Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка
статья по русскому языку (3 класс) по теме

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.

         Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью, мобилизацией готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_2.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Исследовательский подход в обучении на уроках русского языка

Выполнила

Учитель начальных классов

Горланова Татьяна Николаевна

Самара 2014г.

Введение

Теоретическая часть

 1.Понятие исследовательской деятельности 

2.Сущность учебно-исследовательской  деятельности учащихся  

3.Важность и необходимость организации исследовательской

деятельности младших школьников

Практическая часть

  1. Основные виды и приемы исследовательской деятельности на уроках русского  языка
  2. Значение исследовательской деятельности младших  школьников на уроках русского языка

Заключение

Список  литературы

Введение

Ещё в недалёком памятном нам будущем утверждалось, что развивать исследовательские способности - вещь совершенно ненужная . Но ведь жизнь стремительно двигается вперёд. В настоящее время современному человеку не прожить без должного проявления необходимой поисковой активности. Поэтому сейчас в системе образования очень высокий интерес вызывают исследовательские методы обучения.

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения.

        Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью, мобилизацией готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

        Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Исследовательская деятельность – составная часть проектной деятельности в будущем.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы весьма злободневны для школы сегодняшнего дня. Любой педагог помнит принцип: ребёнок уже по своей природе – исследователь. С педагогической точки зрения не столь существенно: будет ли содержать детское исследование абсолютно новую неизвестную ранее информацию или юный исследователь откроет для себя уже известное другим, но для него новое . В данном случае самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления представляет основной педагогический результат и становится самым важным приобретением школьника. Учебно-исследовательская деятельность учащихся, пожалуй , – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Данная форма позволяет полнее открывать и развивать и интеллектуальные, и творческие способности учеников.  Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей - филологов, которые испытывают неудовлетворение  процессом преподавания русского языка. Что нужно сделать ,чтобы преподавание русского языка из малопродуктивного и неинтересного превратилось в увлекательное  и результативное. Я нашла ответ на этот вопрос, тщательно изучив многие методики обучения русскому языку, связанные с организацией исследовательской работы на уроках русского языка.

Теоретическая часть

Что такое исследовательская деятельность?

Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов
Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.
 
Применение исследовательского метода на уроках  русского языка и во внеурочной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. 

Практическая часть

Современный урок в начальной школе становится более  радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяет кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер. 
Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности

Существует несколько моделей исследовательской работы, применяемых на уроках. В своей практике я активно использую две модели, которые, на мой взгляд, существенно изменяют содержание и организацию процесса обучения русскому языку.

Модель «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, а метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. .*(«Технология организации проектной и исследовательской деятельности» Автореферат, С-Петербург 2007г., стр.13).

Модель «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, анализ процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно. Рассмотрим некоторые приемы и виды исследовательской работы на уроке с применением указанных моделей. .*(«Технология организации проектной и исследовательской деятельности» Автореферат, С-Петербург 2007г., стр.19). Использую различные приемы исследовательской работы при изучении слов с разных сторон: 
- исследование словарного слова; 
- исследование текста; 
- исследование фразеологизма. 
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану: 
Первый этап - подготовительный 
- выбор темы 
- формулирование целей 
- составление плана исследования 
Второй этап - основной 
- сбор материала 
- обобщение полученных данных 
Третий этап - заключительный 
- представление результатов исследования 
- обмен мнениями 
На первом этапе определяем  область исследования, например, словарное слово, формируем цели и задачи . Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учащимися  выбираю приёмы и способы, которыми будем  пользоваться как  исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д. 

Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности:

1) подумать самостоятельно -      !

2) спросить у другого человека-  

3) посмотреть в книгах-

4) посмотреть по телевизору -

5) получить информацию у компьютера –

6) понаблюдать-

7) провести эксперимент -

8) связаться со специалистами -  

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Вот темы детских исследований:

  • С какой целью люди общаются?
  • Кого считают хорошим собеседником?
  • Что ты больше любишь: говорить или слушать?
  • У кого и зачем берут интервью?
  • Придумай интервью на тему «Вежливые слова», «Подарки», «Школьный друг».

 Основные виды и приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка.

1. «Слово - магнит» (от слова - к собственному тексту)

Этот оригинальный прием позволяет по-новому представить слово (с позиций нравственно-эстетических, человеческих), рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Объяснение учителя перед выполнением задания в 3 классе может быть таким:

- Язык (средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передает и получаем информацию) может быть добрым другом и - злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово - друг и враг, словом можно излечить и ранить. А как вы думаете: в каких жизненных ситуациях слово приносить нам пользу, а в каких - вред? Слово - это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком «плюс», а злые - знаком «минус». Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: «+» или «-»? Что помогло вам сделать такой вывод? А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в… Магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову-магниту…. Обратите внимание на то, что совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У вас должно получиться целое «поле слов». Вы как бы подготовили строительный материал («речевые кирпичики») для строительства целого здания - составления своего письменного текста. Вот как справился с этим заданием один из учащихся 3 класса, который в качестве слова-магнита выбрал слово мама: мама «+»; поле слов - добрая, ласковая, семья, заботиться, работает, люблю, родной, дорогой, жизнь, помогает. Опираясь, на свое «поле слов» он придумал вот такой текст: «Мама всегда добрая и ласковая. Она заботится о всей нашей семье. Мама много работает, чтобы у нас было все необходимое. Я очень люблю свою маму, это для меня самый родной и дорогой человек. Мама подарила мне жизнь, она всегда и во всем мне помогает». А вот уже какое слово-магнит выбрал этот же ученик в 4 классе. Радость «+», поле слов: хорошо, не болеет, не ссорится, улыбается, семья, спорт, беда, горе, веселое настроение. Текст получился таким: «Радость - это всегда хорошо. Хорошо, когда никто не болеет, когда никто не ссорится, когда все вокруг улыбаются. Радость - это то, что у меня есть моя любимая семья: мама, папа и брат. Радость - это возможность заниматься моим любимым лыжным спортом. Радость - это когда нет никакой беды и горя, когда у тебя всегда веселое настроение».

2. «Я чувствую, что я… (рассказ-фантазия)

Все ребята любят фантазировать (фантазия - от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»). И на мой взгляд, просто необходимо иногда предложить ребенку: «Пофантазируй. Представь, что ты превратился в дом, или в зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу и т. д.» Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа. Вот что ощутила пятиклассница, превратившись в цветок:

«Я чувствую, что я сейчас цветок. Я - роза. У меня красивые красные, нежные лепестки. Меня любят, за мной ухаживают. Все мной любуются и все время хотят сорвать. Но у меня есть шипы, которые могут больно уколоть. Рвать меня не надо, мной надо любоваться».

А вот какими ощущениями поделилась девятиклассница, превратившись в зеркало:

«Я - зеркало. Во мне отражается все вокруг. Но особенно любят смотреться в меня люди. Каждый из них мечтает там увидеть себя: самого красивого, самого любимого, самого интересного, вообщем, самого, самого, самого….

Быть зеркалом - это очень трудная работа, тяжелый труд. Ведь за весь свой «зеркальный век» приходится отражать не только счастливые улыбки и довольные лица, но и угрюмые физиономии, слезы отчаяния, истерики, гнев. Но я не волшебное зеркало, я не могу некрасивого сделать красивым, а старого - молодым. Я не могу стать «лживым стеклом», потому что мое предназначение - искренне и правдиво отражать все увиденное мной».

3. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

«Я начну, а ты продолжи…» - так называется одна из наиболее любимых страничек наших уроков. На доске записывается одна стихотворная строка. Ребята должны самостоятельно за определенное количество времени продолжить, завершить начатое. Для поэтического начала я обычно сама придумываю первую строчку. Если у ребенка возникает желание постоянно выполнять подобные задания, это поможет развитию его творческих способностей, о которых он может быть даже не догадывается. Приведу две примера такого вида творческой работы.

2 класс

1.Нужно продолжить по следующему началу:

«Серебрится на травинке капелька росы»

Вот что получилось у одной из семиклассниц:

«Серебрится на травинке капелька росы

Сколько ж в малой капельке невиданной красы!

В ней увижу я себя и все, что есть вокруг

Жаль, капелька растает, и все исчезнет вдруг»

По началу следующей строчки продолжила свое четверостишие еще одна второклассница:

«Пожелаем друг другу добра и любви,

и чтоб не было зла у нас на пути.

Чтобы все улыбались друг другу всегда,

чтобы горе не тронуло нас никогда».

4. Сочинения-миниатюры на свободную тему. Это задание я предлагаю учащимся  младших классов. Вот какие темы я обычно предлагаю для написания сочинения:

1.Какое слово меня больше всего обижает и какое радует?

4.О чем рассказал мне сон.

5.Много ли человеку надо?

6.Все ли покупается и продается?

7.Что вызывает улыбку?

Вот один  из примеров сочинения на предложенные темы.

1. «…У меня вызывает улыбку любой человек, который мне тоже улыбается. Я даже не замечаю, как на моем лице расплывается улыбка при виде улыбающегося человека. Скажу одно: это очень приятное ощущение….

Использование таких  творческих заданий является своеобразным мостиком в подготовке учащихся к более серьезной исследовательской деятельности на уроке русского языка.

5. Прием «Учебная цепочка»

Применять данный прием можно двумя способами.

I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 3 класса говорят:

«Отвечает на вопросы какой? Чей?, «Обозначает признак предмета»,  «Изменяется по числам» и т. д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.

II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т. д.

6. Прием «Лови ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.

Например, он утверждает:

«Все глаголы изменяются по родам».

При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.

7. Прием «Согласен - не согласен».

Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.

Например: «Я утверждаю, что все слова с безударной гласной в корне можно проверить».

- «Не согласен.  Не все слова с безударной гласной в корне можно проверить и приводит доказательства»,

Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». - Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам».

Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).

8. Прием «Цель и цели».

Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.

Например, учитель ставит цель урока по теме «Местоимение». Учащиеся в моем классе поставили для себя следующие цели: разобраться в понятии местоимение, составить опорную схему, научиться правильно писать местоимения, научиться не путать местоимения с существительными. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

9. Прием «Знаю/не знаю».

После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить,  а есть ли в русском языке слова ,где Не пишется слитно, вместе разобраться почему. Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.

Очень важным элементом урока, включающим в себя исследовательские компоненты, является момент определения домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням, в зависимости от степени подготовленности учащихся. Первый уровень, обязательный, - то, что должны выполнить все учащиеся. Домашнее задание второго уровня выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

Приведу пример фрагмента урока, требующего от учащихся активной исследовательской деятельности.

Урок в 3 классе «Однородные члены предложения».

Начинаем урок с мобилизующего этапа.

Учитель записывает на доске предложения:

1.Ребята   расположились на берегу реки.

2.Продавец предлагал товар женщинам, мужчинам, старикам..

3.Кусты берез, ив и осинок  касались воды.

Далее работа осуществляется таким образом:

- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите, что в них есть общего. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.

Ответы учащихся могут быть такими:

- Все предложения повествовательные, т. к. в них о чем-либо сообщается.

- Все предложения простые, в них одна грамматическая основа.

- Все предложения распространенные, т. к. в них есть второстепенные члены.

- Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.

-Найдите слова, которые повторяются..

- Скажите, на какие вопросы они отвечают? Что вы заметили?. Объясните ,почему ставятся запятые? С какой интонацией мы их читаем?. Установите,  как отделяются на письме эти слова, как они называются и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- С однородными членами предложения мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока «Однородные члены предложения». Учитель записывает на доске сформулированную учащимися тему урока. Далее класс приступает к формулированию его цели.

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

На доске запись:

Цель урока: 1)познакомиться с …

2) учиться …

Учащиеся формулируют цель урока:

- познакомиться с правописанием однодных членов предложения; учиться писать предложения с однородными членами.

(С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение этой цели).

Во время изучения нового учебного материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Поэтому при подготовке учителем исходного учебного материала, нужно обязательно предусматривать последовательность мыслительных операций, а на уроке направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические операции и поэтапно формулируют правило (или определяют понятие).

Проведение таких уроков дает положительный результат: повышается активность и осознанность действий учащихся, улучшается качество их знаний, развивается речемыслительная деятельность, а самое главное, учебно-исследовательская деятельность становится неким фундаментом и ведущей составной частью исследовательской деятельности учащихся

С удовольствием выполняют ребята исследовательские задания, например такие:

- Что могут рассказать суффиксы?

Овечник (овечий хлев)

Деревенька(уменьшен. деревня)

Дощенка (небольшая, тонкая доска)

Капустница (уменьшен. капуста)

Игра «Отгадай слово»:

1) загадать слово «воробей» разными способами (мимикой, жестами, звуками, словами);

2) понаблюдать, сколько раз было отгадано слово;

3) результаты занести в таблицу;

4) сделать вывод.

Вывод: при общении друг с другом без слов не обойтись.

На уроках русского языка провожу исследование словообразований.

Как вы знаете, слова образуются с помощью:

- приставок: читал – прочитал;

- приставок и суффиксов: вода – подводник;

- сложения корней: пар + воз – паровоз.

От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.

Дым -

дымный

бездымный

дымить

задымить

дымок

дымочек

дымчатый

А вот что означает это слово

бутявкамонотявкаполотявка

Вот так слово!

Интересно ученикам выполнять работу по исследованию значения слова. Надо суметь дать толкование, т.е. объяснить его значение.

предмет                                             слово                                                     значение слова

Исследование слова выполнено в толковых словарях.

Образцы толкования слов:

Зелень. Имя существительное. Листва на деревьях. Зеленые растения. Овощи. Деревья                    оделись густой зеленью. На рынке горы зелени: петрушка, лук, укроп, салат.

По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.

Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.

Многозначность слова исследуется в тексте. Так, в предложении – «Пешеход скользит и падает» - слово «скользит» не означает легко и плавно движется. Оно означает – теряет устойчивость. Значит, в словаре будет дано два значения слова «скользит».

Задание: определить три значения слова «свежий».

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Иногда в тексте слово приобретает новое значение или оттенок.

Предлагаю детям исследовать  слова не только похожие по звучанию, но и близкие по значению.

                    сытого

1. После <                  обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

                    сытного

                                       обсудили                                 обсудили,

Вот словарик смешиваемых слов:

вдох и взод

злой и злобный

искусный и искусственный

Ребята работают с удовольствием.

10.Прием «Исследование пословиц»

Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?

«Мелет день до вечера, а послушать нечего».  «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».

«Лучше ногою запнуться, чем языком».

В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».

Напомню, Лев Николаевич Толстой своих учеников учил сочинению на пословицу. И сейчас можно ребятам придумать сюжеты на пословицы: с действующими лицами, событиями, диалогами; т.е. сочинить небольшие рассказы. Пословицу каждый выбирает сам, сюжет – тем более без посторонней помощи. Устно, а лучше – письменно.

В такой работе ученики получают навыки самообразования.

Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка.

11.Как правильно назвать жителей городов, местностей?

Города:

  Москва – москвич, москвичка, москвичи;

 Тамбов – тамбовцы, тамбовец, тамбовчанин;

Самара- самаряне, самарчане, ссамарцы;

Местности:

             Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;

              Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.

Такая работа увлекает ребят.

Объединившись в группы, дети исследовали, как построен язык:

от самых малых единиц языка – до самых крупных построений.

  1.     

2. Текст  ► предложение ► слово ► звук

3. Звуки ► слова ► их изменения ► их связи ► предложения ► текст

Интересно объединять слова в группы по значению и указывать способ образования слов этой группы:

Дни недели – вторник, среда, четверг, пятница.

Названия птиц по их голосу -  кукушка, пищуха.

Названия ягод по цвету – голубика, черника.

Названия городов по имени основателя – Владимир, Ярославль, Петрозаводск.

А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.

На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример:

Тема «Словарь любителя ягод».

Ключевые слова: съедобные ягоды, ягодные места, приготовление варенья из ягод.

Вот какие  темы словарей составляют мои ученики:

        Словарь садовника;

        Словарь этикета;

        Словарь вежливости;

        Словарь названий жителей России;

        Словарь голосов неживых предметов;

Так же создаем словарь рифм, исследуем его.

Рифмы К.И.Чуковского:

Базар – самовар;

Муха – Цокотуха;

Обложка – сапожки;

Сороконожки – по дорожке.

А теперь словарь собственных рифм:галка-палка, усатый – полосатый, в марте – на парте, лужи – стужи.

нет –привет – ответ – букет – балет.

жаль – эмаль – печаль – деталь.

 Учащиеся  при исследовании работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е.Лопатиной. 
В заключительной работе  представляют  результаты  исследования : защита проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование.  
Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

На мой взгляд, исследовательская деятельность учащихся сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, умения применять полученные знания на практике, научит их учиться. Кроме этого, занимаясь исследовательской  деятельностью с учащимися, я пришла к следующим выводам: во-первых, роль учителя при организации исследовательской работы сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации; во-вторых, исследовательская деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней как компонент системы образования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, в-третьих, эти образовательные технологии требуют изменения позиции учителя, потому что для учителя, долгое время работавшего по традиционным технологиям эти «новшества» зачастую сложны и непонятны, т. к. из носителя готовых знаний он должен превратиться в организатора познавательной деятельности своих учеников, генератором новых идей, «соавтором» уроков и т. д. Изменяется и психологический климат в классе, т. к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Погрузившись в исследовательскую  деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т. к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы с учащимися:

- возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ребенка);

- расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний);

- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.)

Организация исследовательской  деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является трудным, кропотливым, затратным по времени для учителя, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь любая победа ученика - это радость учителя, с ростом ученика растет и сам учитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрыв поставленные в начале работы цель и ряд задач, можно сделать  ряд соответствующих выводов:

1.Любой из педагогов знает , о том, что в каждом школьнике заложена основа исследовательской деятельности, тут необходимо лишь умело направить возрастную способность в нужное русло, умело организовав исследовательскую деятельность учащихся.

2.Построение уроков только в традиционной форме снижает возможности для творческой деятельности как учителя, так и учеников, только применение нетрадиционных методов поможет учителюумело и на должном уровне организовать исследовательскую работу младших школьников.

3.Исследовательская работа предполагает последовательность и системность, поэтому начинать прививать ученикам умение исследовательской деятельности необходимо начинать с младших классов , а именно со второго класса.

4.Совершенно неважно, что учащиеся не делают новых научных исследований, это прерогатива учёных, школьникам достаточно , что они могут самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, увидеть суть информационного материала.

5.Ученик через исследовательскую деятельность должен приобрести исследовательский опыт, что для учащихся, особенно младших школьников, важно и очень ценно.

Список литературы

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 2006.

Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 2005. - № 4.

Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 2008.

Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПН ,2009

Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 2004.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.:АПН - 2006.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: Просвещение, 2007.

Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной школе//Начальная школа. - 2004. - №16.

Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах.- М.: Просвещение.- 2006.

Занков Л.В. О начальном обучении.- М.: Изд-во АПН РСФСО, 2003.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2008.

Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2008.

Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 2002.

Львов М. Р. Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. - М.: Просвещение. -2007.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания российского языка:Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2008.

Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов/М.Р. Львов, Т.Г. Ралцаева, Н.Н. Светловская - 2-е изд., Перераб. - М.: Просвещение, 2007.

Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М.: Просвещение,2006.

Соловейчик М. С, Жеден П. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. Соловейчик М. С. -М.: Просвещение. -2007.

Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2007.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей

В статье  даны основные формы индивидуально- коррекционной работы со слабовидящими детьми....

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....

Сообщение "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе"

     Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики полу...

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Сообщение «Компетентностно–деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и математики условиях реализации ФГОС НОО»...