Урок по русскому языку «Состав слова Окончание» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Алексеева Наталья Владимировна

Нестандартный урок с применением презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sostav_slova.docx61.56 КБ
Файл sostav_slova._okonchanie.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»

Волховского района Ленинградской области

                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                          Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                          Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                           Квалификационная категория –

                                                                                           высшая квалификационная категория

                                                                                           по должности «учитель».

Урок по русскому языку

«Состав слова Окончание»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                  2012

                                          Русский язык

Тема. Состав слова. Окончание.

Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Проблема: на какой вопрос буде искать ответ?

Для чего служит окончание в слове?

Почему окончание изменяется?

Задачи урока: открыть новое знание;

Формировать умение правильно писать окончания в именах существительных;

Развивать умение разбирать слова по составу;

Совершенствовать знания и умения по теме «Части речи» (на уровне изученного), развивать орфографическую зоркость;

Формировать обще -учебные умения и способы действия:

- самостоятельно добывать знания;

- ставить и решать орфографические задачи;

- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;

- формировать санитарно- гигиенические навыки;

- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Тип урока: новое знание.

Вид урока: урок – беседа с решением проблемно – познавательных задач.

Технология: элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме урока, учебник русского языка Зелениной

Знать по теме урока: правило об окончании имени существительного.

Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму окончание в имени существительном.

                                                  Ход урока

I. Работа над новой темой.

(слайд 2)

Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабрь все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Прочитайте с экрана запись.

Что прочитали? (Текст)

Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре)

Приятно и понятно вам было читать этот текст? (Нескладно звучат второе и третье предложения)

С чем вы не согласны? (Во втором и третьем предложениях в существительном декабрь надо изменить на конце буквы)

(слайд 3)

Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрём все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Я изменила в существительном декабрь на конце буквы.

Ваше мнение? (Нескладно)

Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и написать нужные буквы? Что будем для этого делать? Ваши предложения.  (лову декабрь задать вопрос и изменить слово по смыслу предложения)

Попробуйте самостоятельно исправит текст.

Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь записать вопрос, изменить окончание.

Проверьте.

(слайд 4)

(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Что изменили у существительного декабрь? (Окончание)

Для чего нужно было изменять окончание в слове декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу)

О какой части слова сделали вывод? (Об окончании)

Определите тему урока.

(слайд 5)

«Состав слова. Окончание»

Попробуйте сформулировать правило об окончании, используя данный вывод.

(слайд 6)

Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.

Кто скажет, как выделяется окончание на письме? (Прямоугольником). Выделите окончание в существительном декабрь.

Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который сделали вы.

II. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх.

III. Закрепление изученного.

1. Прочитайте (слайд 7)

В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег … покрыт мелким песком. За … находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят летом проводить время на … Сясь. Они там купаются и загорают.

Какое задание вам можно предложить? (Восстановить текст). Что для этого надо сделать? (Подобрать недостающее слово. Определить связь слов в предложении)

Каким образом? (В подобранном слове определить и написать окончание, задавая устно вопросы к этому слову)

2. Самостоятельная работа с деформированным текстом

Выделить окончание в данном слове.

(слайд 8) Проверьте.

В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь. Берег реки покрыт мелким песком. За рекой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на реке Сясь. Они там купаются и загорают.

Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит по смыслу к этому тексту).

Прочитайте получившийся текст, доказывая и называя окончания.

Любят (что?) реку – окончание -  у

Берег (чего?) реки – окончание -  и

Находится (за чем?) за рекой – окончание -  ой

Любят проводить (на чём?) на реке – окончание -  е

Что изменяли в существительном река? (Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы восстановить связь слов в предложении, и чтобы был понятен текст).

Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть река Сясь)

Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться им).

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (река Сясь)

3. Задание. Запишите слово река и определите: после какой части слова находится окончание.  

Разбор слова по составу.

(слайд 9) Проверьте.

река – окончание -  а, после корня слова рек

А в слове речушка? 

(слайд 10) Проверьте.

Речушка – окончание – а, (нет речушки), основа слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс - -ушк- 

После какой части слова находится окончание в слове речушка? (После суффикса)

После какой части слова может находиться окончание?

(слайд 11) Вывод

Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.

IV. Рефлексия.

На сколько был интересным для вас урок? Оцените.

V. Подведение итога урока.

О какой части слова вы открыли новое знание? (Об окончании).

Что такое окончание слова? (Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в предложении. На письме выделяется прямоугольником).

VI. Домашнее задание

Знать правило об окончании имени существительного.

Выполнить № по желанию на изученное правило.

На слайде 1 напечатан текст

Дети читают про себя.

Один из учеников читает текст вслух.

Во 2 слайде в существительном декабрь окончания изменены.

Дети читают текст про себя. Один из учеников читает текст вслух.

Высказывание детей.

Дети перед словом декабрь пишут вопрос и изменяют окончания (работа в парах)

Предложения детей.

На слайде 4 – тема урока.

Работа в парах по формулировке правила об окончании. Предложения детей.

На слайде 5 правило об окончании.

На слайде 6 – деформированный текст.

Дети самостоятельно работают в своих тетрадях.

Объясняют ученики.

Самостоятельная работа.

Объясняет один из учеников.

Предложения учеников.

Смайлики.

Ответы учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Волховского района Ленинградской области. Учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна . Педагогический стаж – 36 лет . Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель». Презентация к уроку «Непроизносимый согласный в корне слова» 2012

Слайд 2

Русский язык

Слайд 3

Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабря все л юди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 4

Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрем все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 5

(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём?) декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.

Слайд 6

«Состав слова. Окончание.»

Слайд 7

Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении .

Слайд 9

В нашем городе Сясьстрой все любят рек у Сясь. Берег рек и покрыт мелким песком. За рек ой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на рек е Сясь. Они там купаются и загорают.

Слайд 10

река

Слайд 11

Речушка

Слайд 12

Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.

Слайд 13

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».

Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. ...

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС...

План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС

Урок русского языкав 1 «З» классе «Вежливые слова» Учитель начальных классов...

Конспект урока русского языка "Состав слова " 2 класс (УМК "Школа России")

Конспект урока может быть использован учителями , работающими по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. Планируемые результатыПредметные знать...

Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложен...