Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Калинкина Любовь Анатольевна

           Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут  не только получены новые знания, но и будет развиваться  интеллект учащихся, их устная и письменная речь,  орфографическая зоркость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»                         

                   городского округа город Фролово Волгоградской области

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

Подготовила

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                       Калинкина Любовь Анатольевна

                                                           г. Фролово

                                                           

                                                             2013 год

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут  не только получены новые знания, но и будет развиваться  интеллект учащихся, их устная и письменная речь,  орфографическая зоркость.

Вот некоторые из них.

                1. Письмо с проговариванием.  Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом  дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую      самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

             4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

        5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала  диктую слова  так, как они  пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

         6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление,    речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

         7. Творческие работы. Много  положительных  эмоций  вызывают  у  ребят  задания  творческого  характера,  когда  им  нужно  конструировать  предложения,  самим  составить  текст  на  определённую  тему,  при  этом,  не  забывая  правил  орфографии.  Дети  учатся  оценивать  свою  работу,  работу  своих  товарищей,  учатся  элементам  контроля    и  самоконтроля.

 

Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке:

       а) 1, 3, 5, 4, 2;   б) 4, 2, 3, 5, 1;   в) 1, 4, 2, 3, 5.

       1) снег

       2) ногами

       3) мягко

       4) под

       5) хрустит

       - Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?

           8. Зрительно - слуховой диктант.  Этот вид диктанта помогает      избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во  II  классе  в  I  полугодии  я  продолжаю  писать  диктанты,  используя  для  повторения  и  закрепления  изученного  только  наборы,  состоящие  из  предложений.  Для   II - III  классов  за  основу  беру  диктанты  И. Т. Федоренко,  значительно  их  расширив.

             9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

         10. Диктант «Проверь себя».  Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок  делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

         11. Самодиктанты  -  это вид  диктанта,  при  котором:

          - текст  перед  записью  зрительно  воспринимается  детьми,   их  внимание     фиксируется  на  изучаемой  орфограмме,  ученики  объясняют  условия  выбора   слов  с  данной  орфограммой,  по  окончании  подобной  работы  ученики  диктуют  себе  по  памяти  текст,  а  затем  сверяют  свою  запись  с  образцом.

         -  проводится   домашняя подготовка:  нахождение  и  выписывание  в  рабочую  тетрадь  из  изучаемого  на  уроках  чтения  художественного  произведения  3-5 слов  с  данной  орфограммой.  Эта  форма  работы  чрезвычайно  эффективна,  интересна  учащимся,  так как  они  становятся  «исследователями»  уже  знакомого  им  текста.  После  выписывания  искомых  слов  с  орфограммой  проводится  графическое  обозначение  условий  её  выбора,  подбор (при необходимости)   проверочных  слов  к  данным,  затем – самодиктовка  и   сравнение  своей  записи  с  исходной.

           12. Взаимодиктант может  проводиться  после  подготовки,  описанной  выше  для  самодиктанта:

 

           -   в  парах  с  взаимопроверкой  при  использовании  образца;

            -   одним  из  учащихся,  который  диктует  классу  отобранные  им  дома  из  книги  для  чтения  слова;  после  записи  происходит  комментирование  записанного  несколькими учениками  (их  число  должно  соответствовать  количеству  записанных слов),  далее  работы  сдаются  на  проверку  учителю.

            Ценность  подобных  диктантов  состоит в  том,  что  поиск  слов  с  определённой  орфограммой  в  тексте  служит  одновременно  обогащению  словаря  младших  школьников,  зрительному  запоминанию  написания тех  или  иных  слов  и  развитию  навыка  самоконтроля.  Перечисленные  диктанты  направлены  на  осмысление  учениками  усваиваемых  орфограмм,  и  на развитие  навыка  автоматического  письма.        

         

             13. Конструирование  состоит  в  образовании  форм  слов, в составлении  словосочетаний  и  предложений  с  опорными  словами,  включающими  ту  или  иную  орфограмму,  а  также  в  подборе  слов  определённой  структуры  (с данным  корнем,  и т.д.),  попутно  оно  может  формировать  орфографические  умения,  если  задание  на  подбор  будет  связано  с  изучаемой  орфограммой.

             14. Свободный  диктант  как  вид  упражнения  выполняет  орфографические  задачи,  если  входящие  в  него  слова  имеют  ранее  изученные  орфограммы.  Ученикам  представляется  право  свободной  записи  диктуемого  текста  с  требованием  обязательного  употребления  слов  с  необходимыми  орфограммами.

 

            Свободный  диктант  представляет  большие  возможности  для  развития  речи  и  повышения  грамотности  учеников,  подготавливает  детей  к  ещё  более  самостоятельной  работе – изложению.

        При  проведении  творческих  работ  можно  предложить  детям  пользоваться  такой  памяткой.

-  Составь рассказ.

-  Выдели  первое  предложение.  Вспомни  три  правила  о  предложении.

-  Запиши,  диктуя  себе  по  слогам.  Где  нужно,  подбери  проверочные  слова.

-  Проверь  по  слогам  каждое  слово.

-  Проверь,  все  ли  нужные  мысли  ты  записал.

               15. Рифмованные упражнения. Становление   и  развитие  орфографической  зоркости  может  происходить  легко  и  эффективно,  если  оно  будет  осуществляться  доступными  для  ребёнка  данного  возраста  средствами.  Таким  средством  стали  рифмованные  упражнения.  В  зависимости  от  роли,  которую  выполняют  рифмованные  упражнения,  их  можно  разделить  на  четыре  группы.

        1. «Рифмовки - запоминалки»  служат  для  запоминания  правописания  тех  или  иных  сочетаний,  например,  сочетание  жи - ши.  

             Чижи,  ужи,  ежи,  стрижи,

        жирафы,  мыши,  и  моржи,

        машины,  шины,  камыши -

        запомни  слоги  жи  и  ши.

        2. «Рифмовки – тренажёры»  используются  для  чтения  и  письма  орфографически  насыщенного  материала.

             Тема  «Большая  буква  в  именах  собственных».  Я  записываю  рифмовку  на  доске  с  пропусками  некоторых  кличек,  дети  подбирают  нужные  клички  животных  самостоятельно  или  из  «Слов  для  справок».

                 Кошка  Маринка,

           котёнок ….,

                 щенок  Дружок,

           цыплёнок….,

           корова  Бурёнка,

           коза ….,

           поросёнок  Хрюша,

                 и  бычок ….

Слова  для  справок:  Пушок,  Тишка,  Найдёнка,  Гаврюша.

        3.  Рифмовки – контролёры»  служат  средством  контроля  и  самоконтроля.  

        Тема  «Сочетания  ча-ща».  На  доске  написаны  рифмовки.

           Чаща,  чяйка,  каланча        

            чящя,  ча                   чя

            роща,  чаща  и  свечя

           щя   чящя            ча

                  пищя,  чайник,  чяшки,  чай -

           ща    чя           ча          чя

                 как  напишешь?  Отвечай!

        Чя

Дети  записывают  в  тетрадях  правильные  варианты,  при  выполнении  индивидуального  задания  на  доске  ученик  зачёркивает   неправильное  сочетание.

      Чайка,  каланчя

       Чя                 ча

4. «Рифмовки – орфографические  пятиминутки»   развивают  орфографическую  зоркость.  Читаются  рифмовки  с  заданием:  найти  как  можно  больше  орфограмм.

                   Булочка,  чашка,  чайник,  чаек,

                   кошка  Пушинка,  конёк  Воронок,

                   девочка  Ира  и  мальчик  Илья.

                   Сколько  здесь  правил  нашли  вы,  друзья?

Или:

      Шубка, шапка и мороз,

      мальчик Коля, кот Барбос.

      Анна, лестница, весна,

      класс, машина, тишина.

      Ну, а вы, друзья мои,

      сколько правил здесь нашли?

 Дети находят и выделяют нужную орфограмму.

            Рифмованные  упражнения  на  уроках  чтения  и  русского  языка  выполняются  преимущественно  в  устной  форме.  После  чтения   ученики  ясно  проговаривают  трудные  в  орфографическом  отношении  слова.  Именно  орфографическое  проговаривание  помогло  моим  детям  изжить  такие  типичные  для  начального  обучения  ошибки,  как  пропуск,  замена,  перестановка  букв.  Одним  из  наиболее  действенных  средств,  способных  вызвать  интерес  к  занятиям  по  русскому  языку,  является  дидактическая  игра.  Так,  при  закреплении  и  проверке  знаний  я  использую  игру  «Иду  в  гости».  Её  можно  использовать  как  в  индивидуальной,  так  и  в  групповой  работе.  При  включении  детей  в  ситуацию  дидактической  игры  интерес к  учебной  деятельности  резко  возрастает,  изучаемый  материал  становится  доступным,  работоспособность  повышается.

           5.  «Игровой словарик» Несколько  лет  назад  я  познакомилась  с  технологией  В.Н.Зайцева,  изучила  её  и  стала  применять  на  уроках  русского  языка  работу  с  игровыми  словариками.  Игровые  словарики  позволяют  сократить  время  на  каждое  упражнение  в  5 – 10  раз.  Приведу  в  качестве  примера  начало  страницы  такого  словарика  по  одной  из  орфограмм.

               

                     Проверяемые   безударные  гласные.

                      о        т_лковать

                      е        в_снушки

                      ё        з_лёный

                      о        б_льшой

            В  каждом  слове   пропущена  и  вынесена  на  поля  контрольная  буква.  Возможны  разные  способы  игры  со  словарём:  индивидуально  и  в  парах,  в  режиме  соревнования  групп  и  «соревнования  с  самим  собой».  При  игре  поле  вынесенных  букв  закрыто,  а  слова   с  пропущенными  буквами  открыты.  Ученик  называет  пропущенную  букву,  а  затем  проверяет  правильность  ответа,  открывая  букву  на  поле. Проверка  30  слов  занимает  всего  1-2  минуты  времени,  что  позволяет  сделать  тренировку  ежедневной.  Если  в  течение  недели  повторять  выбранную  страничку  5-6  раз.  То  количество  ошибок  уменьшается  в  2-3  раза.

            После  упражнений  с  игровыми  словариками  каждый  ученик  выписывает  в  свою  рабочую  тетрадь  те  слова,  в  которых  устойчиво  сохраняются  ошибки.  Затем,  при  работе  дома,  он  составляет  небольшой  рассказ,  в  котором  содержатся  выписанные  слова  или  используются  новые  слова  с  трудной  орфограммой.

             6. «Фотограф».  Для  формирования  навыков  грамотного  письма  существенную  роль  имеют  способности  человека  «фотографировать»  прочитанные  слова.  Только  в  случае  сомнения  правописания  того  или  иного  слова,  мы  прибегаем  к  помощи  грамматики.  Поэтому  так  важно  иметь  и  хорошую  зрительную  память,  и  орфографическую  зоркость.  Для  улучшения  указанных  выше  способностей   нужна  специальная  система  тренировочных  упражнений.  Этому  во  многом  способствует  проведение  ежедневных  зрительных  диктантов.  Диктанты  начинала  писать  на  самых  первых  уроках  букварного  периода,  когда  дети  изучили  написание  5 – 6  букв.  Все  орфограммы  выделяла  другим  цветом,  например.  Зелёным.  Таким  образом,  «фотография»  получается  цветной.  Перед  детьми  ставится  задача  запомнить  написания  в  словах  «зелёных»  букв  и  повторить  в  точности  так,  как  на  фотографии  учителя.  В  дальнейшей  работе  по  мере  знакомства  с  грамматическими  правилами  дети  начинают  осознавать  эту  связь  и  приходят  к  выводу,  что  зелёным  цветом  в  словах  отмечены  слабые  позиции.  С  этого  момента  начинается  целенаправленная  работа  по  развитию  орфографической  зоркости.  Над  каждым  набором  текстов  необходимо  работать  3-4  урока,  т.е.  до  тех  пор,  пока  не  исчезнут  ошибки.

        16. Эвристические разминки. Они обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем. Например,

       1.   «Угадай слово».

       Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова.       Дети записывают составленные слова.

       Го- ( город, горох, гореть, горизонт)

       И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.

       Слова спокойно жили в книжке,

       Но книжку вдруг погрызли мышки.

       От слов начало откусили, из книжки в норку утащили.

        …суда, …рёза, …сква.

     2.  Чайнворд.

       В клетки квадрата, круга, и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

       3.  Шарада.

       Узнай слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

       4. Познавательные игры.

       Познавательные игры обучают школьников думать, тренируют и развивают их ум.  

       а)  Игра «Собери слово».

        пус, ка, та; роз, мо; же, нер; тор, трак;

       б)  Игра «Расшифруй слово».

       Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

       2 10 13 6 20                                  26 16 22 7 18

       (билет)                                             (шофёр)

       33 2 13 16 12 16

       (яблоко)

        в) Игра «Ступеньки».

       В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

       берег

       гореть

       агроном      и т.д.

       г) Игра «Волшебные домики».

       Играют две команды. На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буквами:

       лаг.рь                                т.традь

       к.стёр                                с.рень

       р.бята                                св.бода

       Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

        5.  «Орфографическая зарядка».

       Занимает 5-6 минут урока.

       а) Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

       Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

       Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить?

       б) Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.

       Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.

       Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

       в) Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух; также могут быть использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми детьми, но уже с выделенными орфограммами.   

       Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

       Найдите «опасные места». Объясните их правописание.

       г)  Контрольно-диагностический этап:

       1. Запись слов под диктовку:

       Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.

       2. Исправление ошибок в словах:

       Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.

       На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл:

       - Подсчитай количество допущенных ошибок: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

       Поставь себе предварительную оценку.

       Если допущенных ошибок много, то для систематизации и обобщения знаний по определённой орфографической теме обучающиеся составляют упражнения дома самостоятельно или подбирают материал из литературных

текстов. Дети  выполняют эти домашние задания с желанием, без принуждения. В последующие дни ученик выполняет упражнение, составленное его товарищем, а своё передаёт другому ученику. Такая самостоятельная работа с элементами творчества активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике.

       Привожу материалы для «Орфографической зарядки» (2 класс).

  1. Гриб, сталь, Нюра, няня, ручка, уголёк, стройка, моржи, директор, чайки.
  2. Пирог, июнь, Яков, удочки, карман, житель, кусочки, стена, рычат, чищу.
  3. Сноп, июль, Соня, капуста, пушинка, чудак, овощной, следы, волчата, ищу.
  4. Сугроб, апрель, клюква, огоньки, завод, внучата, сестрички, мосты, хочу, дятел.
  5. Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат, кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.
  6. Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат, клубничный, дожди, идёт, жильцы.
  7. Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора, хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.
  8. Исправь ошибки!

Голупь, Настенька, горат, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.

        17. Экспромты.  Это производство оригинальных продуктов умственного труда – могут возникнуть как спонтанно, так и планироваться учителем для ситуаций, благоприятствующих тренировке и развитию ума.

       Например:

      1.   Запишите словарные слова, которые отвечают на вопрос как? И оканчиваются на о.

      2.     Соединяя слова попарно, прочитайте получившуюся пословицу.

    сделать                          можно

    не                                   завтра

    что                                  сегодня

    на                                   откладывай

     3.    Запишите слова, которые спрятались в слове ОДНАЖДЫ.

     4.   Догадайся, какие новые слова нужно записать на двух строчках.       Запиши эти слова.

               Россия, Русь, русский, российский, россияне.

        18. «Мозговая атака». Это производство учеником удачных мыслей –способствует продвижению вперёд в процессе учебного познания. Мозговая атака используется для рационального проектирования и осуществления умственной деятельности в результате активного и интенсивно коллективного обсуждения способов, приёмов вариантов умственной работы. Обзор интересных и познавательных фактов, событий, случаев с последующим анализом и обсуждением расширяет кругозор младшего школьника.

       Например:

а)  Впишите правильный ответ:

              Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для….

б)  Вставьте нужное слово.

              Часть слова, стоящая перед корнем, называется……………… .

в)   Подчеркните правильный ответ.

              Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на         вопросы кто?  что? и обозначает предмет.

              Да. Нет.

                Имя существительное в предложении является только подлежащим.

              Да. Нет.

               Имя существительное является изменяемой частью речи.

              Да. Нет.

        19. Построение опорных схем.

       Например, учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

       Весной лес оживает.                                   е   ----   оие.

       Весело щебечут птицы.                              ео  еу    ы.

       Из берлоги вылезает сонный медведь.      з   еи    ее   нн  ед.

        После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя.

        20. Применение сигнальных карточек. Перед записью слов на определённое правило обучающиеся поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже пишут безошибочно.

  21. Корректировка письма. На доске записываются предложения, в некоторых словах сознательно допущены ошибки. Ученики проверяют, находят эти ошибки, доказывают правильность написания.

  Ребята очень любят быть в роли «учителя». Взаимоконтроль способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища. А это создает условия для формирования орфографической зоркости.

  Одним из эффективных приемов является специально организованное списывание.

  Вот основные действия при таком виде работы:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, что проверить, запомнил ли.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь диктовать себе во время письма.
  5. Повтори предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал. (Здесь учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся действительно диктовали себе во время письма).
  7. Проверь написанное, подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

    22. Игры, развивающие орфографическую зоркость. 

Например:  игра "Соответствия".

- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.

- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).

Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

Игра "Узнай меня".  Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);

                    в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)

Или при изучении темы «Парные согласные » провожу игры «Мы – фотографы» и «Волшебная яблонька.». Дети фотографируют слова:

  Ю…ка,  но…,  морко…ь,  кру…ка,  скри…ка.  

Далее читаю слова:

                Яблонька – волшебница,

                Букву подскажи,

                Ручка моя верная,

                Правильно пиши.

Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.

Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

 

   Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.

     23. Работа с тренажёрами.  Достаточно прочной базой для формирования орфографической зоркости у детей, испытывающих трудности в усвоении русского языка и имеющих отклонения в развитии, является работа с тренажёрами.

Они представляют собой электронное и отпечатанное для каждого ребенка учебное пособие, содержащее 530 слов с различными орфограммами, в том числе с безударными гласными. Так  как это пособие является обучающим, проверяющим и тем самым развивающим  у детей самостоятельность, уверенность в собственных силах, оно позволяет ребёнку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно самому оценить свой труд, следствие чего неудачи ребенка не влияют на общественное мнение и не травмируют его.

    24. Орфографические сказки. Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Так при изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу рассказываю сказку.  

   

   Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.

     Наблюдая за произношением и написанием слов сосна - со́сны, использую орфографическую сказку о гласных буквах а и о:

«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.

И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».

  А вот орфографическая сказка о сочетаниях жи, ши:

«Был жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли ж и ш. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет ж и ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква и. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула ж, другую – ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные ж и ш дружат только с и. Помните об этом, ребята!»

    Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.

    25. «Запоминалки». Для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей работе применяю «Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот примеры таких запоминалок:

                                               Знаешь ты наверняка,

                                               Где ЧН, а где ЧК:

                                               речка, ночка, строчка, точка,

                                               кочка, корочка и почка,

                                               срочный, гречневый, мучной,

                                               точный, встречный и речной.

                                               Никогда в таких словах

                                               Не пишите мягкий знак.

Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

   Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках. Так, например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается такая рифмовка:

                                              Поздний, звёздный и окрестный,

                                              здравствуй, областной и местный,

                                              сердце, солнце и участник,

                                              чувство, лестница и праздник…

                                              Научись слова читать

                                              и запомни, как писать.

    Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

     26. Поиск орфограмм в "чистом" тексте.  Следуя по пути индивидуализации учебного процесса, одним из важнейших условий которого считаем выбор, на разных этапах работы в предмете  предлагаем ребёнку всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы. Одних детей привлекает сама форма материала, других - содержание текстов, а третьих - облегченность, загруженность текстов или виды заданий. Работа с карточками по выбору позволяет учителю видеть проявление индивидуальных особенностей и стилей детей, индивидуально учитывать объём работы, даёт возможность целенаправленно отрабатывать тот материал, который необходим конкретному ученику.

   Специально ставилась задача отбора текстов для карточек. Принципы подбора следующие:

   Мнемонический характер текста. Это значит, что материал не только впрямую, но и на подсознательном уровне способствовал усвоению орфограмм. Он может быть насыщен родственными словами, может быть словами-антонимами или словами из одного семантического поля (например, для правописания гласного в названиях птиц "воробьи, вороны, сороки, соловьи", текст о том, как эти птицы покупали очки и теперь они "в очках" - О-О).

    Тексты должны быть привлекательны по содержанию. Это могут быть тексты юмористического плана, "истории" о правописании, тематика, интересная детям данного возраста (о животных, космосе и др.).

   Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условия включения в работу как можно большего числа детей с самыми разными способами реагирования на учебный материал.

   Однако все эти виды карточек имеют существенный недостаток. Они требуют непосредственного участия учителя в работе ученика. Выполнив задание, ребёнок вынужден ждать, когда учитель проверит и оценит. Иначе смысл в чем? Но этот этап почти всегда отдалён по времени, да к тому же, в силу возрастных особенностей психологически ребёнок относится к первой части работы с карточкой как к самодостаточной. Он был поглощён интересным для него делом и, выполнив его, испытывает полное удовлетворение. Он даже может избегать проверки и оценивания. Сделанные в такой момент с чужой стороны, они действуют разрушающе. Особенно это заметно учителю, когда дети получают свои рабочие тетради после проверки. Они, открыв тетрадь, реагируют на наличие отметки, на наличие записи, но почти не обращают внимания на их содержание. Карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

- развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

- самостоятельно проверить результат работы;

- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;

- если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность "подглядеть" их.

На короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей.

       27. «Волшебный квадрат»  (5х5).  Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого  накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы», — объясняется ученикам.

      Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

28. «Воображаемое письмо». Можно использовать приём, который называется "Воображаемое письмо". В читаемом тексте обращаю внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагаю прочесть слово медленно, прослеживая его слого -буквенный состав, и, закрыв глаза, мысленно его написать. Затем дети открывают глаза и, проверяя себя, перечитывают слово с доски. Таким же образом можно работать со словарными словами.

Предлагаю памятку по этому приёму.

1. Читаю слово медленно.

2. Закрываю глаза.

3. Мысленно пишу слово.

4. Открываю глаза, проверяю себя.

       Я считаю, что предлагаемые формы, методы, приёмы, развивающие орфографическую зоркость в зависимости от индивидуальных особенностей младших школьников, облегчают усвоение материала на уроках русского языка и активизируют творческие способности.  Орфографическую зоркость можно развить только в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное и комбинированное восприятие и запоминание орфограмм.

      Реальная грамотность и культура речи в обществе в решающей степени зависит от того, как поставлено обучение русскому языку, начиная с начальной школы.

      Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости даёт хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, ещё неизученные.

     Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

     Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

           Все приведенные приёмы также способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.

Приложение 1

Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм.

Упражнение "Внимательные руки".

Цель: развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.

Описание. Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.

Задачи, которые стоят перед детьми:

1) держать в памяти инструкцию;

2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;

3) выделить в ней окончания слов;

4) классифицировать выделенные окончания, т.е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";

5) отреагировать соответствующим движением.

Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.

Упражнение "Найди мягкий звук".

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.

В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа.


Приложение 2

Виды диктантов.

1. Слуховые

Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.

Диктант №1

Гуси.

За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).

Диктант №2

Сливы.

Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)

Диктант №3

Весна идёт. Стоят теплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчёлки и шмели. На деревьях появились зелёные листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли.

Зрительные.

Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.

Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живёт, речной, бежать, дома, верный, содержание, привёз, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.

Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живём в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.

На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!

Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.

Самодиктанты (списывание).

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.

Рыбалка.

Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).

Словарный диктант.

Назови одним словом и подчеркни орфограмму:

Лиственное дерево с белой корой (берёза);

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);

Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);

Еда утром, до обеда (завтрак);

Приём пищи в середине дня (обед);

Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);

Овощ с продолговатым зелёным плодом (огурец);

Помещение, в котором производится торговля (рынок);

Сторона света, противоположная востоку (запад);

Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);

Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зёрна (горох);

Пожелание при прощании (до свидания);

Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);

Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)

Приложение 3

Стихи с правилами.

Мягкий знак

Мягкий знак - хитрый знак

Не назвать его никак.

Он не произносится.

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратится сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Будем мы всегда, где надо,

мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором,

 колья - Колей никогда.

Мягкий знак, мягкий знак -

без него нельзя никак!

Без него не написать:

тридцать, девять, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

 уголками - угольки,

Банька в банку превратится -

вот что может получиться

Если будем забывать

мягкий знак в словах писать

День, динь, сон, тень,

сыр, сок, лось, лень,

Нос, внес, рыть, ныть,

кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

 не напишешь мягкий знак.

Разделительный мягкий знак

Перед е, ё, и, ю, я -

Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жильё -

перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

листья, крылья, стулья, чьи,

Вьюга, осенью, друзья,

 колья, перья и семья.

Непроизносимые согласные

Порой в словах встречаются

 ужасные согласные.

Они не произносятся,

и что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,

 надо слово изменять.

И за звуком непонятным

быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно,

а ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

                                                                                                   

                                                                                                                Приложение 4

Занимательные упражнения на развитие орфографической зоркости.

Задание № 1.  Исправьте ошибки. Почему оно вызывает смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

Задание № 2.  Найдите ошибки в стихах и объясните, каких правил не знает Миша.

Пришло письмишко мне.

Гляжу -

Из лагеря от Мишки…

"ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ".

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

"ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛИСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ

БЫЛ ДОВОЛЕН".

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечиться:

Заставить правила учить…

Задание №3.  Вставь пропущенную букву:

Ж…вотное, завтр…к, с…лома, ст…лица, ко (л, лл) …кти (в, ф), медле (н, нн) ый, …гурец, …сина, п…беда, п…м…дор, праздни (к, г), се…одня, з…мл…ника, м…тель, бага (ж, ш), су (б, бб) ота, уж…н.

Задание №4. Исправь ошибку:

Вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, гирой, Горох, гарячий, гатов, жолтый, жевотное, завтро, запот, космас, Молина, вогон, валинки, друк, агурец, аднажды, пассажыр, писок, праздниг, рокета, росстояние, копуста, нарот, оптека, биреза, субота, тапор, торелка, фудбол, квортира, келограм.

Задание №5. Вставь в данные слова сочетания ЖИ и ШИ:

Пру…на, вер…на, о…бка, ма…на, пу…нка, сне. нка, дру…на, сме…нка, на…вка, кру…на.

ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ:

С…тье, ч…чело, щ…ка, ч…йка, ч…лан, щ…вель, ч…лок, ч…сть, ч…стушка, ч…довище, ч…ткость, пощ…да, щ…пальца.

Задание №6. Измени слова по образцу, напиши их.

Образец: Значок - значка.

Крючок - …. Новичок - … пятачок - …

Сачок - … зрачок - … паучок - …

Пучок - … бычок - … колпачок - …

Задание №7. Запиши словосочетание, заменяя выделенное слово словом с уменьшительным или ласкательным значением.

Выпить молока, съесть булку, надеть шапку, поймать щуку, кормить синицу, снять носки, нарисовать собаку.

Задание №8. Парные звонкие и глухие согласные.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос)

С глухим траву она срезает,

Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким - в нем же обитаем. (Том - дом).

С глухим шипящим я - числительное

Со звонким - имя существительное. (Шесть - шест)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар)

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод - плот)

Задание № 9. В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми согласными.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный…

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..."

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

                                                                                                         

                                                                                                                   Приложение 5

Способы формирования грамотного письма.

I. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму.

Цель: через понимание и тренировку фонетического слуха и мышления научиться грамотно, писать.

Заключается в использовании фонематических правил младшим школьником при обучении грамотному письму.

Начало обучения строится на основе максимального и двигательного анализаторов (обозначение мягкости и твердости звука, глухости и звонкости, определение положения языка).

Когда младший школьник научился писать буквы, он записывает фонетическую схему слова, например:

Дверь

д- [д] согл., мягк., звон., парн.

в- [в] согл., мягк., звон. парн.

е- [е] глас., удар.

р- [р] согл., мягк., звон. непарн.

ь- [-]

5 б.4 зв.

Таким образом, чтобы научиться грамотно, писать, младший школьник должен тренировать фонетический слух и отрабатывать правильную артикуляцию всех звуков.

II. Применение жестов на уроках обучения грамоте.

Л.С. Выготский: "Только там, где есть движение руки, тела ребенка, начинается движение его души и ума". Младший школьник любит "разговаривать" пальчиками, жестами. Каждый учитель может придумать свои жесты, разучить с детьми, а затем регулярно использовать их на уроках обучения грамоте. Это поможет повысить результативность и интерес к учебному предмету.

III. Использование зрительных опор, помогающих усвоить орфограммы.

При составлении зрительных опор, нужно руководствоваться правилами, взятыми из учебников по русскому языку. Например:

1. Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне

согл. + Ь + е, е, и, ю, я

(Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, е, я, ю, и).

IV. Использование орфографического словаря на уроках грамотного письма.

Школьный орфографический словарь, являясь учебным пособием по орфографии, должен быть, использован в школе при обучении младшего школьника правописанию. Прочное усвоение младшим школьником беспроверочных написаний возможно лишь при помощи орфографического словаря. Для младшего школьника на первой ступени обучения словарь является не только справочником по правописанию, но и немаловажным источником обогащения и упорядочения его словарного запаса.

V. Использование упражнений и игр, способствующих формированию грамотного письма.

1. Тема ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Игра "Лишняя буква"

Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание. Каждый ребенок в своей группе получает по одной букве. Нужно составить слово, из предложенных букв, учитывая, что одна буква лишняя. (Например: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы)). Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним.

2. Тема УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Упражнение "Разноцветные мячики"

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет двух - или трехсложное слово. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет в этом слове: ударную гласную, если мяч красный - безударную (-ые), если синий.

Приложение  6

Примерный раздаточный материал (карточки) по теме «Предложение».

Карточка 1

На карточке

  1. Распространи предложение.

Девочка чистит.

  1. Допиши родственные слова. Сад, _____, ____________ .
  2. Разбери по составу.

Подкладка, домовой.

В тетради.

  1. Маленькая девочка чистит школьную форму.
  2. Сад, садовый, садовник.
  3. Подкладка, домовой.

Карточка 2

  1. Составь предложение по схеме.

На, дует, теплый, ветерок, улице.

|___ _______ ______ ______ .

  1. Раздели слова на слоги.

Деньки, кусты, собака, мастер, стол.

Карточка 3

 Выпиши пары слов.

Лесные жители укрываются на зиму в теплые норки.

__________(какие?)___________

__________(когда?)___________

__________(куда?)____________

__________(какие?)___________

 Карточка 4

1. Составь предложения, укажи пары.

На, треснул, речке, лёд, грязный.

На, ребята, делают, уроке, поделки, красивые.

2. Придумай предложение.

|____ _____ ______ _______ кормушку.

Карточка 5

 1. Составь предложение, выпиши пары

|_______ лебеди плавали в _______ озере.

лебеди (?)___________

лебеди (?)___________

плавали (?)__________

в озере (?)___________

(Образец выполнения)

  1. Белые лебеди плавали в лесном озере.

Лебеди (что делали?) плавали

Лебеди (какие?) белые

Плавали (в чем?) в озере

В озере (каком?) в лесном

Карточка 6

  1. Ответь на вопросы, запиши предложения, найди орфограммы.

Куда улетают птицы осенью?

О______ п______ у________ ___ ю__.

Куда спешит мальчик утром с ранцем за спиной?

У_______ м________ с р_______ за с_____ с________ __ ш_______ .

Что делают ребята перед едой?

Р_____ п___ е___ м______ р________ .

Приложение 7

Алгоритмы, памятки, занимательный материал.

Например:

 Постановка знаков препинания в конце предложения:

 1. Прочитайте предложение. О ком, о чем в нем говориться?

Как произноситься предложение?

Какой знак нужно поставить в конце предложения?

 Проверь!

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
  3. Не уверен – спроси у учитель!

Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:

  1. С какой буквы пишу слово?
  2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
  3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие?
  • Правила для дописывания:

! Ча – ща пиши с ___.

! Безударную ________ в корне слова проверяй – ставь под ударение.

 Тр…ва

Изменяю слово: ___________.

Подбираю родственное слово: ___________.

! Согласную на конце слова поверяй – ставь перед _______.

 Арбу….

Изменяю слово: __________.

Подбираю родственное слово: ____________.

 ! В неопределенной форме глагола перед –ся пиши ___________.

 ! Не с глаголами не __________ слитно.

 ! Не с глаголами __________ раздельно.

  • Диктант «Найди слова».

И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнуться серебряные.

  • Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

  • Игра « Назови ошибку».

 Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

  • Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

  • Использование приемов усиления орфограмм.

Например:

                           

 

Использование ребусов, кроссвордов.

 (ОПЯТЬ)        (ОКРЕСТНОСТЬ)

В сочетаниях СТ, СН дети обычно на письме вставляют мягкий знак.

                       

 гости брусника

 ластик градусник

 кости песня

  • Использование на уроках русского языка загадок развивает у учащихся находчивость, сообразительность; расширяет кругозор, развивает устную речь. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

 С неба падают зимою

 И кружатся над землею

 Легкие пушинки,

 Белые …. (Снежинки)

 Растет зеленый кустик,

 Дотронешься – укусит. (Шиповник.)

 Доброе, хорошее

 На людей глядит,

 А людям на себя

 Глядеть не велит. (Солнце)

 Красна девица в темнице,

 А коса на улице. (Морковь)

 Хозяин лесной

 Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

 Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 Стою на крыше

 Всех труб выше. ( Антенна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Упражнения по формированию понятий младших школьников...

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...

В помощь родителям. Упражнения по формированию орфографических навыков в букварный период.

Как часто бывает, на первых этапах обучения детям нужна дополнительная индивидуальная помощь. Для оказания такой помощи, по согласованию с родителями и желанию детей, можно организовать  так назы...

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Представлена система упражнений направленных на формирование осознанного и       выразительного видов чтения....

Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника

С помощью системы специальных упражнений  у обучающихся формируются  навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...