ИКТ-комплекс, печатные тетради под ред. М.И.Кузнецовой  «Вентана-Граф».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

    2 класс  УМК «Начальная школа 21 век».

    Цель: учиться выделять в тексте слова с проверяемой безударной гласной и совершенствовать навык подбора проверочных слов; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; развивать навыки работы в паре, в группе.

    Тип урока:  обобщение и закрепление изученного материала.

     Оборудование: этимологический  словарь под редакцией С.И.Карантирова, индивидуальные карточки, карточки с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки-листочки , презентация к уроку.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    -Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 

    Отгадайте загадку:

    Прилетел издалека

    Легкий, словно облака,

    Круглый розовый смешной

    Угадайте, кто такой?

     Слайд №1

    - Мне позвонили  сказочные герои – Шершуля и Капочка-это бабушка и дедушка Лунтика. Они сказали, что Лунтик отправился в лес. Как вы думаете, зачем? (за грибами). Они просят нас проводить к ним своего внука, ведь он маленький и может заблудиться. Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями. 

    2. Мобилизирующий этап. Игра «Четвертое - лишнее».

    –    Когда за грибами  в  лес ты  идешь,

          Её  непременно  с собою берешь…

    -Что это?    корзина -др.рус.корзить (плести) 

    -Чтобы взять корзинку,  найдите лишнее слово. 

    Слайд  №2

     дождь     грибы  дуб   пруд

    -По какому признаку вы определили лишнее слово? (грибы – слово с безударной гласной-проверочное-гриб, остальные – с парными согласными)

    -Как проверить безударную гласную?

    Слайд №3

    Если буква гласная

    Вызвала сомнение,

    Ты её немедленно

    Ставь под ударение.

    -Какие способы мы знаем? (надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы эта безударная была под ударением).

    Слайд №4

    грибы-гриб

    -Вспомните последовательность разбора этой орфограммы:

    •  Прочитай слово.

    •  Поставь ударение.

    •  Выдели корень.

    •  Определи безударную гласную.

    •  Подбери проверочное слово.

    -Почему их необходимо проверять? (Потому что когда произносим эти слова, то безударный гласный произносится нечетко  и можно ошибиться в написании).

    -Как вы думаете, какова тема нашего урока?

     (Правописание безударной гласной в корне слова)

    Слайд №5

    - Вы правильно ответили.

    -А кто сможет определить цели нашего урока?

    Слайд  №6

    У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – продолжим учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

    Р- развивать ….Что будем развивать? – будем развивать внимание и память

    О- объяснить …..Что будем объяснить? – написание орфограмм

    К- контролировать…..Что будем контролировать? – ответы товарищей

    -Ну вот у нас и корзинка появилась. 

    Слайд  №7

    3.Чистописание.

    -Запишите число, классная работа.

    - Для того, чтобы попасть в лес, нужно перейти через речку. Но моста нет. Его надо построить из брёвнышек.

    -Восстановите слова на бревнышках. заранее повесить+магниты

    звезда        пятно          грачи           нога           листок

    -Почему ты выбрал это слово для этого бревнышка? (звезда-звёзды, вода-воды, листы-листья, грачи-грач, пятно-пятна).

    -Какие гласные вы называли? о  а  е  я   и 

    -Запишите по образцу эти гласные до конца строки       о  а  е  я   и

    Тетрадь с наклоном положу,
    Ручку правильно держу,
    Сяду прямо, не согнусь.
    За работу я возьмусь.

     - Теперь всё у нас в порядке: все безударные гласные в тетрадке.

    -Мостик мы с Лунтиком прошли и находим первый гриб.

    Слайд №8

    4. Словарная работа: стихи на кленовых листиках

    -Теперь перед нами тропинка.

     Слайд №9

    - Но её не видно под опавшими листьями. Чтобы расчистить, надо отгадать загадки: 

    Слайд №10

    1). Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая….
    сорока

    -Как можно проверить безударную гласную в слове сорока?

    -Проверить можно только по этимологическому словарю (словарное слово от др.яз. «сорка», то есть «сорить словами»).

    2). Чик - чирик!

        К зернышкам прыг!

        Клюй, не робей!

        Кто это? …воробей

    -Как можно проверить безударную гласную в слове воробей?

    - Проверить можно только по этимологическому словарю (др.рус. ворт-, воробушек Воробей получил своё название за то, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах сидел.

    3). На кормушку возле нашей форточки

         села удивительная птица:

         в чёрной шапочке она, в зелёной кофточке.

         Птица называется... синица –заранее на доске написать и заклеить листом

    Прочитайте слово по слогам           си-ни-ца

    Сколько в этом слове слогов?          3 слога

    Произнесите слог под ударением    синица

    Назовите орфограмму                       безударный гласный в корне

    Как можно проверить безударный в первом слоге? это словарное слово

    Подберите проверочное                     только по этимологическому словарю

    -Найдите в этимологических словарях слово синица  стр.318

     Слайд №11

    синица –др.рус.синий (птица так названа по цвету своего   оперения)

    Запишите в свои словарики.

    -Что можно сказать о словарных словах и теме нашего урока? ( В них тоже есть безударные гласные, но проверить их можно только по этимологическому словарю).

    -Вот мы и помогли Лунтику расчистить тропинку. 

    Слайд №12

    -Мы с Лунтиком находим еще гриб. 

    Слайд №13

    5. Упражнение№1.  

    Найди и проверь в словах безударные гласные. Работа у доски.

    -Из гнезда выпали птенцы. 

    Слайд №14

     -Чтобы их вернуть, нужно  прочитайте, подберите и запишите к словам с безударной гласной проверочные слова.

    Слайд №15

    -Прочитайте стихотворение. Найдите знакомые вам словарные слова. Вспомните их происхождение.

    -о чем говорит этимология слова?

    -А теперь запишите любые три слова с проверяемой безударной гласной, которые можно проверить, воспользовавшись правилом, и которые не являются словарными. Обозначьте орфограмму.

     В нашем с..ду есть б..реза с гн..здом,

    Там два пт..нца, что п..ют без к..нца.

    В..сёлые трели над садом л..тят,

    И радуют взрослых и малых р..бят.

    Береза – общеслав. «белая».

    Ребята – от общеслав. «ребя» (ребенок).

    -Как нужно проверять безударные гласные?

    -Мы помогли Лунтику вернуть птенцов  в гнездо.

     Слайд №16

    -И нашли следующий грибочек.

     Слайд №17

    6. Физминутка

    -Тут подул ветер.

    Ветер дул, дул, дул
    И деревья все нагнул
    Деревья все качаются,
    Качаются, качаются.
    И волшебные листочки
    Закружились как платочки.

    -И снова в путь!

    7. Упражнение№2. Работа в парах.

    -Задание: прочитайте слова, обозначьте орфограмму, запишите с проверочным словом. Аргументируйте свой выбор

    З…ма, стр…на, в…да, з…мля, ж…леть, д…ревья, д…ревня, ж….лить, п…стух, прел…сть, к…рмить, ц…нить, п…сать, ощ…пать, уд…вление, к…рзина, т…релка, м…локо.

    -Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте работу. Если есть ошибки-исправьте их зеленой ручкой. Расскажите соседу по парте правило как проверить безударные гласные в корне слова и как проверить словарные слова с безударными гласными в корне.

    8. Упражнение№3. Работа в минигруппах.

     Слайд №18

    -Объясните Лунтику, как нужно идти по болоту?

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    Прочитайте слова. Из данных слов составьте пары.

    Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

    Образец: стена-стены

    Г…ра, р…ка, стр…на.

    Слова для справок: горы, реки, страны.

    Подбери и запиши к каждому слову, проверочное слово-существительное. Обозначьте орфограмму.

    Образец:

     зелёная-зелень.

    Щ . бечут - ...
    Л . скает - ...

    Т.яжелый-…

    Спишите этот текст, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках рядом с этими словами проверочные слова.

    Ос..нью (...) р..бина (...) т..ряет (…)  узорные л..сточки (…) . З..мля (…) покрыта б..гряным (...) к..вром (…).

    Рябина – рябчик (рябчик любит клевать рябину).

    Багряный – общесл. багр –  ярко-красная краска.

    -Проверка.

    -Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).

    Если буква гласная

    Вызвала сомнение,

    Ты её немедленно

    Ставь под ударение.

    Ударение на гласной
    Может сделать букву ясной.

    -Мы помогли Лунтику перебраться через болото

     Слайд №19 и находим четвертый гриб. 

    9. Физминутка для глаз.

    Слайд №20- Лунтик предлагает нам отдохнуть.

    10. Творческое задание устно

    Слайд №21  

    -Белочки оставили нам задание: нужно дополнить и прочитать стихотворение Константина Бальмонта «Осень».

    Стаи птиц ……
    Прочь, за синее море.
    Все …… блистают
    В разноцветном уборе

    Слова для справок: улетают, деревья.

    -Подберите проверочные к словам с безударной гласной (улетают-полёт, деревья-дерево).

    - Расскажите как не ошибиться в написании безударной гласной? (Подобрать однокоренное слово или изменить форму слова).

    -Вот ещё один гриб.

    Слайд №22

    -Вот мы и привели Лунтика к дедушке с бабушкой, да ещё с полной корзиной грибов.

    Слайд №23

    - А грибы – это наши знания.

    -Скажите, какие знания мы закрепили? (правописание безударной гласной в корне слова)

    - Какие молодцы!

     11. Подведение итогов урока. 

    -Расскажите, как вы пользуетесь правилом в написании безударной гласной?

    Последовательность определения безударной гласной:

    •  Прочитай слово.

    •  Поставь ударение.

    •  Выдели корень.

    •  Определи безударную гласную.

    •  Подбери проверочное слово.

    -Итак, скажите, что мы знаем о правописания слов с безударной гласной в корне слова? (Чтобы правильно написать безударные гласные О-А, Е-И-Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение)

    -А что мы умеем? (умеем проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писать)

    12. Домашнее задание (на выбор).

    Соедини слово с нужной буквой. Спиши в тетрадь.


    гр..чи     а      др..зды
    р..ка       о      тр..ва
    п..тно     е       п..ла
    р..ды      и       ..са
    ст..на      я       в..да
    зм..я             м ..чи

    Разграничь в тексте предложения. К словам с безударными гласными подбери проверочные.

    Осень.

    Наступила осень в з..леной л..стве д.ревьев появились ж..лтые пряди а сколько гр..бов появилось в л..су х..р..ши нарядные подосиновики.

    Составить рассказ про путешествие Лунтика поздней осенью, используя слова с безударными гласными в корне. 6-8 предложений.

           Леса, деревья, красноватая, березовые, светит, не греет, собираются в стаи, улетают, ласточки, гуси, журавли, холодный, морозно.

    13. Рефлексия (синквейн)

    Слайд №24

                   Правописание

            Четкое    правильное

    Помогает  уточняет  проверяет

    Безударную гласную в корне

                    Орфограмма

    - какие задания вам понравились больше всего?

    - с какими заданиями вы справились лучше всего?

    - за что вы можете себя похвалить?

    Большое спасибо за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

    В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

    В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

    "Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

    В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...